модифицированная программа для повышения мотивации читательской деятельности младших школьников "Читалия"
рабочая программа по чтению на тему
Данная программа поможет повысить мотивацию читательской деятельности у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ «СОШ №1 г.Алдан» на заседании НМС
_______________ В.В Комчадалов протокол №
Пр.№ ___от «_____» ______201 г от «_____» __________201 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление Духовно - нравственное
Наименование «Читалия»
Класс 2 класс
Составитель:
Амосова Т.Ю.
(ФИО учителя-разработчика)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 2 класса модифицирована на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) автора Яковлевой М.А. (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая программа внеурочной деятельности « Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе следующих документов:
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 2 класса соответствует всем нормативно – правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим Сан Пин.
Программа внеурочной деятельности является нормативно-управленческим документом и характеризует систему организации внеурочной деятельности образовательного учреждения (далее ОУ). Она является компонентом основной образовательной программы начального общего образования (НОО), средством фиксации содержания дополнительного образования.
Цель разработки программы: сохранение единого образовательного пространства ОУ и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов и способов организации внеурочной деятельности.
Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллектуальную направленность.
Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет учащимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.
Актуальность программы «Моя Читалия»
Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.
Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.
Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.
С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.
Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Отличительные особенности данной программы:
- Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского опыта младших школьников.
- Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки, художественного труда, живописи, кино, физической культуры.
- Каждое занятие - часть целого. В результате получается индивидуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Объём: программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут во 2-м классе. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Формы проведения занятий.
Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, художественная мастерская.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 2 класса.
Предполагаемая результативность курса
В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- культура чтения;
- восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.
Регулятивные учебные умения:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные учебные умения:
- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Способы определения результативности - анкетирование, тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
- театрализованное представление;
- выставка творческих работ;
- проектная работа.
Материально-техническое обеспечение программы:
- книжный фонд;
- медиатека; - принтер;
- бумага; - компьютер; - мультимедийное оборудование: экран и мультипроектор.
Формы и средства контроля:
Театрализованное представление;
выставка творческих работ;
проектная работа.
Способы определения результативности:
- анкетирование;
- тестирование.
Учебно – тематический план
№ п/п | Содержание | Всего часов |
1 | Раздел 1. Давайте познакомимся. | 5 |
2 | Раздел 2. Мои первые книжки. | 12 |
3 | Раздел 3. О чём хочется читать. | 9 |
4 | Раздел 4. Об авторах и художниках | 6 |
5 | Раздел 5. О читателях. | 2 |
Итого: | 34 |
Содержание факультативного курса
Раздел 1. Давайте познакомимся (5 ч.)
Путешествие начинается. Необычные стихи. Разноцветный год. Осень. Из чего состоит книжка. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство детей с целями и задачами занятий, беседа о путешествии в мир книг, о составлении карты страны Читалии, чтение стихотворений А. Усачёва, разучивание стихотворений И. Токмаковой, А. Барто, разучивание физических упражнений на материале стихотворений для проведения физминуток на уроках. Осенняя экскурсия, составление портрета Осени, прослушивание фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь», стихотворений В. Авдеенко «Осень», А. Плещеева «Скучная картина!..» Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.
Раздел 2. Мои первые книжки (12 ч.)
Жили – были сказки. Старые сказки на новый лад. Сказки. Читаем и играем. Сказки. Читаем и играем. Сказки. Читаем и играем. Концерт. Мой Чуковский. Мимоза, дядя Стёпа и другие. Агния Барто и дети. Разноцветный год. Зима. Новогоднее чудо. Занятие на «бис». Необычные стихи.
Русские народные сказки, инсценирование сказки, понятия «роль», «актёр», «декорация», «музыкальное оформление». Сказки К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова, А. Барто. Зимняя экскурсия.
Раздел 3. О чём хочется читать (9 ч.)
Тёзка или близнецы. Про пернатых и крылатых. Книги о животных. Мальчишкины книжки. Дочки – матери. «Ты да я, да мы с тобой…». «Вот когда я взрослым стану…». Занятие на «бис». Разноцветный год. Весна.
