РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Светлана Петровна Островская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  ДЛЯ 3  КЛАССА ( Р.Н.БУНЕЕВ,Е.В. БУНЕЕВА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ

Г. ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  ДЛЯ 3  КЛАССА

учителя начальных классов Островской Светланы Петровны

Эксперт программы:

заместитель директора

____________ /Вострикова Л.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Цели

• формирование читательской компетенции младшего школьника;

• осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

• формирование духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

 Задачи

 формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

 введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

 развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

 приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  •  Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273  (п. 5  ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,      рекомендованных    к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Устав МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
  • Локальный акт гимназии  «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей) МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой  г. Липецка, реализующего основную образовательную программу начального общего образования» в соответствии с ФГОС НОО.
  • Учебный план  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016-2017 учебный год.
  • КУГ МБОУ гимназии № 19 им.Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016– 2017 учебный год.

Сведения о программе (примерной, авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием обоснования выбора данной программы и информации о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение».

Причиной выбора   данной программы  послужило следующее:

 УМК по литературному чтению для 1 – 4 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой  разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по литературному чтению и реализует его основные идеи.

 Программа реализует принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского  чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для  3-го класса «В одном счастливом детстве», позволяют показать детям мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

 УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, справочниками и книгами для учителя, а также учебниками, рабочими тетрадями.

Данная рабочая программа полностью соответствует программе по литературному чтению под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой для 3  класса. Изменений нет.

Формы организации образовательного процесса

классно-урочная

Технологии обучения

 системно-деятельностный метод;

 интегрированное обучение;

 информационно – коммуникативные технологии;

  игровая;

 проблемная - поисковая;

 технология продуктивного чтения;

Формы  контроля

  • устный опрос;
  • практическая работа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ОПИСАНИЕ РОЛИ ДАННОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

 овладение функциональной грамотностью на уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

 овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 овладение умениями, навыками различных видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

 определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному произведению;

 приобщение к литературе как искусству слова;

 приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного текста. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность в обучении по другим школьным дисциплинам. 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования  учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для  изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе 136 часов. Из них на контрольное чтение отводится 4 часа, внеклассное чтение – 13 часов.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

- активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- делить текст на части, составлять простой план;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование темы

Содержание

учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день».

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация).

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.

I. Прощание с летом.

2

В. Драгунский «Англичанин Павля». Описание героя.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

 Расширять понятие о жанре юмористического рассказа. Уметь соотносить понятия герой персонаж - рассказ – автор.

3-4

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Характеристика героев сказки.

Выразительное чтение художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов.

5

К. Бальмонт «Капля». Б. Заходер «Что красивее всего?». Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  

 

Составление небольшого устного текста на заданную тему.

Выразительное чтение художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов.

Знать способы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

Уметь выразительно читать стихотворение.

6

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему? Презентация своего высказывания окружающим. 

Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам.

Уметь подробно и выборочно пересказывать тест.

Осваивать начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

7

Контрольное чтение.   

Контрольное чтение

II. Летние путешествия и приключения.

8

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Чтение наизусть.

Определение темы и главной мысли произведения.

 Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст; читать текст вслух,

в равномерном темпе без учета скорости.

9

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение частей 1-4 главы первой. Чтение по ролям.

Деление текста на смысловые части, составление простого плана.

 Уметь делить текст на части, составлять простой план.

Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанно выстраивать  высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной форме.

10-11

С. Голицын «Сорок изыскателей». Составление плана текста.

Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

12

С. Голицын «Сорок изыскателей». Обобщающий урок. Выборочный пересказ текста.

Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

13-14

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Определение главной мысли.

Определение темы и главной мысли произведения.

Уметь определять тему и главную мысль.

15

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия.

Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили.

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

 Уметь подробно и выборочно пересказывать текст.

16-17

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Уметь приводить примеры художественных произведений.

18

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок.

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Уметь приводить примеры художественных произведений.

19

Б. Емельянов «Игра».

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

20

К. Паустовский «Кот-ворюга».

Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.

Уметь оценивать события, героев произведения.

21

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ-персонаж, автор.

Знать понятия образ, автор.

22-24

К. Паустовский

«Жильцы старого дома».

Деление текста на смысловые части.

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Уметь пересказывать текст.

Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему.

25

Урок внеклассного

чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью».

Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения.

Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст.

26

Контрольное чтение.

Контрольное чтение.

III. Природа летом.

27

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром».

Чтение стихотворных произведений наизусть.

Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности.

Формировать эстетические чувства.

28

Чтение фрагмента из рассказа А.П. «Степь».

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Высказывание и

аргументация своего отношения к прочитанному тексту.

