Технология продуктивного чтения Н.Н. Светловской.
учебно-методический материал по чтению на тему

Ковальчук Светлана Адамовна

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon technolog_produk_stenia.doc189.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология продуктивного чтения»

 ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д.

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.  

 Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

          Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных  (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

 Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

Цель и задачи технологии продуктивного чтения 

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. 

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. 

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.     

  

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:    I этап. Работа с текстом до чтения .

     Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Например: М.Пришвин  «Берестяная трубочка» 

          - Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам? -  Можно на иллюстрации найти трубочку? - Что еще видите на иллюстрации? - Кого изобразил художник? (умение работать с иллюстрацией)

или Р.Сеф «Кактус» 

-Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).

Ещё пример: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

- Как можно назвать эту выставку книг? Угадай, о какой книге с этой выставки идёт речь. В ней авторская сказка, с произведениями этого писателя мы ещё не встречались на уроках чтения. –Определи по обложке, о ком выбранная тобой книга. Сказка это или нет?

       Этот этап сохраняется, даже если дети знакомились с текстом дома. Вопросы в этом случае формулируются иначе.

Например: - Какими были ваши ожидания?

                   - Какие вопросы до чтения у вас возникли?

                   - На что обратили внимание до чтения и почему?

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

       Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

       Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

       Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).

       На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

       На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Что такое диалог с автором?  

        С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

        Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.  

        Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.

После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: 

            - Что вас удивило? Что было самым интересным?  

При повторном чтении вслух – учитель ведёт диалог с автором. 

Главная задача:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:  

-Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (- Что сейчас случится?)

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:- чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?     Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения; 4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Всё это возможно сделать уже в конце 1-го класса.  

 Например:     Лапина «Утро»

                        Утром было много  

                        Чудес: В (Интересно, каких чудес?)  

                        Появился ветерок –  

                        И исчез.  

                        Мыли облаку бока  

                        Облака –  

                        Стало облако белей  

                        Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)  

                        А потом на небольшой  

                        Высоте  

                        Самолёт один смешной  

                        Пролетел;  В   О  (Почему   самолет   смешной?   Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий...)  

                        Помахал он сверху липам,  

                        Домам –  

                        И умчался по своим  

                        По делам. П  В (Он смешной, потому что напоминает озорного   мальчишку.     А заканчивается      стихотворение опять вопросом: куда же

умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет...)  

    Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмент.

 Виды комментированного чтения:

- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос: «Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками разводит да головой мотает, как будто нельзя ему. («будто нельзя ему…»

 -Как вы думаете, ему на самом деле нельзя на улицу? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)  

- включение воображения (- Представьте себе! – Увидели? –Почувствовали запах? )

- сам вопрос в сжатой форме (-Догадались, почему?)

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату! (-Догадались, как Котька будет сейчас горку чинить? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

III этап. Работа с текстом после чтения 

  Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.)  

    Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).  

    Данный этап достаточно полно представлен в заданиях наших учебников и рабочих тетрадях по литературному чтению. 

Например:- Соедините заголовки с частями рассказа .

- Выбери и отметь верный ответ.

-Каким был Заяц? Поставь галочку рядом с рисунком, который подходит к сказке.

-А вам приходилось в лесу сделать открытие? - Нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? И т.д.

 

      Остановлюсь лишь на выборе творческих заданий для  третьего этапа работы с текстом.      Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».      Они должны опираться на какую-либо сферу  читательской деятельности. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.       Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.      Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой.

      Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.      Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную форму.  

      Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».

I этап. Работа с текстом до чтения .

     Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.  

  1. 1. Прочитайте ключевые слова: (На доске) 

цыплёнок

десять цветных карандашей

разноцветный котёнок

разноухую шапку

      2. Работа с иллюстрацией.

              - Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?

      3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре»  «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны.)

      4. Прочитайте название рассказа и предположите о чем он?      

                  (Прогнозирование)

(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)

      5. Этап завершается постановкой цели:  

«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».  

II этап. Работа с текстом во время чтения

 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение

- Подтвердились ли наши предположения?  - Кто герой этого текста?

 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение .  

 1-й абзац  

- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?  

2-й абзац  

-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)  

- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…(был разноцветный)  

3-й абзац

- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.

 

III этап. Работа с текстом после чтения

Это проблемный вопрос ко всему тексту:  

-Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)

 Вопросы по иллюстрации:  

- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста

- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?  

Творческое задание.

-А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.  

Заключение 

        В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:  

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

        Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна

как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка.

      Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА  

ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

 

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);

– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах);

– концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке:

– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;

– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п.

(Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами.

Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения –вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...