Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского;
2 ) развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий;
3) воспитывать уважение к старшим.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения,
уметь воспринимать и анализировать текст, умение формулировать проблему произведения, давать характеристику герою, аргументировать свои ответы
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Оборудование: презентация, карты самооценки, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков
Планируемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Универсальные учебные действия:
личностные – проявлять терпимость, понимать и уметь высказывать свою точку зрения.
метапредметные:
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):
-удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;
коммуникативные :
- уметь работать с текстом
- уметь слушать и не перебивать своих одноклассников и учителя
- уметь воспринимать чужое мнение
- уметь передавать информацию, описывать героя и действия в произведении.
-работать в парах;
предметные:
-находить информацию о произведении и книге.
План урока:
1. Организационный момент. Постановка цели и задачи.
2. Закрепление знаний и способов действий
3. Рефлексия, самооценка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_razrabotka.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»
Тема урока: К. Г. Паустовский « Тёплый хлеб»
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского;
2 ) развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий;
3) воспитывать уважение к старшим.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения,
уметь воспринимать и анализировать текст, умение формулировать проблему произведения, давать характеристику герою, аргументировать свои ответы
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Оборудование: презентация, карты самооценки, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков
Планируемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Универсальные учебные действия:
личностные – проявлять терпимость, понимать и уметь высказывать свою точку зрения.
метапредметные:
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):
-удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;
коммуникативные :
- уметь работать с текстом
- уметь слушать и не перебивать своих одноклассников и учителя
- уметь воспринимать чужое мнение
- уметь передавать информацию, описывать героя и действия в произведении.
-работать в парах;
предметные:
-находить информацию о произведении и книге.
План урока:
1. Организационный момент. Постановка цели и задачи.
2. Закрепление знаний и способов действий
3. Рефлексия, самооценка
Технологическая карта урока
1 этап. Организационный момент. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Ребята, послушайте описание человека и скажите пожалуйста из какого он произведения. Жил он со своей бабкой. Он был молчаливый, недоверчивый и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Мы с вами начали работать с этим произведением. Но не поговорили о Константине Георгиевиче Паустовском. Обратите внимание на доску. Рассмотрите портрет Константина Георгиевича. Что вы можете сказать о чертах лица? Посмотрите какие глаза, в ним «глубина души». | Данное описание подходит к герою Филька из произведения Паустовского «Теплый хлеб». Дети формулируют цели урока | |
2 этап. Закрепление знаний | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1)Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского (информацию см. приложение1) -Паустовский Константин Григорьевич, обращается к вам с такими словами : «Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от липы или клевер от подорожника. Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные её пласты отмирают, и в конце концов равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.» Ребята, как вы понимаете слова автора ? - Что вы узнали о жизни и творчестве К.Г. Паустовского? -Каким он был человеком? -К чему призывал писатель? -Итак, К.Г.Паустовский с большим вниманием, любовью и мастерством описывал жизнь. Давайте сегодня на уроке постараемся прочитать отрывки из сказки «Тёплый хлеб» не торопясь, как бы напиваясь родниковой водой прекрасной русской речи. Давайте обратимся к нашим учебникам. Работа над выразительным чтением. Анализ содержания. -Напомните домашнее задание. -Прочитайте в парах , по ролям отрывок «Разговор бабки с Филькой». Как прозвучат в нём голоса героев? Автор- Аханов Филька-Малышев Бабка- Курбатова Старый солдат- Арестов Злой мужик- Ионин ОЦЕНИВАНИЕ (беглость, правильность, выразительность) Какие аналогии проводит автор в тексте, чьи поступки похожи? -В чём острота, сложность ситуации? Вопросы на доске: -Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от «охлаждения сердца». Как ты понимаешь эти слова? Почему она не сказала, что он замерз? -Плакал ли Филька, когда пришел к Панкрату? Если да,то почему ? Выбери подходящее объяснение: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замёрз, жалко лошадь. А может быть есть