Викторина по сказкам К.И. Чуковского
классный час (2 класс) по теме

Часовских Татьяна Петровна

Викторина по сказкам познакомит  учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, поможет  понять удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_skazkam_k.i._chukovskogo.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

  • Цель:
    познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес;
  • показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;
    развивать мышление, речь, воображение, память;
    способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать;
  • воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление:

  • детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
  • презентация;
  • выставка детских книг.

Подготовительная работа к проведению:

  •  чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
  • отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся);
  • выставка книг в классе.

1. Организационный момент.

     Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

2.  Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
   Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы  встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

(слайды 2,3,4)

3.  Закрепление.

А) Соревновательная часть
                                                           I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…
(комара).
«Муха – Цокотуха»

 

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…
(ворону).
«Телефон»

 

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…
(детей).
«Бармалей»


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
«Айболит»

 

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…
(воробей)
«Тараканище»

 

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…
(не могу).
«Федорино горе»

 

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…
(чудовище).

«Крокодил»

 

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…
(темно).
«Краденое солнце».


 Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
(захрюкали, хрю- хрю)

(«Путаниц)

(слайды 5,6,7)

– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…

      Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать.  Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
                                                      II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит -
 (доктор)
Бармалей -
(разбойник)
Федора -
(бабушка)
Каракула -
(акула)
Мойдодыр -
(умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)
Цокотуха
- (муха)
Барабек -
(обжора)
Рыжий, усатый великан -
(таракан)

(слайд 8)


- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

                                                                   Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.
 На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8.
 Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9.
 В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.
 Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

(слайда 9,10)
                                   IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

(слайд 11)
                                              V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».

(слайд 12)

   -  К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Загадки К.И.Чуковского.

( слайды с 13 по 21)

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

(слайды с 22 по 27)


                                      VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

(слайд 28)
     - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.
                                                VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит                             Зажгли море.
Воробей                            Проглотил солнце.
Крокодил                         Помыла свою посуду.
Комар                              Вернул солнце в небо.
Федора                            Потушила море.
Медведь                         Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка                          Съел таракана.
Лисички                         Вылечил зверей.

(слайд 29)

                                            VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

(слайд 30)
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам К.И.Чуковского

Вступительное слово о К.И.Чуковском, 1тур: Вспомни сказку, 2тур: Кто есть кто,3тур:Конкурс знатаков,4 тур:Корзина с потерянными вещами,5 тур:Музыкальная страничка,6 тур:Расшифруй имена сказочных герое...

Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Чукоша"

Викторина по сказкам К.И.Чуковского...

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского....

Урок внеклассного чтения "Викторина по сказкам К. И. Чуковского"

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2....

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Викторина по сказкам К.И. Чуковского для учеников 3 класса...

Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского

Викторины по сказкам К.И. Чуковского....