Урок чтения 4 класс С. Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Зн-во с произведением С.Есенина. "Лебедушка"
Цель урока: раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
обучающие: - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;
развивающие: - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.
Оборудование урока: - мультимедийные презентации: 1) краткая биография С.Есенина,
2) видеоряд к стихотворению; - портреты композиторов Шарль - Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;
- музыкальный фрагмент произведения»,Сен – Санса «Лебедь».
Ход урока
- Орг момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело! Итак - Урок чтения
- Постановка учебной задачи.
В этом имени – свет России
Голубые её глаза
В этом имени – песня России
Соловьёв её голоса
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского писателя
чтение по бегущей строке
3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21.09.1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Катя и Саша.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.
Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 .12. 1925 года. И был похоронен 31.12. 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и
растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
- Подготовка к восприятию стихотворения.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Есенина
Птица медленно плывет,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
- Прочитайте название стихотворения. БЕГУЩАЯ СТРОКА
Что интересного вы знаете о лебедях?
- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным. Аудиозапись с презентацией
- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?
( Чувство грусти, печали).
- Кто главные герои стихотворения?
- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
6. Словарная работа.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.
У вас на партах карточки, подберите правильное объяснение значений словосочетаний
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)
- дозорила – стерегла, охраняла;
- хоронились – прятались;
- не чуяла – не чувствовала;
А сейчас мы с вами будем читать это произведение, но сначала подготовимся к чтению выполним упражнение, прочитаем скороговорки с разной интонацией.
1 группа – читает весело
2 группа - грустно
Два лебедя жили в пруду.
Отчаянно вместе ныряли ко дну.
Ждали весь день вечернюю мглу,
Чтобы всю ночь смотреть на луну.
"Назови ласково" Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.
Лебедь, роса, трава, дети, мама, кольцо, крылья.
7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 4 строчки
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
8. ФИЗМИНУТКА.
9. Работа в группах над содержанием текста.
- Сейчас поработаем в группах. Правила работы в группах
Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)
Задание для группы № 1.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Задание для группы № 2.
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол, Г) орёл.
Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.
10. Выборочное чтение.
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? (Строфа 27)
- Могла ли она спастись от смерти? (Да)
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради детей.)
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса
- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.
Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».
- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)
12. Игра «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии.)
13. Итог урока.
- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения. МЕЛОДИЯ
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись милосердием и состраданием.
Выставление оценок за работу на уроке.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
14. Домашнее задание. Стр. 124, вопрос № 4.
- покрывала златотканые - гладь зеркальная - тихая заводь - молчаливый затон - трава шелковая - тихозвонные ручейки - росинки серебристые - цветы лазоревые - волны пряные | - небольшой залив в реке с замедленным течением; – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - спокойно протекающие; - длинный нетронутый залив реки; – нежная; - роса прозрачная, под серебро; - светло-синий тон; - издающие запах; | |
- покрывала златотканые - гладь зеркальная - тихая заводь - молчаливый затон - трава шелковая - тихозвонные ручейки - росинки серебристые - цветы лазоревые - волны пряные | - небольшой залив в реке с замедленным течением; – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - спокойно протекающие; - длинный нетронутый залив реки; – нежная; - роса прозрачная, под серебро; - светло-синий тон; - издающие запах; | |
- покрывала златотканые - гладь зеркальная - тихая заводь - молчаливый затон - трава шелковая - тихозвонные ручейки - росинки серебристые - цветы лазоревые - волны пряные | - небольшой залив в реке с замедленным течением; – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - спокойно протекающие; - длинный нетронутый залив реки; – нежная; - роса прозрачная, под серебро; - светло-синий тон; - издающие запах; | |
- покрывала златотканые - гладь зеркальная - тихая заводь - молчаливый затон - трава шелковая - тихозвонные ручейки - росинки серебристые - цветы лазоревые - волны пряные | - небольшой залив в реке с замедленным течением; – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - спокойно протекающие; - длинный нетронутый залив реки; – нежная; - роса прозрачная, под серебро; - светло-синий тон; - издающие запах; | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
Два лебедя жили в пруду. | Два лебедя жили в пруду. | |
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. | Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. |
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. | |
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. | |
Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище. | |
Из-за леса, леса темного, Загорались ярким пламенем А кругом роса жемчужная В это утро вместе с солнышком Позади ватагой стройною И от той ли тихой заводи, Уплывала лебедь белая У побережья зеленого, Как и стала звать лебедушка Выходили лебежатушки А кругом цветы лазоревы И гуляли детки малые Пролетал ли коршун рощею, Хоронились лебежатушки | Но не чуяла лебедушка, Молодой орел под облаком Видел он у леса темного, И хотел орел со злобою Взмахом крыл своих под облаком Но глаза его орлиные Грозный взмах крыла могучего В это время лебедь белая Встрепенулася лебедушка, А орел, взмахнувши крыльями, Распустила крылья белые Побежали детки к озеру, А орел когтями острыми Колыхалось тихо озеро, |
Задание для группы № 1. 1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? А) картину заката, Б) картину рассвета, В) картину жаркого летнего полдня, Г) картину ясной летней ночи. 2 Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками? А) из зарослей камыша, Б) из зарослей осоки, В) из – за острова. 3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек? А) на середину озера, Б) на заводь тихую, В) на остров маленький, Г) на луг пестреющий. | Задание для группы № 3. 1. Как лебёдушка заметила опасность? А) услышала крик, Б) услышала приближающийся шум, В) увидела отражение крыльев орла в воде, Г) случайно посмотрела в нужную сторону. 2. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек? А) спрятала их под крылья, Б) спрятала их в траве, В) спрятала их под корягой. 3. Чем закончилось стихотворение? А) лебёдушка и лебежатушки спаслись, Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись, В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись, г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок. |
Задание для группы № 2. 1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? А) спрятаться, Б) пощипать траву душистую, В) поиграть в игру весёлую, Г) быть подальше от опасности. 2. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек? А) учила их, Б) кормила их, В) дозорила, охраняла, Г) играла. 3 Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками? А) змея, Б) коршун, В) сокол, Г) орёл. | |
СЕРГЕЯ
АЛЕКСАНДРОВИЧА
ЕСЕНИНА
ЛЕБЁДУШКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...