Уральские собиратели сказов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Симченко Виолетта Анатольевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Уральские собиратели сказов". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уральские собиратели сказов34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.03.18                                                                                                                        

Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ

Класс: 4«Е»                                                                                                                                                                                                                          

Кабинет:16        

Студентка: Симченко В.А., 46гр.

Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________        

        

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Уральские собиратели сказов»»

Цели деятельности учителя: обобщить знания детей о творчестве П.П.Бажова; привлечь детей к самостоятельному чтению.

Планируемые результаты 

Предметные: 

знать содержание прочитанных произведений, уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, аргументировать свой выбор.

Личностные: 

-уметь оценивать поступки героев;

- анализировать ситуации, в которых эти поступки проявляются.

Тип урока: закрепление.

Оборудование:  презентация, карточки, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный : беседа

2

мин.

- Ребята, я знаю, что вы провели большую работу по знакомству с творчеством П.П. Бажова.

- Сегодня мы подведем итоги этой большой работы.

- Давайте вспомним, как называют П.П. Бажова?

(Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала)

Слушать, отвечать на вопрос.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: демонстрация презентации

3 мин.

- Сейчас мы попросим Владлена очень коротко нам напомнить о биографии П.П. Бажова.

 

Воспринимать информацию на слух.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

словесная наглядность

Практический: решение заданий.

Практический: решение заданий.

 

Наглядный: демонстрация презентации

8 мин.

- Работать мы будем с вами в группах. Мы не только проверим ваши знания, но и попробуем прикоснуться к прекрасному литературному наследию П.П. Бажова.

( разделение класса на группы)

1 этап: « Путаница»

Сказы Павла Петровича Бажова ночью перепутались и мы сегодня их обнаружили вот в каком виде: … (не зачитывать)

Медной горы уши;

Огневушка змейка;

Голубая хозяйка;

Малахитовая веточка;

Таюткино копытце;

Серебряное зеркальце;

Каменный мастер;

Синюшкин волос;

Горный Полоз;

Хрупкая Поскакушка;

Золотой колодец;

Кошачьи подошвы;

Про Великую шкатулку;

Приказчиков цветок.

Ваша задача распутать этот клубок и навести порядок в сказах Бажова.

2 этап: «Край самоцветов»

Ребята, наш Уральский край очень богат не только добрыми людьми, но и щедрыми недрами. Они отдают людям свои богатства. Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете богатства, которые хранят наши Уральские горы.

Каждая группа получит лист с полем для заполнения ответов , я буду описывать камень, а ваша задача вписать в таблицу его название, затем сверяем со слайдом.

  1. Самый дорогой, красный минерал, имеющий по шкале Мооса твердость 9. (Рубин)
  2. Этот минерал розового цвета, он входит в «большую тройку самоцветов Урала», является поделочным камнем. (Родонит)
  3. Таинственных хранитель сил,

          И древности преданий

          Кристалл холодный, дар Земли

     В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,

Глубин земных посланец,

     И с ним играя, Солнца луч

Свой исполняет танец.

(Горный хрусталь)  

  1. В моей оправе все алмазы

Сверкают ярко, как огни

Но я трясиной стану сразу,

     Лишь «З» на «Б» ты замени.

(Золото)

  1. В себя взяв силу всех морей,

Помочь старается скорей,

От клеветы оберегает,

И милость Божью привлекает.

(Самый дорогой синий камень?)

(Сапфир)

  1. Как золото дорога,

Входит в сплавы она

Ювелиру лучший друг,

В украшениях вокруг,

Верная подруга серебра

И зовется просто…

(Платина)

  1. Бывает цвета разного,

Мерцающий такой,

Он камень императоров

И авантюр герой.

(Авантюрин)

  1. К камню ты прикоснись, отзовется виденьем,

Там Данила в гостях у Хозяйки Медной горы.

Где смыкается круг бесподобных великих творений,

И волшебных свершений в сказаньях поры. (Малахит)                                 (Ефим Ташлицкий)

  1. Сохраняя в себе тайны

Жизни каменной событий,

Наблюдательному взору

Дарит радости открытий.

Он умело обработан,

Обрамлен в златой каркас,

Сочной зеленью своею

Он бодрит и тешит глаз.

