Урок-викторина по сказкам К.И.Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Иконникова Ольга Дмитриевна

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и произведениями К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
 

Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг;
4) жетоны;

5) медали, сладкие призы;         

6) портрет Чуковского.

 

Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б)  Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Начальные классы63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-викторины

 по сказкам  К.И. ЧУКОВСКОГО

учителя начальных классов

Иконниковой Ольги Дмитриевны

МБОУ ООШ №48

 Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и произведениями К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг;

4) жетоны;

5) медали, сладкие призы;          

6) портрет Чуковского.

Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б)  Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.


Ход урока

     Участие в викторине принимают 2 команды.

Каждая команда за правильный ответ получает жетон. 

Команде собравшей большее количество жетонов вручается календарик 2015г..

 Всем участникам викторины сладкий приз.

На доске: портрет К.Ч.; рисунки детей к сказкам писателя, изображения иголки и крапивы, запись – викторина, 1916год.

(1 слайд)      1.  Организационный момент

---Ребята, сегодня мы проведем необычный урок-викторину по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Я просила вас почитать на каникулах вместе с родителями сказки Чуковского, нарисовать рисунок к сказке писателя.

 –--Какие цели мы поставим себе на этот урок?  ( Познакомимся со сказками К.Ч., узнаем, как и где жил писатель, что он любил, послушаем отрывки из сказок, которые вы выучили  дома, уже видим рисунки ребят к произведениям Чуковского). – А почему на доске изображения крапивы и иголки? (предположения учеников), об этом мы тоже узнаем на уроке.

----А что такое ВИКТОРИНА?   (Викторина – это игра в ответы на вопросы).

--На уроке вас ожидает много интересных вопросов, новых открытий, знаний, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка, память.  Работать мы будем в командах, каждая команда за правильный ответ получает жетон. Придумаем названия командам или рисунок (2) + доска.

---Давайте улыбнемся друг другу, пусть урок принесет нам всем радость общения.

(2 слайд) -С ранних лет сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши мамы и папы, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без Айболита, Мухи-цокотухи, Бармалея, Мойдодыра.

---Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. 1сказка К.Ч.  «Крокодил», написана в 1916 году.

----- Сказки писателя воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

 

(3 слайд)    1 задание:   «Разминка»

4 -15 слайды: вопросы и ответы

-Какую сказку написал К.Ч.?      -Кто злодея победил, Муху-Цокотуху освободил? -Мышки кошку изловили и куда-то посадили?       - На ком ехали раки?           -Из какой сказки слова: «Маленькие дети! Ни за что на свете…»?              - Кто потушил море в сказке «Краденое солнце»?     МОЛОДЦЫ!!!

(16 слайд) + 5 фото…
- --Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Сейчас в Переделкино действует дом-музей К.Ч.

---Назовите сказочных героев, которых придумал К.Ч. (Мойдодыр, Айболит, Тараканище, Федора, Цокотуха, Тараканище… + показываю рисунки ребят)
   ---Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

(17 слайд)    -- Детский писатель, переводчик, журналист, всенародный любимец. Написал много произведений. Родился 132 года назад в городе Санкт-Петербурге.

---Прочитаем названия сказок К.Ч.

                                 2. Основная часть

( 18, 19, 20 слайды)        2 задание:   «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…
(комара).         1.«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позови-ка  лучше… (ворону).       2. «Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…
(детей).        3.«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)            4.«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…
(воробей)                    5.«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…
(не могу)            6.«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…
(чудовище).            7.«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…
(темно).                8. «Краденое солнце».

 Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
(захрюкали, хрю- хрю)        9.(«Путаница»)       ---ПРОСТО МОЛОДЦЫ!!!!!

(21 слайд) +5 фото 

  - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
В своем доме писатель часто устраивал встречи с детьми из окрестных домов, читал им свои сказки.

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
                                                   

(22 слайд)         3 задание   «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)      Бармалей - (разбойник)     Федора - (бабушка)
Каракула -
(акула)         Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)          Цокотуха - (муха)
Барабек -
(обжора)       Рыжий, усатый великан - (таракан)                  -ХОРОШО!!!!!

(23 слайд)       Годы жизни писателя - (1882-1969) Прожил писатель 87 лет.

- Где родился?

---Похоронен в Москве.

