рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.
Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, по¬свящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Веселовская сош» на 2016-2017 уч. год предмет «Литературное чтение » изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская оош» расписанию на 2016-2017 уч. год общий объём учебного времени составляет 136 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 58.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по литературному чтению являются:
- Закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 « Об утверждении СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
- Рекомендации министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № мд-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г/4.11-4851/М «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Примерная программа начального общего образования .
- Авторская программа Э. Э. Кац «Литературное чтение » . Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.)
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области № 405 от 09.06.2016г. на 2016-2017 учебный год
12.Основная образовательная программа начального общего образования на 2016- 2017 учебный год МБОУ «Веселовская СОШ»
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции падшего школьника. Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса к чтению и потребности в нем;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.
Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, по¬свящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Веселовская сош» на 2016-2017 уч. год предмет «Литературное чтение » изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская оош» расписанию на 2016-2017 уч. год общий объём учебного времени составляет 136 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета(личностные, метапредметные и предметные )
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение».
У учащихся будут формироваться:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение».
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение».
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
- объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
- составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
- сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
- определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
- выявлять отношение автора к персонажам;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
- создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
- читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
- различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
- различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т.п.);
- находить в тексте метафоры, олицетворения;
- выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
составлять краткие аннотации к рекомендованным
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их нормирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5»
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.) |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе |
«4» (хорошо) | Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи,которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4» (очень хорошо) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат |
«5» (отлично) | Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» (превосходно) | Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию.
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
- индивидуальную динамику развития скорости чтения;
- индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
- индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
- индивидуальную динамику развития понимания текста;
- индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Содержание программы:
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало...»(15 ч.)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу» И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки (15 ч.)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч.)
- Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (11 ч.)
Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев: «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа...»(8 ч.)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки(14 ч.)
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х.К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (9 ч.)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновьяя», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие(16 ч.)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 ч.)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (10 ч.)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьез (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Виды деятельности
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | « Уж небо осенью дышало…» (15 ч.) | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. ✶✶✶ Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему |
2 | Народные сказки (15 ч) | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. ✶✶✶ Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли |
3 | Поэтические страницы(6 ч) | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. ✶✶✶ Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле) |
4 | О мужестве и любви (11 ч) | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр) |
5 | Зимы ждала природа…(8 ч) | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. ✶✶✶ Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики |
6 | Басни (9 ч) | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли |
7 | Братья наши меньшие ( 16 ч) | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. ✶✶✶ Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе |
8 | О совести и долге (13 ч) | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. |
9 | Весна пришла (10 ч) | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. ✶✶✶ Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках |
10 | И в шутку, и в серьёз (19 ч) | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. ✶✶✶ Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс
136 ч (4 ч в неделю)
№ | Дата | Тема урока | ||
План | факт | |||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (15 ч) | ||||
1 | 1.09 | К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Первичное знакомство с текстом | ||
2 | 2.09 | К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Работа с текстом | ||
3 | 6.09 | К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Обобщение | ||
4 | 7.09 | И. А. Бунин «Листопад». Знакомство с текстом | ||
5 | 8.09 | И. А. Бунин «Листопад» | ||
6 | 9.09 | М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук» | ||
7 | 13.09 | М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | ||
8 | 14.09 | Н. Рубцов«У сгнившей лесной избушки» | ||
9 | 15.09 | К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом | ||
10 | 16.09 | К. Г. Паустовский «Подарок». Работа с текстом | ||
11 | 20.09 | Внеклассное чтение.Осень в произведениях русских писателей.Анатолий Жигулин, А. Фет и др. | ||
12 | 21.09 | Внеклассное чтение.Осень в произведениях русских писателей | ||
13 | 22.09 | Картинная галерея.И. И. Левитан «Лесное озеро» | ||
14-15 | 23.09 27.09 | Работа с научно-популярными текстами. Контрольное чтение | ||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 часов) | ||||
16 | 28.09 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом | ||
17 | 29.09 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение | ||
18 | 30.09 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом | ||
19 | 4.10 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение | ||
20 | 5.10 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки | ||
21 | 6.10 | Внеклассное чтение. «Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) | ||
22 | 7.10 | Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» | ||
23 | 11.10 | «Жаба-королева» (литовская народная сказка) | ||
24 | 12.10 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) | ||
25 | 13.10 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Первичное знакомство | ||
26 | 14.10 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Анализ текста, обобщение | ||
