Конспект урока литературного чтения "Мой щенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Конспект урока литературного чтения подробный с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голобокова Оксана Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 31», город Курск

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»

Тема урока « С. В. Михалков « Мой щенок»»

Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова; через отношения автора к героям своего произведения на основе анализа  познакомить с произведением «Мой щенок».

Задачи:  

  • помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
  • обучать самостоятельной работе с текстом самостоятельно;
  • формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
  • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
  • учить правилам дискуссии, разным видам чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение слов, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, соотносить смысл пословиц и содержание текста.

Формирование УУД:

   Познавательные УУД:

1) развивать умение извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию ;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться в учебнике;

7) находить ответы на вопросы к иллюстрации.

  Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  • воспитывать: нравственные чувства, этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки, в том числе речевые, трудолюбие, способность к познанию, здоровый образ жизни;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • эстетическое воспитание.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, окружающий мир.

Ресурсы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. «Литературное чтение» часть 2. 2 класс. – М. : Просвещение, 2012 г.,  песня Владимира Яковлевича Шаинского  « Пропала собака», видеозапись «Мой щенок» автор Биневская Т. Н., иллюстрации к тексту, заготовки для написания текста объявления, пословицы, светофоры для оценивания.

  1. Организационный этап.

Мы умные, мы дружные,

Мы отлично учимся

Всё у нас получится.

- Какими должны быть ученики на уроке, чтобы у них всё получилось, и урок был интересным?

- Я думаю, что вы, как и всегда сегодня будете активными, внимательными, не будете бояться высказывать свои мысли.

Речевая разминка

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Прочитаем скороговорку шёпотом, тихо, громко.

- Прочитаем грустно, весело.

- Прочитаем медленно, с увеличением темпа, быстро.

- Кто попробует произнести самостоятельно?

     2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с документ – камерой

Алина подготовила творческое задание, послушаем её.

Ребёнок:

Я приготовила для вас мини - викторину по произведениям замечательного детского писателя. Узнайте, из каких произведений эти строки:

  1. Уважали дядю Стёпу

За такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа-

Видно было за версту.           ( дядя Степа)

  1. Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.         (Котята)

  1. Я быстро градусник держу

      И меж ладоней долго тру,

      Я на него дышу, дышу,

      И про себя прошу, прошу:

     « Родная, миленькая ртуть!

      Ну, поднимись, ещё чуть – чуть!   ( Тридцать шесть и пять)

  1. На прививку! Первый класс!

Вы слыхали ? Это нас!

Почему я встал у стенки?

У меня …дрожат коленки…..  ( Прививка)

  1. Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.                    ( Сила воли)

- Интересно услышать, кто является автором всех этих произведений?

Дети: Сергей Владимирович Михалков.

- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы продолжим знакомиться сегодня на уроке?

Дети: с творчеством С. В. Михалкова.

- Что вы знаете о творчестве С. В. Михалкова?

Дети: он является автором гимна России.  Его именем названа планета Солнечной системы.

Работа с программой Skype

- А ещё о творчестве С. Михалкова и интересных событиях из его жизни, мы попросим рассказать заведующую детской библиотекой №7 Аллу Ивановну.

 - Отгадайте загадку:

Кто лежит под крылечком,

Хвост колечком?    

Дети:  собака.

- Прочитаем пословицу:

« Собака человеку – неизменный друг»

- Объясните значение этой пословицы.

Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга. Но не все пони-мают, какую ответственность будет нести семья, взявшая себе собаку. Собака требует ежедневного ухода и заботы. Особенно маленькая – она много не умеет, её надо всему научить.

- Сейчас мы прослушаем отрывок из песни Владимира Яковлевича Шаинского  « Пропала собака».

- О чём говорится в этой песне?

Дети: в песне говорится о том, что пропал щенок.

- Кто такой щенок?

Дети: это детёныш собаки.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в  произведении, с которым мы сегодня познакомимся

Дети: я думаю о том, что у кого-то пропала собака.

- Прочитаем название произведения С. В.  Михалкова, с которым мы сегодня познакомимся.

Дети: «Мой щенок».

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Дети мы говорили, что в стихотворении будет говориться  о том, что пропал щенок, а называется оно совсем иначе.

Первичное восприятие текста

- Сейчас мы просмотрим видеозапись, которую озвучивает известная актриса театра и кино, заслуженная артистка, которая озвучила более 300 детских мультфильмов - Клара Михайловна Румянова,  попробуем выяснить,  верны ли были наши предположения.

Просмотр видеозаписи

4.Первичное усвоение новых знаний.

Беседа:

- О чём говорится в стихотворении?

