А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Ниянина Наталия Валентиновна

Знакомство с отрывком сказки А.С. Пушкина, его героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s._pushkin_skazka_o_tsare_saltane.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Знакомство с героями сказки.

Цели:

знакомство с отрывком сказки А.С. Пушкина, его героями.

Задачи урока.

знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина;

показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта;

учить видеть прекрасное ;

развивать мышление;

развивать навыки выразительного чтения;

формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы;

учить анализировать поступки героев;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Ресурсы.

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Учебник литературного чтения 4 класс, УМК «школа 2100»,  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

 Карточки со словарными словами

ПК, проектор, экран, презентация

Название раздела

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей урока.

Приветствие учителя и гостей.

Актуализация знаний

Речевая разминка

  1. Дыхательная гимнастика:

«Задуй свечу»;

  1. Упражнения для языка:

«Покусывание язычка»;

  1. Чтение по тренажёрам:

- чтение слогов;

- чтение слов с «наращиванием».

Проверка домашнего задания  

    - Дома Вы вспомнили известные сказки Пушкина.

    - Какие сказки он написал? 

    - Что Вы помните наизусть из пушкинских сказок?

    Оценивание выступления учителем

Выполнение упражнений.

Учащиеся читают слоги под стук учителя.

Учащиеся называют

Учащиеся читают наизусть отрывки .( 2 – 3 человека)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Введение в тему урока

   - Рассмотрите иллюстрации.

     - Кто из героев Вам  неизвестен?

    - Это герои сказки, с которой сегодня познакомимся.

    - Как она называется? Об этом узнаем из учебника на с. 118

Учащиеся рассматривают иллюстрации и отвечают на вопрос.

Открывают учебники и читают полное название сказки.

Сообщение темы и цели урока

    - Какая тема урока?

     - Цель урока?

Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Познакомиться с отрывком сказки, его героями.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Работа над новым материалом

Работа с текстом сказки

  1. Работа с текстом до чтения.

- Обсуждение названия сказки.

- Откройте рабочую тетрадь на с. 42 № 1.

- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово «сказка», напоминая нам, что это вымысел?

- Что ещё необычного в названии сказки?

- Обратите внимание на имена героев. Какие они  - сказочные или реальные?

- По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.

Работа с текстом во время чтения

  1. Чтение начала сказки до слов « Мать и сын теперь на воле». С. 122

Оценивание чтения учащихся.

- Какая это сказка, по вашему?

- На что обратили внимание при первом чтении?

 - Какой эпизод особенно взволновал?

Учащиеся работают в рабочей тетради.

Пушкин хочет нам сказать гораздо больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!

Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.

И сказочные и реальные.

Учащиеся читают по «цепочке».

Волшебная.

Учащиеся отвечают

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физминутка

Физминутка для глаз

Здоровьесберегающие технологии

  1. Деление текста на смысловые части ( составление плана).

- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём она?

- Определите границы 1 части. Как озаглавим?

- Определите границы 2 части. Как озаглавим?

- Определите границы 3 части. Как озаглавим?

     3) Словарная работа.

      Работа в парах и группах.

          - Во время чтения  Вы подчёркивали непонятные слова, которые нужно объяснить. Назовите эти слова.

 На столах имеется карточка – помощница, с объяснениями слов из толкового словаря. Ваша задача найти и соединить слово и значение.

1 группа работают со словами из первой части;

2 группа работают со словами из второй части;

3 группа работают со словами из третьей части.

Не забудьте правила работы в парах и группе.

Оценивание работ.

  1. Продолжение работы.

- Приведите пример зачина.

- В сказке Пушкина есть зачин?

- О чём говорит отсутствие зачина?

- Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие?

- С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример.

 - Эту национальную особенность автор любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя,читателя к её героям.

4) Выборочное чтение

- В чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?

- Каков царь Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям?

- Найдите строки из текста.

- Распоряжение его « и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» удивило бояр?

 - Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.

Работа с текстом после чтения

     

  1. Беседа по тексту :

- Почувствовали ли Вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

- Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?

    2) Творческое задание:

        - Чтение по ролям 1 части.

На 3 части.

Выбор невесты.

Обман царя.

Чудесное спасение.

Учащиеся называют.

Руководители групп раздают по 1 – 2 слова каждой паре учащихся. В итоге каждая группа представит плакат со словами.

Учащиеся называют.

Нет.

И герои , и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь рядом с нами, на Русской земле.

Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».

Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой.

Ведёт себя он необычно, подслушивает под окном, стоя «позадь забора», один на улице, без свиты, жену выбирает тут же и жениться в тот же вечер.

Он разный: добрый, доверчивый , любит жену, царь – отец, но бывает несправедливый, гневный.

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить,

Но, смягчившись на сей раз…

Нет.

Доброе, с улыбкой.

Ученики читают по ролям. Взаимооценивание.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Подведение итога урока. Рефлексия.

   - Понравилось ли Вам начало сказки? Хочется узнать, что происходит дальше с героями?

    - Чему учит эта сказка?

    - Какую работу выполняли на уроке?

     - Какие универсальные учебные действия формировали?

Читали текст сказки, отвечали на вопросы, высказывали своё отношение к героям.

Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные и Личностные.

Домашнее задание

Самостоятельное чтение на с. 122–127 (до слов «Снова князь у моря ходит»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....

Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...

«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...

Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 3 класс

Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»Учебник: Литературное чтение. 3 ...