Конспект урока литературного чтения "Мой щенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения подробный с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подробный конспект урока "Мой щенок" | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Голобокова Оксана Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 31», город Курск
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»
Тема урока « С. В. Михалков « Мой щенок»»
Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова; через отношения автора к героям своего произведения на основе анализа познакомить с произведением «Мой щенок».
Задачи:
- помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
- обучать самостоятельной работе с текстом самостоятельно;
- формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
- воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
- учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение слов, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, соотносить смысл пословиц и содержание текста.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1) развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию ;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться в учебнике;
7) находить ответы на вопросы к иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развивать умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
- воспитывать: нравственные чувства, этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки, в том числе речевые, трудолюбие, способность к познанию, здоровый образ жизни;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- экологическое воспитание;
- эстетическое воспитание.
Межпредметные связи: русский язык, музыка, окружающий мир.
Ресурсы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. «Литературное чтение» часть 2. 2 класс. – М. : Просвещение, 2012 г., песня Владимира Яковлевича Шаинского « Пропала собака», видеозапись «Мой щенок» автор Биневская Т. Н., иллюстрации к тексту, заготовки для написания текста объявления, пословицы, светофоры для оценивания.
- Организационный этап.
Мы умные, мы дружные,
Мы отлично учимся
Всё у нас получится.
- Какими должны быть ученики на уроке, чтобы у них всё получилось, и урок был интересным?
- Я думаю, что вы, как и всегда сегодня будете активными, внимательными, не будете бояться высказывать свои мысли.
Речевая разминка
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Прочитаем скороговорку шёпотом, тихо, громко.
- Прочитаем грустно, весело.
- Прочитаем медленно, с увеличением темпа, быстро.
- Кто попробует произнести самостоятельно?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с документ – камерой
Алина подготовила творческое задание, послушаем её.
Ребёнок:
Я приготовила для вас мини - викторину по произведениям замечательного детского писателя. Узнайте, из каких произведений эти строки:
- Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.
Шёл с работы дядя Стёпа-
Видно было за версту. ( дядя Степа)
- Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять. (Котята)
- Я быстро градусник держу
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу,
И про себя прошу, прошу:
« Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись, ещё чуть – чуть! ( Тридцать шесть и пять)
- На прививку! Первый класс!
Вы слыхали ? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня …дрожат коленки….. ( Прививка)
- Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно. ( Сила воли)
- Интересно услышать, кто является автором всех этих произведений?
Дети: Сергей Владимирович Михалков.
- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы продолжим знакомиться сегодня на уроке?
Дети: с творчеством С. В. Михалкова.
- Что вы знаете о творчестве С. В. Михалкова?
Дети: он является автором гимна России. Его именем названа планета Солнечной системы.
Работа с программой Skype
- А ещё о творчестве С. Михалкова и интересных событиях из его жизни, мы попросим рассказать заведующую детской библиотекой №7 Аллу Ивановну.
- Отгадайте загадку:
Кто лежит под крылечком,
Хвост колечком?
Дети: собака.
- Прочитаем пословицу:
« Собака человеку – неизменный друг»
- Объясните значение этой пословицы.
Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга. Но не все пони-мают, какую ответственность будет нести семья, взявшая себе собаку. Собака требует ежедневного ухода и заботы. Особенно маленькая – она много не умеет, её надо всему научить.
- Сейчас мы прослушаем отрывок из песни Владимира Яковлевича Шаинского « Пропала собака».
- О чём говорится в этой песне?
Дети: в песне говорится о том, что пропал щенок.
- Кто такой щенок?
Дети: это детёныш собаки.
- Как вы думаете, о чём будет говориться в произведении, с которым мы сегодня познакомимся
Дети: я думаю о том, что у кого-то пропала собака.
- Прочитаем название произведения С. В. Михалкова, с которым мы сегодня познакомимся.
Дети: «Мой щенок».
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Дети мы говорили, что в стихотворении будет говориться о том, что пропал щенок, а называется оно совсем иначе.
Первичное восприятие текста
- Сейчас мы просмотрим видеозапись, которую озвучивает известная актриса театра и кино, заслуженная артистка, которая озвучила более 300 детских мультфильмов - Клара Михайловна Румянова, попробуем выяснить, верны ли были наши предположения.
Просмотр видеозаписи
4.Первичное усвоение новых знаний.
Беседа:
- О чём говорится в стихотворении?
Дети: у девочки пропал щенок.
- Верны ли были наши предположения?
- Какие чувства вызвало это стихотворение?