Дети:  у девочки пропал щенок.

- Верны ли были наши предположения?

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Как девочка относилась к щенку?

- Можно ли назвать их друзьями? А кто такой настоящий друг?

Физкультминутка

Чешем щёткой мы щенка,

Будет шерстка так мягка!

Скачет радостный щенок,

Скрыть он радости не мог!

Чтение труднопроизносимых слов, подбор рифм

По-кры-вать-ся - покрываться (одеваться, умываться)

Пе-ре-ко-ше-на – перекошена (брошена, горошина, сложена)

У- ку-тан-ный – укутанный (запутанный, распутанный)

За-бин-то-ван-ным – забинтованным ( очарованным, околдованным)

Жужжащее чтение

Самостоятельно читаете стихотворение и подчёркиваете слова и выражения с непонятным для вас лексическим значением.

Словарная работа

КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.

ЖБАН – кувшин с крышкой.

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчёл.

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – неодинаково выглядит левая и правая сторона мордочки собаки.

ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ – лежит вытянувшись и не шевелится.

- Прочитаем выразительно стихотворение вслух.

5. Работа по содержанию произведения.

Деление стихотворения на смысловые части

- Давайте попробуем разделить стихотворение на смысловые части.

- О чём говорится в начале стихотворения?

Дети: у девочки пропал щенок.

- О чём говорится дальше?

Дети: щенок начал шалить.

- Про  что автор пишет дальше?

Дети: девочка горюет.

- О чём дальше говорится в стихотворении?

Дети: нашёлся щенок.

- Чем заканчивается стихотворение?

Дети: девочка ухаживает за больным щенком.

- Сколько частей у нас получилось?

Дети: 5.

- Прочитаем 1 часть.

- Как вы понимаете выражение «сбилась с ног»?

Дети: сильно устала от беготни.

- Почему девочка сбилась с ног?

Дети: у неё пропал щенок.

- В чём проявлялось беспокойство девочки за щенка?

Дети: девочка  за уроки не садилась, обедать не могла.

- Как вы думаете, какое было выражение лица у девочки, когда она рассказывала о том, что у неё пропал щенок?

Дети: я думаю, что грустное.

- Читаем 2 часть.

- Как вёл себя щенок с самого утра?

Дети: бодро.

- Как вы понимаете слова « Он увидел одеяло – покрываться нечем стало»?

Дети: щенок его стащил.

- Каким был щенок?

Дети: шустрым, шаловливым, озорным.

- Читаем 3 часть.

- Как чувствует себя девочка, потерявшая щенка?

Дети: волнуется, переживает.

- Найдите и прочитайте, из каких слов это видно?

- Как она называет щенка?

Дети: бедный.

- Почему?

Дети:  нет ему помощи.

- Прочитайте размышления девочки во время ожидания. Как вы будете читать эти строки?

Дети: грустно, задумчиво.

- Работаем с 4 частью.

- Опишите щенка, вернувшегося домой.

Дети: нос распух, не видно глаза, перекошена щека.

- Почему он вернулся таким?

Дети: его покусали пчёлы.

- С чем поэт сравнивает пчелу? Почему?

Дети: с иглой.

- Почему девочка сразу не смогла узнать щенка?

Дети: он похож был на страшного зверя, весь искусанный.

- Как вы думаете, эта часть стихотворения весёлая или грустная? Почему?

Дети: грустная и весёлая.

- Читаем последнюю часть.

- Как теперь ведёт себя щенок?

Дети: его жалко, он больной, лежит не шевелится.

- Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?

Дети: я не бегаю к врачу, я сама его лечу.

- А почему девочка так к нему относится?

Дети: она очень любит его.

- Дети, а как вы думаете, высказывание « Мы в ответе за тех – кого приручили» подходит к этому стихотворению? Почему?

Работа в парах

- Прочитаем стихотворение по частям  в парах с передачей интонации.

Работа с интерактивной доской

- Посмотрите на доску. Перед вами иллюстрации к стихотворению.

- Какое задание вы можете предложить?

- А я предлагаю вам, расположить их в зависимости от событий, которые происходят в стихотворении? ( Дети маркером перетягивают иллюстрации в порядке следования по содержанию произведения)

Выборочное чтение к иллюстрациям

     - Озвучим каждую картинку. Выберите из текста строки, которые можно   подписать под каждой картинкой.

Гимнастика для глаз

Милые ребятки,

Поиграем в прятки!

Глазки закрывайте,

Но не засыпайте.

Глаз откройте правый,

А теперь – другой!

Как приятно снова

Встретиться с тобой!

Характеристика героев. Работа на интерактивной доске. 

