Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению. С. Есенин "Я покинул родимый дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrutyy_urok_esenin.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маршальская средняя общеобразовательная школа
Авторская методическая разработка учителя начальных классов
Бишовец Натальи Николаевны
Урок - презентация по литературному чтению
на тему:
«Я покинул родимый дом…»
Тип урока: урок изучения нового произведения.
Тема урока: Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»
Цель урока:
- Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, со своеобразием лирики поэта;
- учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении;
- показать глубину, пронзительность, красоту, напевность, задушевность поэзии С.Есенина;
- продолжать учить детей понимать суть произведения, развивать поэтический вкус, образное мышление.
- прививать любовь к Родине, природе, учить понимать и ценить природу;
- обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения;
Оборудование: портрет С. Есенина, компьютерная презентация, выставка детских рисунков.
Учебник: Родная речь 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.: Просвещение,2010г.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
Чтение отрывков из стихотворения «Лебёдушка», вывешивание рисунков учащихся на доску.
- Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1.
- Работа над новым материалом.
Слайд 2.
- Послушайте, что сказал Николай Браун о поэте Сергее Есенине.
В этом имени слово – «осень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь – рассвет.
Что – то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…»
Слайд 3.
- Глядя на портрет, что можно сказать о поэте?
(У него добрый, задумчивый взгляд, белокурые волосы, голубые глаза смотрят далеко вперёд.)
- Вспомните, какие стихи С.Есенина вы уже читали и учили наизусть?
(«Черёмуха», «Берёза», «Ночь», «Воробышки»…)
- Сейчас я вам зачитаю отрывки из некоторых его стихотворений, а вы вспомните их названия.
Слайд 4 - 11.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит… (Ночь.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Берёза.)
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка… (Воробышки.)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре… (Черёмуха.)
- У Есенина есть любимые образы природы. Как вы думаете какие?
(Берёза, белоствольная берёза, черёмуха…)
- А сейчас послушайте отрывки из его автобиографии то, что говорил о себе сам поэт. (Сообщение ученика)
Слайд 12.
- Есенина часто называют деревенским поэтом?
- Как вы это понимаете?
(Он очень любил своё село Константиново, поля, луга. Написал много стихотворений о селе, о животных. Он и природа для него это единое целое. Он не мыслил себя без природы.)
Слайд 13.
- Сегодня вы услышите ещё одно стихотворение С.Есенина, оно совсем иное, чем стихи, которые мы уже читали, это стихотворение – боль, стихотворение – предчувствие. «Я покинул родимый дом…»
Работа с учебником.
а) Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение вызвало это стихотворение?
(Тоскливое, грустное, печальное.)
- Как по-новому раскрывается перед нами поэт в этом стихотворении?
(Мы чувствуем его тоску, сердечную боль от того, что он покидает родимое место. Душа его разрывается на части, слёзы застилали глаза. Душа и сердце живут образами…).
- О чём он жалеет?
(Он уезжает из своего села, ему будет тоскливо без людей живущих с ним. Ему жалко оставлять старый клён. Жаль любимую природу.)
- О чём это стихотворение? (Это стихотворение о малой родине, а без любви к малой не может быть любви к большому.)
- Это раннее стихотворение. Для раннего Есенина родиной является село Константиново, поля, луга.
- Как вы думаете, какова идея этого стихотворения? Основная мысль?
(Он показал, как глубоко он любит свою родину.)
- Есенин, пожалуй, единственный поэт, через всё творчество которого проходит только одна тема, тема Родины.
И эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Есенина:
Слайд 14.
Я люблю родину.
Я очень люблю Родину!
- Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутку мы проведём в необычной форме.
- Больше 120 стихотворений Есенина положены на музыку. Мы послушаем песню «Отговорила роща золотая…».
- Расслабьтесь, закройте глаза, вслушайтесь.
(Прослушивание песни.)
- Понравилась песня?
- Какие чувства она вызвала у вас?
б) Хоровое чтение.
- Мы с вами говорили о том, что у Есенина были любимые образы природы. Какие образы называет Есенин?
(Берёза, белоствольная берёза, черёмуха…)
- В этом стихотворении нам автор называет ещё один любимый образ. Назовите его.
Слайд 15.
(Старый клён)
- В описании образов родины автор использует различные средства художественной литературы. Какие? (Олицетворение, метафора).
- Что такое олицетворение? Найдите их в тексте, назовите.
- Что такое метафора? Найдите их в тексте, назовите.
- В этом стихотворении Есенин использует любимые эпитеты. Что такое эпитет? Найдите их в тексте.
(Голубая Русь, яблоневый цвет.)
Слайд 16.
- Сейчас мы выразительно прочитаем это стихотворение. Давайте передадим голосом грусть, тоску которую испытывает поэт покидая родимый дом.
в) Выразительное чтение детьми (про себя).
- А теперь послушайте, как может звучать это стихотворение. Читает ученик.
- - В заключение урока подведём итог:
- Как вы думаете, для чего он написал это стихотворение?
(Есенин показал свою любовь и через это стихотворение он учит нас любить Родину.)
- Резерв.
- Давайте послушаем ещё одно стихотворение, из которого, мы ещё раз услышим его безграничную любовь к родине. «Гой ты, Русь, моя родная… » (Чтение стихотворения подготовленным учеником).
- Оценки за урок.
Слайд 17.
- Д/з. Выучить стихотворение наизусть, нарисовать старый клён (любимый образ поэта).
Слайд 18.
Использованная литература:
Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.
Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: 1995.
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.
Шер Н.С. Родные поэты, изд. -М.: «Детская литература» .
С.Есенин. (Автобиография)
Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове, Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна .
Детство прошло среди полей и степей…
Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки дала бабка. Она рассказала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам…
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах…
Вместе с дядей ездил поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она с кругами отплывала от их ртов.
В 19 лет попал в Петербург… Зашёл к Блоку, Блок свёл меня с Городецким. А Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница».
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.»
Авторская презентация
учителя начальных классов
Бишовец Натальи Николаевны
по литературному чтению
на тему:
Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие ...
Сергей Есенин. Презентация.
«Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы захотите укоренить что-либо в его уме. Мы часто говорим: «Я помню это потому, что это поразило меня в детс...
Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".
Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...
Конспект урока С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…», 3 класс
По данной ссылке вы можете сказать презентацию и все необходимые файлы для урока.https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-sa-esenin-stihi-o-rodine-otrivki-ya-pokinul-rodimiy-dom-kl...