 ---Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
---Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности! От лени!” +
(загадка) Отгадайте загадки К.Ч.: «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну» (иголка); «Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня!» ( крапива).

(24 слайд)   4 задание:  «Аукцион»


1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).         -МОЛОДЦЫ!!!

( 25 слайд)       Физкультминутка 

Мы топаем ногами: топ, топ, топ,

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И кружимся потом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: если я называю героя сказки К.Ч., то вы приседаете, а если я называю НЕ героя сказки К.Ч., то вы прыгаете.     ---Айболит, Золушка, Федора, Дюймовочка, Мойдодыр, Цокотуха, Русалочка, Карлсон, Бармалей.                              

(26 слайд)         5 задание:  «Расскажи отрывок  из сказки»

-Прочитать названия сказок К.Ч.       Дети читают наизусть выученные отрывки из сказок.               -ПРЕКРАСНО!!!

(27 слайд)        6 задание: «Корзинка с потерянными вещами»
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
--Телефон  (У меня зазвонил телефон)  -  «Телефон»;
--Воздушный шарик  (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) -  «Тараканище»;
--Мыло  (Вот и мыло подскочило)    - «Мойдодыр»;
--Блюдце  (А за ними блюдца)   - «Федорино горе»;
--Калоша  (Пришли мне дюжину новых калош)    -   «Телефон»;
--Термометр  (И ставит им градусник)  -  «Айболит»;
--Сито  (Скачет сито по полям)  -  «Федорино горе»;
--Перчатки  (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») – «Телефон»;
--Монета  (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)  -  «Муха-Цокотуха»;
--Шоколадка  (И всем по порядку даёт шоколадку)  -  «Айболит»;
--Ошейник  (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)  -  «Крокодил»;
--Мочалка  (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)  -  «Мойдодыр». ---------МОЛОДЦЫ!!!

(28 слайд -29,30,31 слайды)  6 задание: «Угадай героев произведений К.И.Чуковского»                  Тяни-толкай - (антилопа, друг доктора Айболита);  Муха-Цокотуха, Комар и другие насекомые;  доктор Айболит и больные звери. --ХОРОШО!!!

(32 слайд)   7 задание: «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ     ЦКТХ    МЙДДР    ФДР    ЙБЛТ    ТРКНЩ    КРКДЛ     КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)
МОЛОДЦЫ!!!

(33 слайд)           3.Итоги

- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. 

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,    Не восхищался “Телефоном”    И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,      Не зная самых главных книг?


- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

(34 слайд)        Сказки К.Ч. воспитывают веру в дружбу и любовь, в справедливость, в победу добра над злом. В сказках К.Ч. есть то, что должно всегда жить в человеке. Читаем все вместе: Спасибо К.Ч. за чудесные сказки.

-Я сегодня узнал…

- Мне понравилось…

-Мне захотелось…

-А вам понравилось работать на уроке?

4. Итог урока. Вручение календариков и сладких призов.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!       (35 слайд)     Спасибочки!

Загадки К. Чуковского

  1. Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутину я тяну.    (Иголка)
  2. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня!       ( Крапива)
  3. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою. Но солнце припечет – заплачет и умрет.        (Сосулька)
  4. Был белый дом, чудесный дом, и что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо, - такое теплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо, цыпленок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....

Урок - викторина «По дорогам сказки»

Первый тур «Угадай сказку» Второй тур «Кто автор» Третий тур  «В какой стране жил автор» Четвертый тур « Волшебные превращения»...

Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского

Викторины по сказкам К.И. Чуковского....

конспект урока-викторины "Сказки Чуковского"

конспект- презентация  позволяет закрепить изученный материал по сказкам Чуковского...

Урок-викторина 3 класс "Сказки А.С Пушкина"

Обобщить  в  игровой  форме  знания  младших  школьников  по  творчеству А.С.Пушкина; развивать  умения  переводить зрительную информацию  в...

Урок – викторина «Наши любимые сказки»

Урок- викторина литературному чтению  «Наши любимые сказки» содержит конспект занятия и презентацию. Урок - викторина разработан по литературному чтению для обучающихся 1 класса....

Урок - викторина «По дорогам сказки»

Первый тур «Угадай сказку» Второй тур «Кто автор» Третий тур  «В какой стране жил автор» Четвертый тур « Волшебные превращения»...