Уральские собиратели сказов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Симченко Виолетта Анатольевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Уральские собиратели сказов". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уральские собиратели сказов34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.03.18                                                                                                                        

Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ

Класс: 4«Е»                                                                                                                                                                                                                          

Кабинет:16        

Студентка: Симченко В.А., 46гр.

Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________        

        

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Уральские собиратели сказов»»

Цели деятельности учителя: обобщить знания детей о творчестве П.П.Бажова; привлечь детей к самостоятельному чтению.

Планируемые результаты 

Предметные: 

знать содержание прочитанных произведений, уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, аргументировать свой выбор.

Личностные: 

-уметь оценивать поступки героев;

- анализировать ситуации, в которых эти поступки проявляются.

Тип урока: закрепление.

Оборудование:  презентация, карточки, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный : беседа

2

мин.

- Ребята, я знаю, что вы провели большую работу по знакомству с творчеством П.П. Бажова.

- Сегодня мы подведем итоги этой большой работы.

- Давайте вспомним, как называют П.П. Бажова?

(Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала)

Слушать, отвечать на вопрос.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: демонстрация презентации

3 мин.

- Сейчас мы попросим Владлена очень коротко нам напомнить о биографии П.П. Бажова.

 

Воспринимать информацию на слух.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

словесная наглядность

Практический: решение заданий.

Практический: решение заданий.

 

Наглядный: демонстрация презентации

8 мин.

- Работать мы будем с вами в группах. Мы не только проверим ваши знания, но и попробуем прикоснуться к прекрасному литературному наследию П.П. Бажова.

( разделение класса на группы)

1 этап: « Путаница»

Сказы Павла Петровича Бажова ночью перепутались и мы сегодня их обнаружили вот в каком виде: … (не зачитывать)

Медной горы уши;

Огневушка змейка;

Голубая хозяйка;

Малахитовая веточка;

Таюткино копытце;

Серебряное зеркальце;

Каменный мастер;

Синюшкин волос;

Горный Полоз;

Хрупкая Поскакушка;

Золотой колодец;

Кошачьи подошвы;

Про Великую шкатулку;

Приказчиков цветок.

Ваша задача распутать этот клубок и навести порядок в сказах Бажова.

2 этап: «Край самоцветов»

Ребята, наш Уральский край очень богат не только добрыми людьми, но и щедрыми недрами. Они отдают людям свои богатства. Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете богатства, которые хранят наши Уральские горы.

Каждая группа получит лист с полем для заполнения ответов , я буду описывать камень, а ваша задача вписать в таблицу его название, затем сверяем со слайдом.

  1. Самый дорогой, красный минерал, имеющий по шкале Мооса твердость 9. (Рубин)
  2. Этот минерал розового цвета, он входит в «большую тройку самоцветов Урала», является поделочным камнем. (Родонит)
  3. Таинственных хранитель сил,

          И древности преданий

          Кристалл холодный, дар Земли

     В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,

Глубин земных посланец,

     И с ним играя, Солнца луч

Свой исполняет танец.

(Горный хрусталь)  

  1. В моей оправе все алмазы

Сверкают ярко, как огни

Но я трясиной стану сразу,

     Лишь «З» на «Б» ты замени.

(Золото)

  1. В себя взяв силу всех морей,

Помочь старается скорей,

От клеветы оберегает,

И милость Божью привлекает.

(Самый дорогой синий камень?)

(Сапфир)

  1. Как золото дорога,

Входит в сплавы она

Ювелиру лучший друг,

В украшениях вокруг,

Верная подруга серебра

И зовется просто…

(Платина)

  1. Бывает цвета разного,

Мерцающий такой,

Он камень императоров

И авантюр герой.

(Авантюрин)

  1. К камню ты прикоснись, отзовется виденьем,

Там Данила в гостях у Хозяйки Медной горы.

Где смыкается круг бесподобных великих творений,

И волшебных свершений в сказаньях поры. (Малахит)                                 (Ефим Ташлицкий)

  1. Сохраняя в себе тайны

Жизни каменной событий,

Наблюдательному взору

Дарит радости открытий.

Он умело обработан,

Обрамлен в златой каркас,

Сочной зеленью своею

Он бодрит и тешит глаз.