- Как девочка относилась к щенку?
- Можно ли назвать их друзьями? А кто такой настоящий друг?
Физкультминутка
Чешем щёткой мы щенка,
Будет шерстка так мягка!
Скачет радостный щенок,
Скрыть он радости не мог!
Чтение труднопроизносимых слов, подбор рифм
По-кры-вать-ся - покрываться (одеваться, умываться)
Пе-ре-ко-ше-на – перекошена (брошена, горошина, сложена)
У- ку-тан-ный – укутанный (запутанный, распутанный)
За-бин-то-ван-ным – забинтованным ( очарованным, околдованным)
Жужжащее чтение
Самостоятельно читаете стихотворение и подчёркиваете слова и выражения с непонятным для вас лексическим значением.
Словарная работа
КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.
ЖБАН – кувшин с крышкой.
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчёл.
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – неодинаково выглядит левая и правая сторона мордочки собаки.
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ – лежит вытянувшись и не шевелится.
- Прочитаем выразительно стихотворение вслух.
5. Работа по содержанию произведения.
Деление стихотворения на смысловые части
- Давайте попробуем разделить стихотворение на смысловые части.
- О чём говорится в начале стихотворения?
Дети: у девочки пропал щенок.
- О чём говорится дальше?
Дети: щенок начал шалить.
- Про что автор пишет дальше?
Дети: девочка горюет.
- О чём дальше говорится в стихотворении?
Дети: нашёлся щенок.
- Чем заканчивается стихотворение?
Дети: девочка ухаживает за больным щенком.
- Сколько частей у нас получилось?
Дети: 5.
- Прочитаем 1 часть.
- Как вы понимаете выражение «сбилась с ног»?
Дети: сильно устала от беготни.
- Почему девочка сбилась с ног?
Дети: у неё пропал щенок.
- В чём проявлялось беспокойство девочки за щенка?
Дети: девочка за уроки не садилась, обедать не могла.
- Как вы думаете, какое было выражение лица у девочки, когда она рассказывала о том, что у неё пропал щенок?
Дети: я думаю, что грустное.
- Читаем 2 часть.
- Как вёл себя щенок с самого утра?
Дети: бодро.
- Как вы понимаете слова « Он увидел одеяло – покрываться нечем стало»?
Дети: щенок его стащил.
- Каким был щенок?
Дети: шустрым, шаловливым, озорным.
- Читаем 3 часть.
- Как чувствует себя девочка, потерявшая щенка?
Дети: волнуется, переживает.
- Найдите и прочитайте, из каких слов это видно?
- Как она называет щенка?
Дети: бедный.
- Почему?
Дети: нет ему помощи.
- Прочитайте размышления девочки во время ожидания. Как вы будете читать эти строки?
Дети: грустно, задумчиво.
- Работаем с 4 частью.
- Опишите щенка, вернувшегося домой.
Дети: нос распух, не видно глаза, перекошена щека.
- Почему он вернулся таким?
Дети: его покусали пчёлы.
- С чем поэт сравнивает пчелу? Почему?
Дети: с иглой.
- Почему девочка сразу не смогла узнать щенка?
Дети: он похож был на страшного зверя, весь искусанный.
- Как вы думаете, эта часть стихотворения весёлая или грустная? Почему?
Дети: грустная и весёлая.
- Читаем последнюю часть.
- Как теперь ведёт себя щенок?
Дети: его жалко, он больной, лежит не шевелится.
- Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?
Дети: я не бегаю к врачу, я сама его лечу.
- А почему девочка так к нему относится?
Дети: она очень любит его.
- Дети, а как вы думаете, высказывание « Мы в ответе за тех – кого приручили» подходит к этому стихотворению? Почему?
Работа в парах
- Прочитаем стихотворение по частям в парах с передачей интонации.
Работа с интерактивной доской
- Посмотрите на доску. Перед вами иллюстрации к стихотворению.
- Какое задание вы можете предложить?
- А я предлагаю вам, расположить их в зависимости от событий, которые происходят в стихотворении? ( Дети маркером перетягивают иллюстрации в порядке следования по содержанию произведения)
Выборочное чтение к иллюстрациям
- Озвучим каждую картинку. Выберите из текста строки, которые можно подписать под каждой картинкой.
Гимнастика для глаз
Милые ребятки,
Поиграем в прятки!
Глазки закрывайте,
Но не засыпайте.
Глаз откройте правый,
А теперь – другой!
Как приятно снова
Встретиться с тобой!
Характеристика героев. Работа на интерактивной доске.
