Учебный предмет | Обучение чтению |
Класс | 1 |
Тема урока | Большая буква в именах. Число имён существительных.
|
Тип урока | открытие новых знаний |
Цели урока | Познакомить детей с именами собственными. Дать понятие «число существительного». |
Основные понятия, термины | Имя существительное, имя собственное, число существительного, антоним. |
Планируемый результат |
1. Предметные умения: 1.1. иметь представление о понятии «имена собственные»; 1.2. устанавливать причинно-следственные связи между значением слова и его написанием; 1.3. умение определять число существительного; 1.4. иметь представление о понятии «антонимы»; 1.5. умение читать слова | 2. Личностные умения: 2.1. воспитывать культуру поведения; 2.2. воспитывать интерес к изучению родного языка и литературе; 2.3. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные умения: 3. Познавательные: 3.1. умение строить предположения; 3.2. умение строить речевое высказывание в устной форме; 3.3. умение добывать информацию с помощью учебника; 3.4.умение классифицировать; 3.5. умение работать с учебником и понимать информацию, данную в учебнике; 3.6. умение сравнивать; 3.7. умение анализировать; 3.8. умение выделять главное
4. Регулятивные: 4.1. умение определять цель урока и намечать план её достижения; 4.2. умение работать со схемами и таблицами; 4.3. умение доказывать; 4.4. умение действовать по образцу
5. Коммуникативные: 5.1. умение слушать учителя и понимать его речь; 5.2. умение отвечать на вопросы и аргументировано отстаивать свою позицию; 5.3. умение составлять предложение; 5.4. умение слушать и слышать другого
|
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая | УМК «Система развивающего обучения Л. В. Занкова», «Азбука» Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, Доска SMART Board |
Технология обучения |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1. Организацион-ный момент | -Ребята, поздороваемся с нашими гостями! -Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. -Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку? | Дети здороваются с гостями.
Дети проверяют готовность к уроку. | 2.1. 5.1
|
2. Актуа-лиза-ция опор-ных знаний | - На каждой парте лежит лист № 1 с таблицей. Вы должны, работая в паре, обвести в таблице нужные буквы.
А | а, л, м, А, р, а, ф, ы | А | э, к, ц, А, с, а, ч, Ж | У | М, н, У, о, п, У, к | у | у, ш, О, л, у т, У, с, в |
-Сколько у вас получилось букв а? А? У? у? (Таблица появляе-тся на интерактивной доске) -Каких букв получилось поровну? -Есть ли что-то общее между всеми буквами?
|
Дети обводят нужные буквы.
2, 1, 2, 3 буквы. - У и а. - Эти буквы обозначают гласные звуки. | 1.5 2.3 3.2 4.2 4.4 5.1 5.2
|
3. Поста-новка учеб-ной задачи | - Назовите слова со звуками а, у. - А я добавлю слова Аня, Арина. Чем они интересны? - Вот мы и подошли к цели сегодняшнего урока. Мы будем знакомиться….. | Дети называют слова. - Они пишутся с заглавной буквы. - Со словами, которые пишутся с заглавной буквы. | 3.1 3.2 3.5 3.8 4.1 4.4 5.1 5.3 |
4. Откры-тие новых знаний | -Прочитайте с интерактивной доски слова. ( На доске напечатаны слова: Самара, Толя, Света, кубик, Волга, улица Победы, щенок Дружок, кошка Мурка.) - Попробуем сделать вывод, какие слова пишутся с заглавной буквы? - Такие слова называются «имена собственные». - А ещё с заглавной буквы пишутся отчества и фамилии, названия гор, озёр, площадей. Они тоже будут называться «имена собственные». Приведите свои примеры. | Дети читают слова.
- Названия городов, рек, улиц, имена людей.
Дети слушают учителя.
Дети называют примеры. | 1.1 1.2 1.5 2.2 3.1 3.2 3.4 3.7. 3.8 4.4 5.1 5.3 5.4 |
5. Физми-нутка | - Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх - хлопок, Руки вниз – хлопок. (Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.) Дальше по лесу шагаем- И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И вразвалочку идём. (Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.) | Дети выполняют упражнения. | 5.1 |
6. Первичное закрепление | -Ребята, с заглавной буквы пишутся ещё названия книг, рассказов, стихов, сказок, фильмов, картин. Откройте учебник на странице 19. Рассмотрите рисунки вверху страницы. - Что общего в этих рисунках? - Можно ли сказать, что данные герои из одной сказки?
- Составим схемы к названиям сказок. С какой буквы нужно писать название сказки?
