Сергей Есенин. Презентация.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
«Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы захотите укоренить что-либо в его уме. Мы часто говорим: «Я помню это потому, что это поразило меня в детстве». В.А.Сухомлинский.
"Учиться победно!" - девиз педагога - новатора В.Ф.Шаталова.В.Ф.Шаталов на первое место ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов , любознательности, познавательных интересов и потребностей,чувства долга и ответственности за результаты учения. В моем уроке показаны многие приемы коллективной познавательной деятельности по методике В.Ф.Шаталова.
Эмоциональный фон урока способствует более глубокому восприятию красоты слова учащимися. Это достигается с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя или артиста в аудиозаписи. Высокий эмоциональный тонус- это не украшение урока, а необходимое условие при развитии литературного творчества.
Актуальность и новизна предложенного мною занятия состоит в подборе разнообразных форм и методов работы над поэтическим текстом, которые логично связаны между собой, делают урок максимально полным, насыщенным, способствуют глубокому психологическому формированию внутреннего мира ребенка.
Достаточно сказать, что после проведения данного урока, Сергей Есенин стал любимым поэтом детей, они просто «сроднились» с ним, увлеклись поэзией вообще, стали сочинять стихи.
Данный урок открывает раздел «Люблю природу русскую» 2-й части учебника и является наиболее значимым. Одной из образовательных задач урока является знакомство с краткой биографией поэта. Детям было предложено нестандартное знакомство в форме «живого портрета», что вызвало прямой интерес, любопытство, облегчило восприятие новой темы. Кроме того, учащиеся учились анализировать поэтический текст, сравнивать и сопоставлять с художественным творчеством и музыкой. Разработанный мною интегрированный урок, отвечает современным требованиям преподавания.
Ранее приобретенные знания, умения и навыки не вызвали затруднений в классе.
Деление класса на группы сконцентрировало внимание детей на «свое направление» и способствовало более эффективной деятельности на уроке. Развивались психологические возможности личности (эмоции, память, мышление, воображение, ассоциации).
Методы и приемы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям восприятия уч-ся.
На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация. Презентация построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_vo_2_klasse.doc | 46.5 КБ |
sergey_esenin.ppt | 946.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
Тема: Сергей Александрович Есенин. Стихи.
Задачи:
- Познакомить детей с краткой биографией и поэзией Сергея Есенина.
- Дать понятие метафоры;
Формировать умение видеть образные языковые средства.
- Развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере взаимосвязи музыки, художественного и поэтического творчества.
- Воспитывать интерес к творчеству Сергея Есенина, любовь к русской природе.
Оборудование:
1. Песня «Над окошком месяц» в исполнении государственного
Рязанского народного хора (в грамзаписи);
2. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».
3. Репродукция И. Грабаря «Февральская лазурь».
- Фото – выставка, посвященная поэту.
- Карточки с вопросами, изображением инструментов, палитра красок.
(1). Организационный момент .СЛАЙД1
Деление на группы проходит перед началом урока методом «Классические тройки». Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась «классическая тройка».
- я группа «Солнце – воздух и вода» работает над анализом состояния природы в тексте;
2-я группа «Красный- желтый- зеленый» выражает свое цветовидение поэтического текста.
3-я группа «Вера- надежда-любовь» определяет музыкальность поэтического текста.
Учитель:
- Что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе. Для того, чтобы работа на уроке была более эффективной мы объединились в группы.
(2). Эмоциональный настрой. СЛАЙД 2.
Звучит песня « Над окошком месяц » в исполнении Государственного Рязанского народного хора.
(3). Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня мы открываем новую страницу в нашем учебнике, называется она «Люблю природу русскую». Начнем мы ее изучать с поэта, который очень любил русскую природу и выразил свою любовь в красивых стихах. Его стихи лиричны, музыкальны
настолько, что на них положили музыку. Мы только что прослушали песню на слова этого поэта. «Над окошком месяц».
- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта?
СЛАЙД 3. В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет
Что – то есть в нем от русских песен
Поднебесье, тихие веси, сень березы
И синь – рассвет что-то есть в нем
И от весенней грусти, юности и чистоты…
Н. Браун.
- Услышали ли вы эту фамилию ?
Итак, у нас в гостях Сергей Александрович Есенин.
(4). Представление Сергея Есенина. (Фрагмент – портрет).
СЛАЙД 4-5.
Заранее подготовленный ученик (одет в белую «косоворотку» навыпуск, шаровары) представляет маленького Сережу Есенина. Выходит, садится на стул, рассказывает:
Родился я в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. С двух лет был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми протекало все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. С трех с половиной лет они посадили меня на лошадь и пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками… После лет восьми, другому дяде я заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками, хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня, и нежности ее не было границ.
Так протекало мое детство.
Уходит.
Учитель: Кто бы мог подумать, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут года, и он станет поэтическим сердцем России. Вместе с деревенскими ребятами взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил поить лошадей. Сам поэт вспоминал. «Ночью луна стоит стоймя в воде, когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
СЛАЙД 6
В такие минуты, наверное, и рождались стихи Есенина.
(5). Работа над стихотворением «Ночь».
- Чтение учителем стихотворения.
- Работа в группах.
- Обсудите вопросы в группах: СЛАЙД 7.
1-я группа «Солнце- воздух и вода»:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое состояние природы описывает поэт?
2-я группа «Красный- желтый –зеленый»:
- Какие картины природы представили?
- Что это за цвет, который поэт увидел ночью?
3-я группа «Вера – надежда –любовь»:
- Какие звуки вы услышали?
- Словарная работа. СЛАЙД 8.
1). Понятие метафоры.