27 | 18.10 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) | ||
28 | 19.10 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Библиотечный урок | ||
29-30 | 20.10 21.10 | Внеклассное чтение. Читательская конференция «Сказки народов мира» | ||
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч) | ||||
31 | 25.10 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) | ||
32 | 26.10 | Ю. Мориц «Песенка про сказку» | ||
33 | 27.10 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) | ||
34 | 28.10 | Г. Сапгир «Сны» | ||
35-37 | 8.11 9.11 10.11 | К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Контрольное чтение | ||
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 часов) | ||||
38 | 11.11 | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась» | ||
39 | 15.11 | В. Белов «Еще про Мальку» | ||
40 | 16.11 | И. С. Тургенев «Воробей» | ||
41 | 17.11 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | ||
42 | 18.11 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | ||
43 | 22.11 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Обобщение | ||
44 | 23.11 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | ||
45 | 24.11 | Читальный зал. В. Астафьев. «Белогрудка» | ||
46 | 25.11 | Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца | ||
47 | 29.11 | Внеклассное чтение. Сказки В. Каверина | ||
ЗИМА ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА (8 часов) | ||||
48 | 30.11 | С. Есенин «Разгулялась вьюга...» | ||
49 | 1.12 | А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) | ||
50 | 2.12 | А. С. Пушкин «Зимнее утро» | ||
51 | 6.12 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) | ||
52 | 7.12 | Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» | ||
53 | 8.12 | Картинная галерея. Н. Крылов «Зима» | ||
54 | 9.12 | Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров | ||
55 | 13.12 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров | ||
14.12АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 Ч) | ||||
56 | 14.12 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
57 | 15.12 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
58 | 16.12 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
59 | 20.12 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обобщение | ||
60 | 21.12 | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | ||
61 | 22.12 | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | ||
62 | 23.12 | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Обобщение | ||
63 | 27.12 | Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | ||
64 | 28.12 | Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена | ||
65 | 29.12 | Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена | ||
66-67 | 11.01 12.01 | Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» | ||
68-69 | 13.01 17.01 | Читальный зал. С. Седов. «Король красуется» | ||
БАСНИ (9 ч) | ||||
70 | 18.01 | О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи» | ||
71 | 19.01 | Эзоп «Кошка и мыши» | ||
72 | 20.01 | Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» | ||
73 | 24.01 | И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | ||
74 | 25.01 | И. А. Крылов «Слон и Моська» | ||
75 | 26.01 | И. А. Крылов «Две Бочки» | ||
76 | 27.01 | Пословицы. Контрольное чтение | ||
77-78 | 31.01 1.02 | Читальный зал. Басни | ||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ(16 ЧАСОВ) | ||||
79 | 2.02 | А. П. Чехов «Белолобый» | ||
80 | 3.02 | А. П. Чехов «Белолобый». Первичное знакомство с текстом | ||
81 | 7.02 | А. П. Чехов «Белолобый». Работа с текстом | ||
82 | 8.02 | М. М. Пришвин «Лимон». Первичное знакомство с текстом | ||
83 | 9.02 | М. М. Пришвин «Лимон». Работа с текстом | ||
84 | 10.02 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Первичное знакомство с произведением | ||
85 | 14.02 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Работа с текстом | ||
86 | 15.02 | К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Первичное знакомство с текстом | ||
87 | 16.02 | К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Работа с текстом произведения | ||
88 | 17.02 | Читальный зал. С. Черный «Осленок» | ||
90 | 21.02 | Внеклассное чтение.Книги о животных | ||
91 | 22.02 | Внеклассное чтение. Литературный журнал «Братья наши меньшие» (научно-популярная литература, детская периодика) | ||
92 | 28.02 | Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой» | ||
93- 94 | 1.03 2.03 | Работа с научно-популярными текстами | ||
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (13 Ч) | ||||
95 | 3.03 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) | ||
96 | 7.03 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) | ||
97 | 9.03 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Обобщение | ||
98 | 10.03 | А. Платонов «Разноцветная бабочка» | ||
99 | 14.03 | А. Платонов «Разноцветная бабочка» | ||
100 | 15.03 | А. Платонов «Разноцветная бабочка». Контрольное чтение | ||
101 | 16.03 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики» | ||
102 | 17.03 | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 1 части | ||
103 | 21.03 | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 2 части | ||
104 | 22.03 | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Обобщение | ||
105 | 23.03 | Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского | ||
106 | 24.03 | Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского | ||
107 | 4.04 | Читальный зал. К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», Р. Сеф «Добрый человек» | ||
ВЕСНА ПРИШЛА (10 Ч) | ||||
108 | 5.04 | «Жаворонушки…», «Березонька (народные песни) | ||
109 | 6.04 | А. А. Фет «Весенний дождь» | ||
110 | 7.04 | М. М. Пришвин «Лесная капель» | ||
111 | 11.04 | К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» | ||
112 | 12.04 | А. А. Фет «Рыбка» | ||
113 | 13.04 | Внеклассное чтение. Народные песни | ||
114 | 14.04 | В. Астафьев «Весенний остров» | ||
115 | 18.04 | Овсей Дриз «Как сделать утро волшебным» | ||
116-117 | 19.04 20.04 | Научно-популярные тексты | ||
И В ШУТКУ, И В СЕРЬЕЗ (19 Ч.) | ||||
118 | 21.04 | Шутки-прибаутки. Контрольное чтение | ||
119 | 25.04 | «Болтливая баба» (русская народная сказка) | ||
120 | 26.04 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Чтение 1 части | ||
121 | 27.04 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Чтение 2 части | ||
122 | 28.04 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Обобщение | ||
123 | 2.05 | Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» | ||
124 | 3.05 | Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» | ||
125 | 4.05 | Внеклассное чтение. Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина | ||
126 | 5.05 | С. Маршак «Про двух соседей» | ||
127 | 10.05 | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» | ||
128 | 11.05 | М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение 1 части | ||
129 | 12.05 | М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение 2 части | ||
130 | 16.05 | М. Зощенко «Великие путешественники». Итоговое контрольное чтение | ||
131 | 17.05 | Внеклассное чтение. Детская периодическая литература | ||
132 | 18.05 | Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом» | ||
133 | 19.05 | Читальный зал. А. Усачев «На чем держится Земля?» | ||
134 | 23.05 | А. Дорофеев «Укушенные» | ||
135-136 | 24.05 25.05 | Итоговый урок. Литературная викторина |
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Веселовская СОШ» ______________Е.В.Бадаева «_____» ________________ 2016г. | Рассмотрена и рекомендована к применению педагогическим советом № 1 от 26.08.2016г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению содержит в себе тип урока, виды контроля, используемые технологии. Программа создана на основе авторской Э.Э. Кац...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...
рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс
По требованиям ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс
По требованиям ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс
Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс
Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...