(Изумруд)                           Виктор Слетов

  1. Этот минерал обнаружен в 2012 году на Урале, в   Мариинском месторождении изумрудов. По своим качествам не уступает алмазу и изумруду.

(Мариинскит)

  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Мрамор)

  1. Самый дорогой и твердый минерал в мире. (Алмаз)
  2. Наряду с малахитом и родонитом входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, является основным поделочным камнем. (Яшма)

Слушать учителя.

Выполнять задание.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: вариативные упражнения

Физминутка

15 мин.

1 мин.

3 этап: «Угадай героя»

- Сейчас вы получите разные характеристики героев, ваша задача указать имя героя, название сказа, а затем выразительно, художественно прочитать отрывок из произведения

•        «У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая.

Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».

(Это девочка Даренка и кошка Муренка, «Серебряное копытце»)

•        «Росли в нашем заводе два парнишечки по близкому соседству…Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже». И были у них прозвища, только один его за обиду считал, а другому это было лестно. (Это Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, «Голубая змейка»)

Подсказка:

– Я и глазки разглядел!

– А я хвостик видел. Она им упрется и подскочит.

– Думаешь, я не видел? Из колечка-то чуть высунулся

•        Жил в нашем заводе парень… Вовсе бобылем остался   - всю родню схоронил. И от всех ему наследство осталось. От отца – руки да плечи, от матери зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок». (Илья, «Синюшкин колодец»)
Подсказка:

На другой день спохватился парень – где перышки? Думает, обронил. Давай искать по прииску-то. Над ним посмеиваться стали:

– Ты в уме ли, парень? Столько ног тут топчется, а ты какие-то махонькие перышки ищешь! В пыль поди их стоптали. Да и на что они тебе?

– Как, – отвечает, – на что, коли это бабкина памятка.

•        «Сиротко круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш, «Каменный цветок»)

Подсказка:

– Ну-ко, покажи, чему тебя мастер выучил?

Парнишка запончик надел, подошел к станку и давай рассказывать, да показывать. Что приказчик спросит – у него на всё ответ готов. Как околтать камень, как распилить, фасочку снять, чем когда склеить, как полер навести, как на медь присадить, как на дерево. Однем словом, все как есть.

•        «Жил в нашем заводе старик один … Семьи у него не осталось он и придумал взять в дети сиротку». (Дед Кокованя, «Серебряное копытце»)

•        «…Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку…»

(Бабка-Синюшка, «Синюшкин колодец»)

Подсказка:

Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки все растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно…

4 этап: « Волшебный конверт»

Ребята, Огневушка-поскакушка прислала нам волшебные конверты, в них находятся пословицы, вам нужно прочитать их, проанализировать, посовещаться и решить к какому сказу и герою она подходит.

Давайте немного отдохнем и продолжим нашу работу.

Слушать.

Искать решение.

Повторять движения

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Исследовательский

10

Мин

5 этап : «Характеристика героя»

Каждой группе нужно выбрать одного героя сказов П.П. Бажова и описать его по следующей схеме:

  1. Имя героя
  2. Название сказа
  3. Характеристика героя
  4. Отношение автора к герою

( Ваше отношение к герою)

- Последним нашим этапом путешествия будут загадки.

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит. Ясно?                                        (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь.              (ящерица)

Кто на своей голове лес носит?        (олень)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.                   (кошка)

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит: «Тук-тук-тук!»               (молоток)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного ...                (малахита)

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет.                (зеркало)

- Ребята, скажите, почему я загадывала именно эти предметы и именно этих животных?

Характеризовать героя

Отгадывать загадки

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позоцию.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Аналитический

3 мин.

Ребята, давайте подведем итоги!

- Скажите, кто с удовольствием читал сказы П.П. Бажова?

- Кто читал сказы, которых не было в списке обязательного прочтения?

- Кому помогали работать со сказами родители?

- О чем заставило вас задуматься чтение?

- Кому можно рекомендовать сказы Бажова?

- Кто бы прочитал их своим детям?

Анализировать работу

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Василий Иванович Даль - собиратель слов, пословиц, поговорок."

Дана краткая биография В.И.Даля, показана его роль в обогащении русского языка....

"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"

План-конспект урока внеклассного чтения...

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"

Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...

Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".

Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных п...