(Изумруд)                           Виктор Слетов

  1. Этот минерал обнаружен в 2012 году на Урале, в   Мариинском месторождении изумрудов. По своим качествам не уступает алмазу и изумруду.

(Мариинскит)

  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Мрамор)

  1. Самый дорогой и твердый минерал в мире. (Алмаз)
  2. Наряду с малахитом и родонитом входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, является основным поделочным камнем. (Яшма)

Слушать учителя.

Выполнять задание.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: вариативные упражнения

Физминутка

15 мин.

1 мин.

3 этап: «Угадай героя»

- Сейчас вы получите разные характеристики героев, ваша задача указать имя героя, название сказа, а затем выразительно, художественно прочитать отрывок из произведения

•        «У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая.

Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».

(Это девочка Даренка и кошка Муренка, «Серебряное копытце»)

•        «Росли в нашем заводе два парнишечки по близкому соседству…Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже». И были у них прозвища, только один его за обиду считал, а другому это было лестно. (Это Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, «Голубая змейка»)

Подсказка:

– Я и глазки разглядел!

– А я хвостик видел. Она им упрется и подскочит.

– Думаешь, я не видел? Из колечка-то чуть высунулся

•        Жил в нашем заводе парень… Вовсе бобылем остался   - всю родню схоронил. И от всех ему наследство осталось. От отца – руки да плечи, от матери зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок». (Илья, «Синюшкин колодец»)
Подсказка:

На другой день спохватился парень – где перышки? Думает, обронил. Давай искать по прииску-то. Над ним посмеиваться стали:

– Ты в уме ли, парень? Столько ног тут топчется, а ты какие-то махонькие перышки ищешь! В пыль поди их стоптали. Да и на что они тебе?

– Как, – отвечает, – на что, коли это бабкина памятка.

•        «Сиротко круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш, «Каменный цветок»)

Подсказка:

– Ну-ко, покажи, чему тебя мастер выучил?

Парнишка запончик надел, подошел к станку и давай рассказывать, да показывать. Что приказчик спросит – у него на всё ответ готов. Как околтать камень, как распилить, фасочку снять, чем когда склеить, как полер навести, как на медь присадить, как на дерево. Однем словом, все как есть.

•        «Жил в нашем заводе старик один … Семьи у него не осталось он и придумал взять в дети сиротку». (Дед Кокованя, «Серебряное копытце»)

•        «…Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку…»

(Бабка-Синюшка, «Синюшкин колодец»)

Подсказка:

Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки все растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно…

4 этап: « Волшебный конверт»

Ребята, Огневушка-поскакушка прислала нам волшебные конверты, в них находятся пословицы, вам нужно прочитать их, проанализировать, посовещаться и решить к какому сказу и герою она подходит.

Давайте немного отдохнем и продолжим нашу работу.

Слушать.

Искать решение.

Повторять движения

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Исследовательский

10

Мин

5 этап : «Характеристика героя»

Каждой группе нужно выбрать одного героя сказов П.П. Бажова и описать его по следующей схеме:

  1. Имя героя
  2. Название сказа
  3. Характеристика героя
  4. Отношение автора к герою

( Ваше отношение к герою)

- Последним нашим этапом путешествия будут загадки.

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит. Ясно?                                        (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь.              (ящерица)

Кто на своей голове лес носит?        (олень)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.                   (кошка)

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит: «Тук-тук-тук!»               (молоток)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного ...                (малахита)

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет.                (зеркало)

- Ребята, скажите, почему я загадывала именно эти предметы и именно этих животных?

Характеризовать героя

Отгадывать загадки

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позоцию.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Аналитический

3 мин.

Ребята, давайте подведем итоги!

- Скажите, кто с удовольствием читал сказы П.П. Бажова?

- Кто читал сказы, которых не было в списке обязательного прочтения?

- Кому помогали работать со сказами родители?

- О чем заставило вас задуматься чтение?

- Кому можно рекомендовать сказы Бажова?

- Кто бы прочитал их своим детям?

Анализировать работу

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Василий Иванович Даль - собиратель слов, пословиц, поговорок."

Дана краткая биография В.И.Даля, показана его роль в обогащении русского языка....

"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"

План-конспект урока внеклассного чтения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"

Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...

Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".

Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных п...

Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...