II. Актуализация знаний и мотивация Словесный : беседа | 2 мин. | - Ребята, я знаю, что вы провели большую работу по знакомству с творчеством П.П. Бажова. - Сегодня мы подведем итоги этой большой работы. - Давайте вспомним, как называют П.П. Бажова?
(Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала)
| Слушать, отвечать на вопрос. | Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. - общение и взаимодействие |
IV. Открытие нового знания
Наглядный: словесная наглядность
Практический: решение заданий.
Практический: решение заданий. Наглядный: демонстрация презентации | 8 мин. | - Работать мы будем с вами в группах. Мы не только проверим ваши знания, но и попробуем прикоснуться к прекрасному литературному наследию П.П. Бажова. ( разделение класса на группы) 1 этап: « Путаница» Сказы Павла Петровича Бажова ночью перепутались и мы сегодня их обнаружили вот в каком виде: … (не зачитывать) Медной горы уши; Огневушка змейка; Голубая хозяйка; Малахитовая веточка; Таюткино копытце; Серебряное зеркальце; Каменный мастер; | Синюшкин волос; Горный Полоз; Хрупкая Поскакушка; Золотой колодец; Кошачьи подошвы; Про Великую шкатулку; Приказчиков цветок. |
Ваша задача распутать этот клубок и навести порядок в сказах Бажова.
2 этап: «Край самоцветов» Ребята, наш Уральский край очень богат не только добрыми людьми, но и щедрыми недрами. Они отдают людям свои богатства. Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете богатства, которые хранят наши Уральские горы. Каждая группа получит лист с полем для заполнения ответов , я буду описывать камень, а ваша задача вписать в таблицу его название, затем сверяем со слайдом. - Самый дорогой, красный минерал, имеющий по шкале Мооса твердость 9. (Рубин)
- Этот минерал розового цвета, он входит в «большую тройку самоцветов Урала», является поделочным камнем. (Родонит)
- Таинственных хранитель сил,
И древности преданий Кристалл холодный, дар Земли В одежде дивных граней. Вот он лежит передо мной, Глубин земных посланец, И с ним играя, Солнца луч Свой исполняет танец. (Горный хрусталь) - В моей оправе все алмазы
Сверкают ярко, как огни Но я трясиной стану сразу, Лишь «З» на «Б» ты замени. (Золото) - В себя взяв силу всех морей,
Помочь старается скорей, От клеветы оберегает, И милость Божью привлекает. (Самый дорогой синий камень?) (Сапфир) - Как золото дорога,
Входит в сплавы она Ювелиру лучший друг, В украшениях вокруг, Верная подруга серебра И зовется просто… (Платина) - Бывает цвета разного,
Мерцающий такой, Он камень императоров И авантюр герой. (Авантюрин) - К камню ты прикоснись, отзовется виденьем,
Там Данила в гостях у Хозяйки Медной горы. Где смыкается круг бесподобных великих творений, И волшебных свершений в сказаньях поры. (Малахит) (Ефим Ташлицкий) - Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий, Наблюдательному взору Дарит радости открытий. Он умело обработан, Обрамлен в златой каркас, Сочной зеленью своею Он бодрит и тешит глаз. (Изумруд) Виктор Слетов - Этот минерал обнаружен в 2012 году на Урале, в Мариинском месторождении изумрудов. По своим качествам не уступает алмазу и изумруду.
(Мариинскит) - Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Мрамор) - Самый дорогой и твердый минерал в мире. (Алмаз)
- Наряду с малахитом и родонитом входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, является основным поделочным камнем. (Яшма)
| Слушать учителя. Выполнять задание.
| П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
П. – осуществлять операции для решения учебных задач. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: вариативные упражнения
Физминутка | 15 мин.
1 мин. | 3 этап: «Угадай героя» - Сейчас вы получите разные характеристики героев, ваша задача указать имя героя, название сказа, а затем выразительно, художественно прочитать отрывок из произведения • «У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно». (Это девочка Даренка и кошка Муренка, «Серебряное копытце») • «Росли в нашем заводе два парнишечки по близкому соседству…Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже». И были у них прозвища, только один его за обиду считал, а другому это было лестно. (Это Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, «Голубая змейка») Подсказка: – Я и глазки разглядел! – А я хвостик видел. Она им упрется и подскочит. – Думаешь, я не видел? Из колечка-то чуть высунулся • Жил в нашем заводе парень… Вовсе бобылем остался - всю родню схоронил. И от всех ему наследство осталось. От отца – руки да плечи, от матери зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок». (Илья, «Синюшкин колодец») Подсказка: На другой день спохватился парень – где перышки? Думает, обронил. Давай искать по прииску-то. Над ним посмеиваться стали: – Ты в уме ли, парень? Столько ног тут топчется, а ты какие-то махонькие перышки ищешь! В пыль поди их стоптали. Да и на что они тебе? – Как, – отвечает, – на что, коли это бабкина памятка. • «Сиротко круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш, «Каменный цветок») Подсказка: – Ну-ко, покажи, чему тебя мастер выучил? Парнишка запончик надел, подошел к станку и давай рассказывать, да показывать. Что приказчик спросит – у него на всё ответ готов. Как околтать камень, как распилить, фасочку снять, чем когда склеить, как полер навести, как на медь присадить, как на дерево. Однем словом, все как есть. • «Жил в нашем заводе старик один … Семьи у него не осталось он и придумал взять в дети сиротку». (Дед Кокованя, «Серебряное копытце») • «…Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку…» (Бабка-Синюшка, «Синюшкин колодец») Подсказка: Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки все растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно… 4 этап: « Волшебный конверт» Ребята, Огневушка-поскакушка прислала нам волшебные конверты, в них находятся пословицы, вам нужно прочитать их, проанализировать, посовещаться и решить к какому сказу и герою она подходит.
Давайте немного отдохнем и продолжим нашу работу. | Слушать. Искать решение.
Повторять движения
| Р. - принимать и сохранять учебную задачу. П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод
|
VI. Включение в систему знаний Исследовательский | 10 Мин | 5 этап : «Характеристика героя» Каждой группе нужно выбрать одного героя сказов П.П. Бажова и описать его по следующей схеме: - Имя героя
- Название сказа
- Характеристика героя
- Отношение автора к герою
( Ваше отношение к герою) - Последним нашим этапом путешествия будут загадки. Лежит верёвка, Шипит, плутовка. Брать её опасно — Укусит. Ясно? (змея)
Маленькая, лёгонькая, А за хвост не подымешь. (ящерица)
Кто на своей голове лес носит? (олень)
Вся мохнатенька, Четыре лапки, Сама усатенька, Два яхонта под шапкой. (кошка)
Деревянная шея, Железный клюв. Кричит: «Тук-тук-тук!» (молоток)
Чудесно зелена и знаменита Та чаша из резного ... (малахита) Я увидел свой портрет, Отошёл — портрета нет. (зеркало) - Ребята, скажите, почему я загадывала именно эти предметы и именно этих животных? | Характеризовать героя
Отгадывать загадки | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К.- формулировать собственное мнение и позоцию. |