другие причины? ОЦЕНИВАНИЕ (пары, давшие удачные ответы получают жетоны) Анализ содержания 2 и 3 частей. Главное: - Какое спасение от стужи изобрёл мальчик Филька? -Почесу мельница заработала? -Чем окончился рассказ? Проанализируй рассказ. В какое время разворачивался сюжет? Кто приютил коня? Почему же Филька был равнодушным? ОЦЕНИВАНИЕ (ребята, чьи вопросы наиболее сложны и интересны, получают жетоны) Рассматривание устройства мельницы по иллюстрации к сказке на экране. Выбери наиболее яркий момент в произведении и перескажи его. Почему выбрал именно этот фрагмент? Какие чувства вызвало это произведение? Почему? - Назовите героев сказки. - Вы назвали почти всех героев, но одного все же забыли, причём самого главного. Для того, чтобы выяснить кто же это, давайте поработаем с текстом. Паустовский в своих произведениях много внимания уделяет описанию природы. Давайте посмотрим, как природа помогает передать отношение автора к происходящему. Выберите и прочитайте отрывки в которых показано как меняется погода: А) до проступка Фильки -Какое чувство вызывает у вас такое описание природы? В) После проступка - Как реагирует природа на поступки героя? В) Как погода изменилась к ночи? Г) И, наконец, когда Филька раскаялся в содеянном, когда люди объединились, чтобы справиться с бедой
- Сделайте вывод. | Выступления детей по теме (индивидуальное задание) Ученики выражают свое мнение Тезисы: активная гражданская позиция; Любознательность; Любовь к нашей земле и народу; Чтение учеников. Дети напоминают домашнее задание. Анализ характеров героев, их поведения в разных ситуациях Проводят аналогии: Филька- Злой мужик Старый солдат-Раненый конь Работа в парах. Ученики задают друг другу вопросы, приготовленные дома. Ответы на вопросы. Поиск ответов в тексте. Выборочное чтение Ребята называют героев: Филька Ну тебя, бабка, Панкрат, старый солдат, злой мужик, сорока, ребята, раненый конь Обучающиеся читают отрывки (Описано с юмором, мягко, радостно, умиротворённо) (Она выражает гнев, негодование) (Равнодушие, оставленность, природа как бы отступила от людей, ей стали безразличны их беды. «Воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота- жгучая и ясная…» (Природа как любящая мать была отходчива на гнев. Едва дитя раскаялось, она снова заключает его в объятья. И снова присущий Паустовскому юмор: «В воздухе запахло весной и навозом») Вывод: природа в сказке «Тёплый хлеб» выступает как один из главных героев. Она то наказывает, то милует, реагирует на поступки людей и даже подчиняется животным | |
3 этап: Рефлексия, самооценка | ||
Произведение «Теплый хлеб» так же о долге. Какой долг не захотел выполнить Филька? А перед кем долг есть у нас? Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем работу с произведением «Теплый хлеб». Вы получили сегодня жетоны и на прошлом уроке. У кого 2 и более положите их в дневники и сдайте мне. А теперь оцените свою работу сами. Перед вами лежат листы рефлексии. Домашнее задание . На листе А4 изобразить понравившегося вам героя и написать почему выбрали его. - Спасибо за работу! | Долг перед пожилым ветераном. Перед Родиной, ветеранами, родителями и перед самим собой. |
Список литературы
- Учебник по литературному чтению 3 класс УМК «Планета знаний» с.17-29
- http://obrazovaka.ru/alpha/p/paustovskij-konstantin-paustovsky-konstantin
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Паустовский,_Константин_Георгиевич
- Фотография К.Г. Паустовского https://www.google.ru/search?newwindow=1&client=opera&hs=s4k&biw=1920&bih=970&tbm=isch&sa=1&ei=ClzTWtKBJcP8swGAsLjQDg&q=фотография+Паустовского&oq=фотография+Паустовского&gs_l=psy-ab.3..0.9155.18766.0.19076.25.12.2.11.12.0.171.1450.0j11.11.0....0...1c.1.64.psy-ab..1.24.1523...0i67k1j0i8i30k1j0i24k1.0.Jp2uKzpWqzc
Приложение 1
Ранние годы. Образование
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».
Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
Творчество писателя
После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.
Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.
Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.
Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.
Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.
Последние годы и смерть
С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.
Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".
Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....
Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб.
Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб. Задание для работы в группах на этапе рефлексии....
Урок литературное чтение К.Паустовский "Тёплый Хлеб"
Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...
Проверочная работа по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб"
Проверочная работа состоит из заданий тестового характера и открытого типа...
К.Паустовский "Тёплый хлеб"
презентация...
Тема урока: О совести и долге. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Урок литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...