Урок-викторина по сказкам К.И.Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и произведениями К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг;
4) жетоны;
5) медали, сладкие призы;
6) портрет Чуковского.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Начальные классы | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-викторины
по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов
Иконниковой Ольги Дмитриевны
МБОУ ООШ №48
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и произведениями К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг;
4) жетоны;
5) медали, сладкие призы;
6) портрет Чуковского.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход урока
Участие в викторине принимают 2 команды.
Каждая команда за правильный ответ получает жетон.
Команде собравшей большее количество жетонов вручается календарик 2015г..
Всем участникам викторины сладкий приз.
На доске: портрет К.Ч.; рисунки детей к сказкам писателя, изображения иголки и крапивы, запись – викторина, 1916год.
(1 слайд) 1. Организационный момент
---Ребята, сегодня мы проведем необычный урок-викторину по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Я просила вас почитать на каникулах вместе с родителями сказки Чуковского, нарисовать рисунок к сказке писателя.
–--Какие цели мы поставим себе на этот урок? ( Познакомимся со сказками К.Ч., узнаем, как и где жил писатель, что он любил, послушаем отрывки из сказок, которые вы выучили дома, уже видим рисунки ребят к произведениям Чуковского). – А почему на доске изображения крапивы и иголки? (предположения учеников), об этом мы тоже узнаем на уроке.
----А что такое ВИКТОРИНА? (Викторина – это игра в ответы на вопросы).
--На уроке вас ожидает много интересных вопросов, новых открытий, знаний, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка, память. Работать мы будем в командах, каждая команда за правильный ответ получает жетон. Придумаем названия командам или рисунок (2) + доска.
---Давайте улыбнемся друг другу, пусть урок принесет нам всем радость общения.
(2 слайд) -С ранних лет сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши мамы и папы, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без Айболита, Мухи-цокотухи, Бармалея, Мойдодыра.
---Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. 1сказка К.Ч. «Крокодил», написана в 1916 году.
----- Сказки писателя воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(3 слайд) 1 задание: «Разминка»
4 -15 слайды: вопросы и ответы
-Какую сказку написал К.Ч.? -Кто злодея победил, Муху-Цокотуху освободил? -Мышки кошку изловили и куда-то посадили? - На ком ехали раки? -Из какой сказки слова: «Маленькие дети! Ни за что на свете…»? - Кто потушил море в сказке «Краденое солнце»? МОЛОДЦЫ!!!
(16 слайд) + 5 фото…
- --Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Сейчас в Переделкино действует дом-музей К.Ч.
---Назовите сказочных героев, которых придумал К.Ч. (Мойдодыр, Айболит, Тараканище, Федора, Цокотуха, Тараканище… + показываю рисунки ребят)
---Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
(17 слайд) -- Детский писатель, переводчик, журналист, всенародный любимец. Написал много произведений. Родился 132 года назад в городе Санкт-Петербурге.
---Прочитаем названия сказок К.Ч.
2. Основная часть
( 18, 19, 20 слайды) 2 задание: «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара). 1.«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позови-ка лучше… (ворону). 2. «Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей). 3.«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) 4.«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) 5.«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу) 6.«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище). 7.«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно). 8. «Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) 9.(«Путаница») ---ПРОСТО МОЛОДЦЫ!!!!!
(21 слайд) +5 фото
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
В своем доме писатель часто устраивал встречи с детьми из окрестных домов, читал им свои сказки.
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
(22 слайд) 3 задание «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка)
Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора) Рыжий, усатый великан - (таракан) -ХОРОШО!!!!!
(23 слайд) Годы жизни писателя - (1882-1969) Прожил писатель 87 лет.
- Где родился?
---Похоронен в Москве.
---Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
---Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности! От лени!” + (загадка) Отгадайте загадки К.Ч.: «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну» (иголка); «Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня!» ( крапива).
(24 слайд) 4 задание: «Аукцион»
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»). -МОЛОДЦЫ!!!
( 25 слайд) Физкультминутка
Мы топаем ногами: топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И кружимся потом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: если я называю героя сказки К.Ч., то вы приседаете, а если я называю НЕ героя сказки К.Ч., то вы прыгаете. ---Айболит, Золушка, Федора, Дюймовочка, Мойдодыр, Цокотуха, Русалочка, Карлсон, Бармалей.
(26 слайд) 5 задание: «Расскажи отрывок из сказки»
-Прочитать названия сказок К.Ч. Дети читают наизусть выученные отрывки из сказок. -ПРЕКРАСНО!!!
(27 слайд) 6 задание: «Корзинка с потерянными вещами»
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
--Телефон (У меня зазвонил телефон) - «Телефон»;
--Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) - «Тараканище»;
--Мыло (Вот и мыло подскочило) - «Мойдодыр»;
--Блюдце (А за ними блюдца) - «Федорино горе»;
--Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) - «Телефон»;
--Термометр (И ставит им градусник) - «Айболит»;
--Сито (Скачет сито по полям) - «Федорино горе»;
--Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») – «Телефон»;
--Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) - «Муха-Цокотуха»;
--Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) - «Айболит»;
--Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником) - «Крокодил»;
--Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) - «Мойдодыр». ---------МОЛОДЦЫ!!!
(28 слайд -29,30,31 слайды) 6 задание: «Угадай героев произведений К.И.Чуковского» Тяни-толкай - (антилопа, друг доктора Айболита); Муха-Цокотуха, Комар и другие насекомые; доктор Айболит и больные звери. --ХОРОШО!!!
(32 слайд) 7 задание: «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил) МОЛОДЦЫ!!!
(33 слайд) 3.Итоги
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
(34 слайд) Сказки К.Ч. воспитывают веру в дружбу и любовь, в справедливость, в победу добра над злом. В сказках К.Ч. есть то, что должно всегда жить в человеке. Читаем все вместе: Спасибо К.Ч. за чудесные сказки.
-Я сегодня узнал…
- Мне понравилось…
-Мне захотелось…
-А вам понравилось работать на уроке?
4. Итог урока. Вручение календариков и сладких призов.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК! (35 слайд) Спасибочки!
Загадки К. Чуковского
- Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну. (Иголка)
- Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! ( Крапива)
- Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою. Но солнце припечет – заплачет и умрет. (Сосулька)
- Был белый дом, чудесный дом, и что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо, - такое теплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо, цыпленок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....
Урок - викторина «По дорогам сказки»
Первый тур «Угадай сказку» Второй тур «Кто автор» Третий тур «В какой стране жил автор» Четвертый тур « Волшебные превращения»...
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского
Викторины по сказкам К.И. Чуковского....
конспект урока-викторины "Сказки Чуковского"
конспект- презентация позволяет закрепить изученный материал по сказкам Чуковского...
Урок-викторина 3 класс "Сказки А.С Пушкина"
Обобщить в игровой форме знания младших школьников по творчеству А.С.Пушкина; развивать умения переводить зрительную информацию в...
Урок – викторина «Наши любимые сказки»
Урок- викторина литературному чтению «Наши любимые сказки» содержит конспект занятия и презентацию. Урок - викторина разработан по литературному чтению для обучающихся 1 класса....
Урок - викторина «По дорогам сказки»
Первый тур «Угадай сказку» Второй тур «Кто автор» Третий тур «В какой стране жил автор» Четвертый тур « Волшебные превращения»...