Такой прием, когда переносят свойство одного предмета на другой, по сходному называется «метафорой».
Например: если бы поэт сказал «блестит как серебро» это было бы сравнение, блестит серебром – это уже метафора.
2). Дергач.
- Выразительное чтение. СЛАЙД 9
- Какое настроение создает это стихотворение?
- Как его надо читать, в каком темпе?
- Где бы вы сделали паузы?
- Первичное чтение с определением пауз, темпа, интонации.
- Выразительное чтение «Лучший чтец в группе»
(6). Физкультминутка.
Танцевальные упражнения под музыку «Во поле береза стояла»
(7). Работа над стихотворением «Береза».
- Задания перед чтением стихотворения «Береза» СЛАЙД 10.
- Прочитайте стихотворение тихо.
- Подумайте, есть ли здесь метафоры, и зачем их употребляет поэт?
- Есть ли сравнения?
- Чтение стихотворения: СЛАЙД 10.
- Какие слова вам показались непонятными?
- Найдите метафоры.
- Есть ли сравнения?
- С кем сравнивает поэт березу?
- Почему он выбрал такое сравнение (И береза и девушка нарядные, преобладает белый цвет)
- Покажите, что зимний наряд березы напоминает красивое праздничное убранство.
- Какой вы представили березу?
- Давайте так прочитаем, чтобы все видели нарядную, тихую, сияющую березу.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Слушание музыки П.И.Чайковского «Февраль».СЛАЙД 11
Вопросы 3-ей группе:
- Красивая музыка?
- Как вы считаете, какое время года Петр Ильич Чайковский отразил в своей музыке?
- Почему вы так думаете?
- Что вы представляли, когда слушали музыку?
- Устное рисование.
Вопросы 1-ой группе:
- Ребята, а замечали ли вы красоту нашей русской зимы?
- Расскажите, какие картины вам особенно запомнились, какие наряды деревьев вы видели?
- Работа по картине «Февральская лазурь». СЛАЙД 11
Вопросы 2-ой группе:
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
- Что значит лазурь? (это цвет: светло–синий, голубой с сиреневым
- Что напоминает вам узор веток, сплетение белого, на синем фоне? (кружево)
- А знаете ли вы, что Грабарь вырыл яму в снегу и оттуда писал свою картину.
Вспоминая, художник писал: «Когда я взглянул на вершинку березы снизу, с поверхности снега я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенной голубой эмалью неба»
- Закройте глаза. Представьте себя на этом месте. Что вы слышите?
- Метод «Ассоциация» СЛАЙД 13.
- 1-я группа «Солнце – воздух и вода».
Красота русской природы: опишите ее!
- Выберите имена прилагательные, которые наиболее подходят для поэтических текстов С.Есенина. Объясните свой выбор.
Каждый участник выбирает карточку со словом: сказочная, волшебная, чистая, прелестная, простая, милая, очаровательная, богатая, нежная.
2) 2-я группа «Красный- желтый – зеленый»
Палитра красок: выбирайте сердцем!
- Выберите палитру красок цвета поэзии Сергея Есенина, отражение собственного настроения. Какой из этих цветов приятнее всего вашему глазу?
Каждый участник группы выбирает свой цвет, объясняя свой выбор.
3) 3-я группа «Вера – надежда – любовь»
Музыкальная шкатулка:
- Какой музыкальный инструмент вам хочется взять для сопровождения поэзии С.Есенина? (скрипка, труба, гитара, аккордеон, пианино, баян - карточки с изображением данных инструментов)
- Объясните свой выбор.
(8). Итог урока.
Поэзия Сергея Есенина вечна, потому что он писал о вечном: Матери, Родине, Природе, Любви. Во всем мире знают и любят его стихи за теплоту лиричности, свежесть чувств и я хочу, чтобы вы тоже читали, знали и любили поэта Сергея Есенина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Сергей Есенин"
уголки родного края, воспетые поэтом в стихах...
Презентация "Сергей Есенин "С добрым утром!"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Сергей Есенин "С добрым утром!"...
Презентация к уроку литературного чтения "Сергей Есенин"
Презентация к уроку литературного чтения "Сергей Есенин"...
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015
Праздник в начальной школе «Знакомый Ваш, Сергей Есенин», посвящённый 120-летию С.А. Есенина, 03.10.2015...
Презентация "Сергей Есенин глазами художников"
В презентации представлены картины известных художников, изобразивших Сергея Есенина....
Презентация. Сергей Есенин.
Биография С. Есенина....
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...
Комментарии
Ольга Хабибулловна! Мне
Ольга Хабибулловна! Мне понравилась Ваша работа. Голосую за нее. Удачи в конкурсе!
Мне хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моих трех работ.
голосование
Ольга Хабибулловна! Мне понравилась Ваша работа. Голосую за нее. Удачи в конкурсе!
Мне хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моих трех работ.
Уважаемая Ольга Хабибулловна,
Уважаемая Ольга Хабибулловна, спасибо за работу. У меня на конкурсе есть работа "Памяти Сергея Есенина". Это фильм. Посмотрите, может Вам пригодится. Пишу не с целью, чтоб Вы за меня проголосовали, просто наши работы созвучны. Буквально три месяца назад на этом портале закончилась интернет-конференция "Откуда есть пошла русская земля". Я там была экспартом и ведущей секции ученических работ. Там много интересного материала не только по истории, но по МХК и литературе. Можете пройти по ссылке и посмотреть. Жаль, что Вы не отправили свою работу к нам. Мы все работы обсуждали и адекватно оценивали.Ещё раз спасибо за работу. http://nsportal.ru/konferentsiya/otkuda-est-poshla-russkaya-zemlya
Удачи!
Удачи!