Викторина по сказкам К.И. Чуковского.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Викторина предназначена для учащихся 2 классов. Цель: закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И.Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam_k.i.chukovskogo_2-ye_klassy.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ школы № 404
Колпинского района г. Санкт – Петербурга
Михайлова Татьяна Николаевна
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО (2 классы)
(используются игровые технологии)
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,
выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок
К. И. Чуковского
5.. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др
. б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на занятие.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Здравствуйте ребята я очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии. В начале занятия я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и приготовиться работать.
(Слайд№1) Сегодня мы с вами проведём викторину по сказкам К.И.Чуковского.
В викторине принимают участие 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «Знаток сказок».
II. Вступительное слово. (слайд №3)
Ведущий:
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
(Слайд №4)
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
(Слайд №5)
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведём викторину на лучшего знатока сказок К.Чуковского.
Класс делится на две команды.
- Первая команда – «Солнышко»
- Вторая команда – «Ручеёк»
Приветствие команд.
Девиз первой команды:
«Мы едины, мы непобедимы
Книжки мы читаем
Сказок много знаем.»
Девиз второй команды:
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Оценивать наши конкурсы будет жюри.
( Слайды №6, 7, 8 ) 1конкурс « Вспомните сказку по отрывку»
- Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назовите сказку.
Веселится народ- | Нет – нет! Соловей | И мне не надо |
Лечит маленьких детей, | Только вдруг из – за кусточка | А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ | Солнце по небу гуляло | Свинки замяукали – мяу – мяу, |
(Слайд №9)
2 конкурс «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” Поэт придумывал новые стихи, новых героев, и даже загадки. Давайте проведём конкурс по загадыванию загадок.
- Кто из вас знает больше всего литературных загадок К.И.Чуковского?
(Слайд №10)
3 конкурс «Загадки»
.
- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Слайд №11)
2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)
(Слайд № 12)
3 .Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(коньки)
(Слайд № 13)
4 .Хожу , брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расчёска)
Музыкальная пауза. «В мире много сказок»
(Слова. Ю.Энтина, музыка. В. Шаинского)
(Слайд № 14)
4. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
- Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
- Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
- Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. «КРОКОДИЛ»
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
( Слайд №15)
5 конкурс «Волшебный мешочек».
Учитель достаёт из мешка предметы. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
- Телефон (У меня зазвонил телефон)
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
- Мыло (Вот и мыло подскочило)
- Блюдце (А за ними блюдца)
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
- Термометр (И ставит им градусник)
- Сито (Скачет сито по полям)
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
- Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Игра – соревнование.
На столе лежат атрибуты из разных сказок К.Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке.
1 команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста)
2 команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
1 команда – сказка «Муха – Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мёд)
2 команда – сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
7 конкурс капитанов.
- Сколько и какие сказки К.И.Чуковского «живут» в этом стихотворении?
Для 1 команды: Для 2 команды:
Я за свечку, Наступила темнота.
Свечка в печку! Не ходи за ворота:
Я за книжку, Кто на улицу попал -
Та бежать Заблудился и пропал.
И вприпрыжку Маленькие дети!
Под кровать. Ни за что на свете
А за нею вилки, Не ходите в Африку.
Рюмки да бутылки, В Африку гулять!
Чашки да ложки, В Африке акулы,
Скачут по дорожке. В Африке большие
И такая дребедень Злые крокодилы.
Целый день: Рыбы по полю гуляют,
Динь – ди – лень, Жабы по небу летают,
Динь – ди –лень, Мышки кошку изловили,
Динь – ди – лень! В мышеловку посадили.
(«Мойдодыр», «Федорино горе», («Краденое солнце», «Бармалей»
«Телефон») «Путаница»)
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
(Слайд №16)
8 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
( Слайд № 17)
9 конкурс «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Зажгли море. |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
10 конкурс «Дальше, дальше, дальше»
- Дайте быстрый и правильный ответ на вопрос.
« Муха – Цокотуха»
- Сколько чашек выпили букашки? (3 чашки)
- Что горело в руках комарика? (фонарик)
- За кого вышла замуж Муха – Цокотуха? (за комарика)
- Что нашла Муха – Цокотуха в поле? (денежку)
« Тараканище»
- На чём ехали медведи? (на велосипеде)
- На кого села от страха слониха? (на ежа)
- Какого цвета был таракан? (рыжий)
- Куда упала луна во время веселья? (в болото)
« Мойдодыр»
- На кого похожа бегущая подушка? (на лягушку)
- Откуда вышел Мойдодыр? (из спальни)
- Когда же надо умываться? (по утрам и вечерам)
- С кем прогуливался крокодил по саду? (С Тотошей и Кокошей)
« Телефон»
- Кто любил кушать калоши? (крокодил)
- Что цапли лечили с помощью капель? (животы)
- Кто утонул в болоте? (бегемот)
- Сколько ночей не спал автор из – за телефонных звонков? (3 ночи)
«Федорино горе»
- Какое отчество у Федоры? (Егоровна)
- Кто остался рядом с Федорой, когда все от неё ушли? (тараканы)
- Что стала делать Федора, когда все от неё убежали? (плакать)
- Кто зарыдал со словами: «Увы я разбито, разбито».
« Бармалей»
- Куда решил поехать Бармалей? (в Ленинград)
- Кто проглотил Бармалея? (крокодил)
- Что делал Бармалей в Африке? (кушал маленьких детей)
- Что обещали дети Бармалею, если он их отпустит? (конфет, чаю с сухарями)
11 «Конкурс чтецов».
- Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Вот и подошла к концу наша викторина. Мы увидели, что вы ребята, любите и знаете сказки К.Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!
(Слайд №18)
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов и награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам К.И.Чуковского
Вступительное слово о К.И.Чуковском, 1тур: Вспомни сказку, 2тур: Кто есть кто,3тур:Конкурс знатаков,4 тур:Корзина с потерянными вещами,5 тур:Музыкальная страничка,6 тур:Расшифруй имена сказочных герое...
Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Чукоша"
Викторина по сказкам К.И.Чуковского...
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского....
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Викторина по сказкам познакомит учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, поможет понять удивительный мир сказок, их мудрость и красоту....
Урок внеклассного чтения "Викторина по сказкам К. И. Чуковского"
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2....
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Викторина по сказкам К.И. Чуковского для учеников 3 класса...
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Викторина по сказкам...