Произведения о животных, природе, отношение людей к окружающему миру. Сравнение русской народной сказки и авторской с одинаковым названием «Теремок». В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды», А. Шалыгин «Если есть хороший друг», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». Весенняя экскурсия.
Раздел 4. Об авторах и художниках (6 ч.)
О писателях и читателях. Кто рисует в книгах. Герои земли Русской. С чего начинается Родина? Разноцветный год. Лето. Занятие на «бис».
Произведения о детских годах писателей, о нелёгком литературном труде, об умении читать, советы начинающим читателям. | С. Маршак «В начале жизни», В. Берестов «Мужчина», Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь»,
И. Черницкая «Что такое Родина?»
Иллюстраторы детских книг. Летняя экскурсия. Произведения о Родине, её героях.
Раздел 5. О читателях (1 ч.)
О читателях. Моя карта Читалии.
Подведение итогов. Рассказ о своей Читалии по составленной карте.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения занятия | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Давайте познакомимся (5 ч.) | ||||
1 | Путешествие начинается. | 1 | ||
2 | Необычные стихи. | 1 | ||
3 | Разноцветный год. Осень. | 1 | ||
4 | Из чего состоит книжка. | 1 | ||
5 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
Раздел 2. Мои первые книжки (12 ч.) | ||||
6 | Жили – были сказки. | 1 | ||
7 | Старые сказки на новый лад. | 1 | ||
8 | Сказки. Читаем и играем. | 1 | ||
9 | Сказки. Читаем и играем. | 1 | ||
10 | Сказки. Читаем и играем. Концерт. | 1 | ||
11 | Мой Чуковский. | 1 | ||
12 | Мимоза, дядя Стёпа и другие. | 1 | ||
13 | Агния Барто и дети. | 1 | ||
14 | Разноцветный год. Зима. | 1 | ||
15 | Новогоднее чудо. | 1 | ||
16 | Занятие на «бис». | 1 | ||
17 | Необычные стихи. | 1 | ||
Раздел 3.О чём хочется читать (9 ч.) | ||||
18 | Тёзка или близнецы. | 1 | ||
19 | Про пернатых и крылатых. | 1 | ||
20 | Книги о животных. | 1 | ||
21 | Мальчишкины книжки. | 1 | ||
22 | Дочки – матери. | 1 | ||
23 | «Ты да я, да мы с тобой…». | 1 | ||
24 | «Вот когда я взрослым стану…». | 1 | ||
25 | Занятие на «бис». | 1 | ||
26 | Разноцветный год. Весна. | 1 | ||
Раздел 4. Об авторах и художниках (6 ч.) | ||||
27 | О писателях и читателях. | 1 | ||
28 | Кто рисует в книгах. | 1 | ||
29 | Герои земли Русской. | 1 | ||
30 | С чего начинается Родина?
| 1 | ||
31 | Разноцветный год. Лето. | 1 | ||
32 | Занятие на «бис». | 1 | ||
Раздел 5. О читателях (2 ч.) | ||||
33 | О читателях. Моя карта Читалии. | 1 | ||
34 | Библиотечный урок. | 1 |
Список литературы
- Сказки К. И. Чуковского.
- Стихотворения С. Михалкова.
- Рассказ И. Тургенева «Лес и степь».
- Стихотворение В. Авдеенко «Осень».
- А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!..»
- Стихи А. Л. Барто.
- Стихи И. Токмаковой.
- Русские народные сказки.
- В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды»,.
- А. Шалыгин «Если есть хороший друг».
- В. В. Маяковский «Кем быть?»,
- Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
- С. Маршак «В начале жизни».
- В. Берестов «Мужчина».
- Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь».
- И. Черницкая «Что такое Родина?»
- А. Барто «Мой друг».
- Н. Артюхова «Подружки».
- О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Статья "Мотивация читательской деятельности."
Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала личности....
Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников
Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...
Формирующее оценивание, как способ повышения мотивации к обучению младших школьников.
Эта статья раскрывает понятие формирующие оценивание....
Практические рекомендации родителям по теме "Повышение мотивации к учению младших школьников"
Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?...
Тема публикации: «Мотивация читательской деятельности»
Мотивация читательской деятельности Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «р...
Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников
Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...
- Мне нравится (1)