- Кто же является главными героями стихотворения?
Дети: девочка и щенок.
- Прочитаем слова. Что объединяет эти слова: заботливая, шаловливый, добрая, ленивая, ответственная, непоседливый, заводной, трусливый?
Дети: это слова признаки.
- Кто попробует сформулировать задание?
Дети: подобрать слова для характеристики девочки и щенка.
- Выберите слова признаки, которые характеризуют щенка и девочку, докажите своё мнение. ( Дети соединяют линиями слова признаки, характеризирующие героев)
Работа в паре
- Вспомним песню, которую мы слушали в начале урока. Ещё раз о чём говорилось в песне?
Дети: в ней говорилось о пропаже щенка.
- Как же искали щенка? Вспомните, как об этом поётся в песне?
Дети: написали объявление и повесили его на афишу.
- А вы как бы поступили в этой ситуации?
Дети: тоже бы написали объявление.
- Что бы написали в объявлении?
Дети: приметы щенка.
- Работая в паре, составьте текст объявления. ( На столах у детей заготовки написания текста объявления)
Объявление
У меня пропал __________ . Он ( какого?)_______________цвета. У него ( какие?) __________ уши, (какой?)____________ хвост, (какие?)________ глаза. Нашедшего просим сообщить по _______________: г. Курск, улица ____________________, дом______, квартира______, телефон___________
Заранее ____________________.
- Проверим, что у вас получилось. Оцените работу пары, которую мы сейчас выслушали. ( Дети светофором оценивают работу. Красный – всё получилось, жёлтый – были затруднения, зелёный – требуется помощь)
6. Рефлексия ( итог урока).
Работа на интерактивной доске
- Какое задание вы можете предложить?
Дети: я думаю вставить, пропущенные слова. ( Дети перетаскивают слова, подходящие по смыслу в отрывки из произведения)
- Сейчас мне нужен помощник. Кто хочет мне оказать помощь? ( Ой, я так рада, что вы настоящие друзья и готовы всегда мне помочь)
Помощником будет Катя.
- Мы сейчас будем вставлять пропущенные слова, А Катя будет находить выделенные большие буквы и крепить их на доске.
1.И виляет еле – еле
Забинтованным…. (хвостоМ)
2.Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…(рОй)
3.Я не знала, что мне ….(деЛать)
4.Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает……(лапОй) дверь.
5.Стал по комнате ходить,
Лаять, прыгать, всех …..(буДить).
6.Он порвал стихи у папы,
На пол с …..(лестниЦы) упал.
7.Заблудился, ищет дом,
Мокнет,……(беднЫй), под дождём!
- Прочитаем хором слово, которое получилось у Кати.
Дети: МОЛОДЦЫ!
- А как вы думаете, почему вы молодцы?
Рефлексивный тест
Мы сегодня на уроке…
Мы будем всегда…
Мы расскажем родителям…
Я доволен…
Я испытывал затруднения…
7.Задание на дом.
- Ознакомьтесь с предложенными заданиями, выберите для себе то, которое вас больше заинтересовало.
- Выучить понравившийся отрывок.
- Нарисовать рисунок к стихотворению.
- Сочинить рассказ на тему « Мой любимый питомец».
Источники информации и Интернет ресурсы.
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. «Литературное чтение» часть 2. 2 класс. – М. : Просвещение, 2012 г.
- http://metodisty.ru видеозапись Т. Н. Биневская «Мой щенок».
- http://www.audiopoisk.com В. Я. Шаинский « Пропала собака».
- http://pochemu4ka.ru иллюстрации к тексту.
- Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику А.Ф.Климановой. 2 класс. Москва «Вако» 2012г.
- Стихи С. В. Михалкова . Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...
конспект урока литературного чтения "Мой щенок", 2 кл
конспект урока литературного чтения "Мой щенок", 2 кл...
Конспект урок литературного чтения во 2 классе по теме "Характеристика героев стихотворения В. Берестова "Кошкин щенок"
Конспект урока содержит приложение с печатной версией раздаточного материала для детей и оформления доски....
Конспект урока литературного чтения С. Михалков «Мой щенок» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением С.Михалкова «Мой щенок», с жизнью и творчеством писателя; привитие любви и ответственного отношения к животным; совершен...
Конспект урока литературного чтения по теме С.Михалков "Мой щенок". 2 класс
Конспект урока литературного чтения по теме С.Михалков "Мой щенок". 2 класс...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «С. В. Михалков «Мой щенок».
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «С. В. Михалков «Мой щенок»....