- А знаете ли вы другие сказки, в которых героем является медведь? Назовите. - Ребята, угадайте, из каких сказок эти строки. 1. – Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт? 2. – Бабушка, почему у Вас такие большие уши? - Чтобы лучше слышать, дитя моё. 3. – Кто ел из моей чашки?- зарычала Настасья Петровна. | Дети открывают «Азбуку» на с.19 и рассматривают рисунки.
Дети называют общие детали. - Нет. На левом рисунке изображены герои сказки «Маша и медведь», а на правом – герои из сказки «Три медведя». - С заглавной буквы. Дети составляют схемы.
- «Теремок», «Колобок» и т.д.
- Русская народная сказка «Теремок».
- Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро. - Сказка «Три медведя». | 1.2 2.2 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.8 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 |
7. Самос-тояте-льная работа | - Сейчас поработаем с конструктором на доске SMART Board. Разделим слова на 2 группы: а) которые начинаются со строчной буквы и б) которые начинаются с заглавной буквы. | Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова в 2 группы. | 1.2 1.5 2.2 2.3 3.4 4.2 5.1 |
8. Физми-нутка | - Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем. (Ходьба на месте с подниманием рук.) Вдруг мы видим: У куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в гнездо кладём. (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.) | Дети выполняют упражнения. | 5.1 |
9. Поста-новка учеб-ной задачи | - Рассмотрите предметы, которые нарисованы под рисунками к сказкам. Назовите слова.
- Всё ли в порядке с этими словами? - Вставьте буквы. Что общего между словами?
- Верно. А какое слово может быть лишним?
- Хорошо. А другое слово может быть лишним? | Дети рассма-тривают рисунки и называют слова: домик, ложка, стол, кружка. - Нет, в них нет букв. - Все они обозначают предмет и отвечают на вопрос что? - Домик, т.к. остальные слова обозначают посуду или мебель, на которую ставят посуду. - Да. Это слово кружки, т.к. здесь нарисованы два предмета. | 1.2 3.1 3.2 3.3 3.4 3.7 4.3 5.1 5.2 |
10. Откры-тие новых знаний | - Вот, ребята, мы сегодня узнали не только о том, какие слова пишутся с заглавной буквы, но и то, что слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, т.е. существительные, могут стоять в единственном или во множественном числе-Назовите свои примеры слов, стоящих в единственном числе. - Слов, стоящих во множественном числе. | Дети слушают учителя.
Дети называют примеры. | 2.2 4.1 4.4 5.1 |
11. Первичное закрепление | - Поиграем в игру. На доске SMART Board написаны слова. ( Рука, заяц, дети, ноги, ухо, рак, дома, дерево, медведи, волк, лисы, коты, стул) -Прочитаем их вместе. Если слово стоит в единственном числе- хлопнем, если во множественном- топнем. | Дети читают слова и выполняют требования игры. | 1.3 1.5 3.4 |
12. Самос-тоя-тель-ная работа | - На интерактивной доске у меня есть новое задание для вас. Поработаем с конструктором SMART. Нужно распределить слова в 2 столбика по числам.
| Дети выходят по очереди в доске и распределяют слова.
| 1.3 1.5 3.4 4.2 5.1 |
13 Закрепление полученных знаний и спосо-бов дейст-вий | - Ребята, на с. 19 «Азбуки» для вас есть ещё интересные задания. 1-е задание называется «Такой- другой». Что вы видите в задании? - Сколько схем? -Что общего между этими схемами?
- Прочитайте схемы. - Назовите слова, противоположные по значению. - Слова, противоположные по значению в русском языке называют антонимами. - Выполним последнее задание на сегодняшнем уроке. Из какой сказки фраза «Кто ложился в мою постель и смял её?» - Как произносит эту фразу каждый из героев? | Дети слушают учителя.
- Схемы предложений. – Три схемы. - Все они начинаются с заглавной буквы, есть слово «а», запятая, точки. Дети читают. Дети называют: большой- маленькая, радостный- грустный, злой- добрая.
- Из сказки «Три медведя». Дети произносят реплику с разными интонациями. | 1.4 2.1 2.2 3.2 3.5 3.7 3.8 5.1 5.2 5.3 5.4
|
14. Реф-лек-сия учеб-ной дея-тель-ности | - С каким настроением вы уходите с урока? - Что нового вы узнали? - Какие слова пишутся с заглавной буквы? - В каком числе могут стоять существительные? - Что такое антонимы? | Дети отвечают на вопросы. | 2.3 3.2 3.7 3.8 5.2 |