Реализация ФГОС в начальной школе. Урок обучения чтению. Большая буква в именах. Число имён существительных.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Марьина Светлана Борисовна

Данный материал содержит технологическую карту урока обучения чтению. урок был проведён в 1 четверти 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2_teh_karta.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС в начальной школе. Урок обучения чтению. Технологическая карта урока на тему: «Большая буква в именах. Число имён существительных»

УМК «Система развивающего обучения  Л. В. Занкова»

Составила: Марьина Светлана Борисовна

Учебный предмет

Обучение чтению

Класс

1

Тема урока

Большая буква в именах. Число имён существительных.

Тип урока

открытие новых знаний

Цели урока

Познакомить детей с именами собственными.  Дать понятие «число существительного».

Основные понятия, термины

 Имя существительное, имя собственное, число существительного, антоним.

Планируемый результат

1. Предметные умения:

1.1. иметь представление о понятии «имена собственные»;

1.2. устанавливать причинно-следственные связи между значением слова и его написанием;

1.3. умение определять число существительного;

1.4. иметь представление о понятии «антонимы»;

1.5. умение читать слова

2. Личностные умения:

2.1. воспитывать культуру поведения;

2.2. воспитывать интерес к изучению родного языка и литературе;

2.3. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные умения:

3. Познавательные:

3.1. умение строить предположения;

3.2. умение строить речевое высказывание в устной форме;

3.3. умение добывать информацию с помощью учебника;

3.4.умение классифицировать;

3.5. умение работать с учебником и понимать информацию, данную в учебнике;

3.6. умение сравнивать;

3.7. умение анализировать;

3.8. умение выделять главное

4. Регулятивные:

4.1. умение  определять цель урока и намечать план её достижения;

4.2. умение работать со схемами и таблицами;

4.3. умение доказывать;

4.4. умение действовать по образцу

5. Коммуникативные:

5.1. умение слушать учителя и понимать его речь;

5.2. умение отвечать на вопросы и аргументировано отстаивать свою позицию;

5.3. умение составлять предложение;

5.4. умение слушать и слышать другого

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

УМК «Система развивающего обучения  Л. В. Занкова», «Азбука» Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец,  Доска SMART Board

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1. Организацион-ный момент

-Ребята, поздороваемся с нашими гостями!

-Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку?

Дети здороваются с гостями.

Дети проверяют готовность к уроку.

2.1.

5.1

2.

Актуа-лиза-ция опор-ных знаний

- На каждой парте лежит лист № 1  с таблицей. Вы должны, работая в паре, обвести в таблице нужные буквы.

А

а, л, м, А, р, а, ф, ы

А

э, к, ц, А, с, а, ч, Ж

У

М, н, У, о, п, У, к

у

у, ш, О, л, у т, У, с, в

-Сколько у вас получилось букв а? А? У? у? (Таблица появляе-тся на интерактивной доске)

-Каких букв получилось поровну?

-Есть ли что-то общее между всеми буквами?

Дети обводят нужные буквы.

2, 1, 2, 3 буквы.

- У и а.

- Эти буквы обозначают гласные звуки.

1.5

2.3

3.2

4.2

4.4

5.1

5.2

3.

Поста-новка учеб-ной задачи

- Назовите слова со звуками а, у.

- А я добавлю слова  Аня, Арина. Чем они интересны?

- Вот мы и подошли к цели сегодняшнего урока. Мы будем знакомиться…..

Дети называют слова.

- Они пишутся с заглавной буквы.

- Со словами, которые пишутся с заглавной буквы.

3.1

3.2

3.5

3.8

4.1

4.4

5.1

5.3

4.

Откры-тие новых знаний

-Прочитайте с интерактивной доски слова.

( На доске напечатаны слова: Самара, Толя, Света, кубик, Волга, улица Победы, щенок Дружок, кошка Мурка.)

- Попробуем сделать вывод, какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Такие слова называются «имена собственные».

- А ещё с заглавной буквы пишутся отчества и фамилии, названия гор, озёр, площадей.  Они тоже будут называться «имена собственные».

 Приведите свои примеры.

Дети читают слова.

- Названия городов, рек, улиц, имена людей.

Дети слушают учителя.

Дети называют примеры.

1.1

1.2

1.5

2.2

3.1

3.2

3.4

3.7.

3.8

4.4

5.1

5.3

5.4

5.

Физми-нутка

- Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок,

Руки вниз – хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)

Дальше по лесу шагаем-

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)

Дети выполняют упражнения.

5.1

6.

Первичное закрепление

-Ребята, с заглавной буквы пишутся ещё названия книг, рассказов, стихов, сказок, фильмов, картин. Откройте учебник на странице 19. Рассмотрите рисунки вверху страницы.

- Что общего в этих рисунках?

