А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Знакомство с отрывком сказки А.С. Пушкина, его героями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._pushkin_skazka_o_tsare_saltane.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Знакомство с героями сказки.
Цели:
• знакомство с отрывком сказки А.С. Пушкина, его героями.
Задачи урока.
• знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
• показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта;
• учить видеть прекрасное ;
• развивать мышление;
• развивать навыки выразительного чтения;
• формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
• учить анализировать поступки героев;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Ресурсы.
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ |
Учебник литературного чтения 4 класс, УМК «школа 2100», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева | Карточки со словарными словами | ПК, проектор, экран, презентация |
Название раздела | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие учащихся и гостей урока. | Приветствие учителя и гостей. | |
Актуализация знаний | Речевая разминка
«Задуй свечу»;
«Покусывание язычка»;
- чтение слогов; - чтение слов с «наращиванием». Проверка домашнего задания - Дома Вы вспомнили известные сказки Пушкина. - Какие сказки он написал? - Что Вы помните наизусть из пушкинских сказок? Оценивание выступления учителем | Выполнение упражнений. Учащиеся читают слоги под стук учителя. Учащиеся называют Учащиеся читают наизусть отрывки .( 2 – 3 человека) | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Введение в тему урока | - Рассмотрите иллюстрации. - Кто из героев Вам неизвестен? - Это герои сказки, с которой сегодня познакомимся. - Как она называется? Об этом узнаем из учебника на с. 118 | Учащиеся рассматривают иллюстрации и отвечают на вопрос. Открывают учебники и читают полное название сказки. | |
Сообщение темы и цели урока | - Какая тема урока? - Цель урока? | Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Познакомиться с отрывком сказки, его героями. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
Работа над новым материалом | Работа с текстом сказки
- Обсуждение названия сказки. - Откройте рабочую тетрадь на с. 42 № 1. - Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово «сказка», напоминая нам, что это вымысел? - Что ещё необычного в названии сказки? - Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? - По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное. Работа с текстом во время чтения
Оценивание чтения учащихся. - Какая это сказка, по вашему? - На что обратили внимание при первом чтении? - Какой эпизод особенно взволновал? | Учащиеся работают в рабочей тетради. Пушкин хочет нам сказать гораздо больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка! Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. И сказочные и реальные. Учащиеся читают по «цепочке». Волшебная. Учащиеся отвечают | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физминутка | Физминутка для глаз | Здоровьесберегающие технологии | |
- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём она? - Определите границы 1 части. Как озаглавим? - Определите границы 2 части. Как озаглавим? - Определите границы 3 части. Как озаглавим? 3) Словарная работа. Работа в парах и группах. - Во время чтения Вы подчёркивали непонятные слова, которые нужно объяснить. Назовите эти слова. На столах имеется карточка – помощница, с объяснениями слов из толкового словаря. Ваша задача найти и соединить слово и значение. 1 группа работают со словами из первой части; 2 группа работают со словами из второй части; 3 группа работают со словами из третьей части. Не забудьте правила работы в парах и группе. Оценивание работ.
- Приведите пример зачина. - В сказке Пушкина есть зачин? - О чём говорит отсутствие зачина? - Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? - С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. - Эту национальную особенность автор любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя,читателя к её героям. 4) Выборочное чтение - В чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? - Каков царь Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? - Найдите строки из текста. - Распоряжение его « и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» удивило бояр? - Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас. Работа с текстом после чтения
- Почувствовали ли Вы отношение автора к своим героям? Какое оно? - Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына? 2) Творческое задание: - Чтение по ролям 1 части. | На 3 части. Выбор невесты. Обман царя. Чудесное спасение. Учащиеся называют. Руководители групп раздают по 1 – 2 слова каждой паре учащихся. В итоге каждая группа представит плакат со словами. Учащиеся называют. Нет. И герои , и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь рядом с нами, на Русской земле. Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…». Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Ведёт себя он необычно, подслушивает под окном, стоя «позадь забора», один на улице, без свиты, жену выбирает тут же и жениться в тот же вечер. Он разный: добрый, доверчивый , любит жену, царь – отец, но бывает несправедливый, гневный. В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить, Но, смягчившись на сей раз… Нет. Доброе, с улыбкой. Ученики читают по ролям. Взаимооценивание. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. | |
Подведение итога урока. Рефлексия. | - Понравилось ли Вам начало сказки? Хочется узнать, что происходит дальше с героями? - Чему учит эта сказка? - Какую работу выполняли на уроке? - Какие универсальные учебные действия формировали? | Читали текст сказки, отвечали на вопросы, высказывали своё отношение к героям. Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные и Личностные. | |
Домашнее задание | Самостоятельное чтение на с. 122–127 (до слов «Снова князь у моря ходит»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....
Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...
«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...
Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 3 класс
Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»Учебник: Литературное чтение. 3 ...