- Кто же является главными героями стихотворения?

Дети: девочка и щенок.

- Прочитаем слова. Что объединяет эти слова: заботливая, шаловливый, добрая,  ленивая, ответственная, непоседливый, заводной, трусливый?

 Дети: это слова признаки.

- Кто попробует сформулировать задание?

Дети: подобрать слова для характеристики девочки и щенка.

- Выберите слова признаки, которые характеризуют щенка и девочку, докажите своё мнение. ( Дети соединяют линиями слова признаки, характеризирующие героев)

Работа в паре

- Вспомним песню, которую мы слушали в начале урока. Ещё раз о чём говорилось в песне?

Дети: в ней говорилось о пропаже щенка.

- Как же искали щенка? Вспомните, как об этом поётся в песне?

Дети: написали объявление и повесили его на афишу.

- А вы как бы поступили в этой ситуации?

Дети:  тоже бы написали объявление.

- Что бы написали в объявлении?

Дети: приметы щенка.

- Работая в паре, составьте текст объявления. ( На столах у детей заготовки написания текста объявления)

Объявление

У меня пропал __________ . Он ( какого?)_______________цвета. У него ( какие?) __________ уши, (какой?)____________ хвост,  (какие?)________ глаза. Нашедшего просим сообщить по _______________: г. Курск, улица ____________________, дом______, квартира______, телефон___________

                                Заранее ____________________.

- Проверим, что у вас получилось. Оцените работу пары, которую мы сейчас выслушали. ( Дети светофором оценивают работу. Красный – всё получилось, жёлтый – были затруднения, зелёный – требуется помощь)

6. Рефлексия ( итог урока).

Работа на интерактивной доске

- Какое задание вы можете предложить?

Дети: я думаю вставить, пропущенные слова. ( Дети перетаскивают слова, подходящие по смыслу в отрывки из произведения)

- Сейчас мне нужен помощник. Кто хочет мне оказать помощь? ( Ой, я так рада, что вы настоящие друзья и готовы всегда мне помочь)

Помощником будет Катя.

- Мы сейчас будем вставлять пропущенные слова, А Катя будет находить выделенные большие буквы и крепить их на доске.

1.И виляет еле – еле

Забинтованным…. (хвостоМ)

2.Мать сказала: - Дверь закрой!

К нам летит пчелиный…(рОй)

3.Я не знала, что мне ….(деЛать)

4.Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает……(лапОй) дверь.

5.Стал по комнате ходить,

Лаять, прыгать, всех …..(буДить).

6.Он порвал стихи у папы,

На пол с …..(лестниЦы) упал.

7.Заблудился, ищет дом,

Мокнет,……(беднЫй), под дождём!

- Прочитаем хором слово, которое получилось у Кати.

Дети: МОЛОДЦЫ!

- А как вы думаете, почему вы молодцы?

Рефлексивный тест

Мы сегодня на уроке…

Мы будем всегда…

Мы расскажем родителям…

Я доволен…

Я испытывал затруднения…

    7.Задание на дом.

    - Ознакомьтесь с предложенными заданиями, выберите для себе то, которое вас больше заинтересовало.

  1. Выучить понравившийся отрывок.
  2. Нарисовать рисунок к стихотворению.
  3. Сочинить рассказ на тему « Мой любимый питомец».

Источники информации и Интернет ресурсы.

  1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. «Литературное чтение» часть 2. 2 класс. – М. : Просвещение, 2012 г.
  2. http://metodisty.ru видеозапись Т. Н. Биневская «Мой щенок».
  3. http://www.audiopoisk.com В. Я. Шаинский « Пропала собака».
  4. http://pochemu4ka.ru иллюстрации к тексту.
  5. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику А.Ф.Климановой. 2 класс. Москва «Вако» 2012г.
  6. Стихи С. В. Михалкова . Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

конспект урока литературного чтения "Мой щенок", 2 кл

конспект урока литературного чтения "Мой щенок", 2 кл...

Конспект урок литературного чтения во 2 классе по теме "Характеристика героев стихотворения В. Берестова "Кошкин щенок"

Конспект урока содержит приложение с печатной версией раздаточного материала для детей и оформления доски....

Конспект урока литературного чтения С. Михалков «Мой щенок» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением С.Михалкова «Мой щенок», с жизнью и творчеством писателя; привитие любви и ответственного отношения к животным; совершен...

Конспект урока литературного чтения по теме С.Михалков "Мой щенок". 2 класс

Конспект урока литературного чтения по теме С.Михалков "Мой щенок". 2 класс...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «С. В. Михалков «Мой щенок».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «С. В. Михалков «Мой щенок»....