- Можно ли сказать, что данные герои из одной сказки?

- Составим схемы к названиям сказок. С какой буквы нужно писать название сказки?

- А знаете ли вы другие сказки, в которых героем является медведь? Назовите.

- Ребята, угадайте,  из каких сказок эти строки.

1. – Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

2. – Бабушка, почему у Вас такие большие уши?

- Чтобы лучше слышать, дитя моё.

3. – Кто ел из моей чашки?- зарычала Настасья Петровна.

Дети открывают «Азбуку» на с.19

 и рассматривают рисунки.

Дети называют общие детали.

- Нет. На левом рисунке  изображены герои сказки «Маша и медведь», а  на правом – герои из сказки «Три медведя».

- С заглавной буквы. Дети составляют схемы.

- «Теремок», «Колобок» и т.д.

- Русская  народная сказка «Теремок».

- Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро.

- Сказка «Три медведя».

1.2

2.2

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.8

4.3

5.1

5.2

5.3

5.4

7. Самос-тояте-льная работа

- Сейчас поработаем с конструктором  на доске SMART Board.  Разделим слова на 2 группы:

а) которые начинаются со строчной буквы и б) которые начинаются с заглавной буквы.  

Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова в 2 группы.

1.2

1.5

2.2

2.3

3.4

4.2

5.1

8.

Физми-нутка

- Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

(Ходьба на месте с подниманием рук.)

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.)

Дети выполняют упражнения.

5.1

9.

Поста-новка учеб-ной задачи

- Рассмотрите предметы, которые нарисованы под рисунками к сказкам. Назовите слова.

- Всё ли в порядке с этими словами?

- Вставьте буквы. Что общего между словами?

- Верно. А какое слово может быть лишним?

- Хорошо. А другое слово может быть лишним?

Дети рассма-тривают рисунки и называют слова: домик, ложка, стол, кружка.

- Нет, в них нет букв.

- Все они обозначают предмет и отвечают на вопрос  что?

- Домик, т.к. остальные слова обозначают посуду или мебель, на которую ставят посуду.  

- Да. Это слово кружки, т.к. здесь нарисованы два предмета.

1.2

3.1

3.2

3.3

3.4

3.7

4.3

5.1

5.2

10.

Откры-тие новых знаний

- Вот, ребята, мы сегодня узнали не только о том, какие слова пишутся с заглавной буквы, но и то, что слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, т.е. существительные, могут стоять в единственном или во множественном числе-Назовите свои примеры слов, стоящих в единственном числе.

- Слов,  стоящих во множественном числе.

Дети слушают учителя.

Дети называют примеры.

2.2

4.1

4.4

5.1

11.

Первичное закрепление

- Поиграем в игру. На доске SMART Board написаны слова.

( Рука, заяц, дети, ноги, ухо, рак, дома, дерево, медведи, волк, лисы, коты, стул)

-Прочитаем их вместе. Если слово стоит в единственном числе- хлопнем, если во множественном- топнем.

Дети читают слова и выполняют требования игры.

1.3

1.5

3.4

12. Самос-тоя-тель-ная работа

- На интерактивной доске у меня есть новое задание для вас. Поработаем с конструктором  SMART. Нужно распределить слова в 2 столбика по числам.

Дети выходят по очереди в доске и распределяют слова.

1.3

1.5

3.4

4.2

5.1

13

Закрепление полученных знаний и спосо-бов дейст-вий

- Ребята, на с. 19 «Азбуки» для вас есть ещё интересные задания. 1-е задание называется «Такой- другой». Что вы видите в задании?

- Сколько схем?

-Что общего между этими схемами?

- Прочитайте схемы.

- Назовите слова, противоположные по значению.

- Слова, противоположные по значению в русском языке называют антонимами. 

- Выполним последнее задание на сегодняшнем уроке. Из какой сказки фраза  «Кто ложился в мою постель и смял её?»

- Как произносит эту фразу каждый из героев?

Дети слушают учителя.

- Схемы предложений.

– Три схемы.

- Все они начинаются с заглавной буквы, есть слово «а», запятая, точки.

Дети читают.

Дети называют: большой- маленькая, радостный- грустный, злой- добрая.

- Из сказки «Три медведя».

Дети произносят реплику с разными интонациями.

1.4

2.1

2.2

3.2

3.5

3.7

3.8

5.1

5.2

5.3

5.4

14.

Реф-лек-сия учеб-ной дея-тель-ности

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Что нового вы узнали?

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- В каком числе могут стоять существительные?

- Что такое антонимы?

Дети отвечают на вопросы.

2.3

3.2

3.7

3.8

5.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Большая буква в именах и фамилиях»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Большая буква в именах и фамилиях»...

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС в начальной школе

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей акти...

Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Статью о методах работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО второго поколения....