Уметь пересказывать текст.

Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему.

29-30

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра»       (ч. 1).

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Высказывание и

аргументация своего отношения к прочитанному тексту.

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения.

Уметь высказывать

оценочные суждения о прочитанном произведении.

31-32

И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы».

Чтение стихотворных произведений

наизусть.

Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности.

Формировать эстетические чувства.

33-34

В. В. Бианки «Неслышимка».

Высказывание и

аргументация своего отношения к прочитанному тексту.

Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности.

Формировать эстетические чувства.

35

М. Пришвин «Золотой луг».  

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Формировать эстетические чувства.

36

Б. Пастернак «За поворотом». Обобщение по разделу.

Высказывание и

аргументация своего отношения к прочитанным текстам.

Знать названия, содержание изученных произведений.

37

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето.

Стихи поэтов-классиков XIX-XX веков.

Выразительное чтение наизусть выбранных стихотворений с объяснением своего выбора; пояснение средств

выразительности, непонятных слов.

Уметь:

-        самостоятельно выбирать и определять
содержание книги;

-        подбирать иллюстрации к стихотворениям.

IV. Уроки и переменки.

38

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.  

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному тексту.

39-40

Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.  

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному тексту.

41-42

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий.  

43

Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок. Б. Заходер «Перемена».

44-46

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

Определение темы и главной мысли произведения.

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам.

Развивать самостоятельность.

47

Г. Куликов «Как я

влиял на Севку». Заключительный урок.

Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения.

Инсценирование;

аргументированное объяснение точки зрения героев.

Уметь находить в

тексте материал для

характеристики героя

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

48

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

Определение темы и главной

мысли произведения.

Уметь осознанно,

правильно, выразительно читать подготовленные тексты.

Уметь:

-        делить текст на смысловые части;

-        составлять вопросы к прочитанному тексту.

49-52

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

Составление плана. Озаглавливание частей произведения.

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст.

53-54

О. Григорьев

«Витамин роста», «После уроков», «Кто прав». Обобщение по разделу.

Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть.

55

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

Самостоятельное чтение книг.

 Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

V. «Глухая пора листопада».

56-59

А. Пушкин «Осень»;

К. Бальмонт «Осень»;

Ф. Тютчев К. «Есть в осени первоначальной…»;

К. Паустовский «Мой дом»; Словесное рисование.

Г. Сапгир «Четыре

конверта»; Д. Самойлов «Перед снегом».

Выразительное чтение стихотворений.  Пересказ

Текста.

Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору.

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть.

60-61

К. Паустовский

«Прощание с летом». С. Есенин, «Нивы сжаты, рощи голы». Обобщение по разделу.

 Уметь читать

осознанно текст художественного произведения.

Уметь  осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов.

62

 Урок внеклассного

чтения. Знакомство с детской периодической печатью. 

Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация).

Уметь высказывать

оценочные суждения по прочитанным произведениям.

63

Контрольное чтение.

Контрольное чтение

64-65

Введение в раздел. Что такое сказка?

Г. Сапгир «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса».

В. Берестов «Сказка»

Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения.

Инсценирование;

аргументированное объяснение точки зрения героев.

Уметь находить в

тексте материал для

характеристики героя

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

66

Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил». Анализ иллюстраций к сказкам.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении.

Знать особенности языка народных сказок.

67

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки».

68-69

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад - мореход».

Озаглавливание частей текста.

Уметь делить текст на части и озаглавливать части.

70-71

Авторские сказки.

Ш. Перро «Ослиная шкура».

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста.

Уметь находить в тексте ключевые слова.

Развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

72

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Обучение пересказу текста.

Уметь пересказывать текст.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

73-74

А. Волков «Волшебник  Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену у людоеда»).  Чтение по ролям.

«Элли в плену у людоеда». Образы героев Волкова.

Обучение краткому и

подробному пересказу текста.

Уметь подробно и

кратко пересказывать текст.

75-76

Пьеса - драматическое

произведение. С. Маршак «Сказка про козла».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщающий урок по разделу. Творческая работа – сочинение сказки.

Пьеса. Признаки

драматического

произведения.

 Уметь составлять план. Развивать

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимать значимость позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

77

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли.

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному тексту.

VII. «Поёт зима, аукает…».

78

Введение в новый раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает...», «Пороша».

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором.

Заучивание наизусть и вырази-

тельное чтение стихотворений

с использованием

соответствующей интонации, тона, темпа.

 Знать авторов и героев произведений.

Уметь заучивать

наизусть и выразительно читать стихотворение.

79-80

К. Бальмонт, И. Бродский.

Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза».

81

В. Драгунский «Кот в  сапогах».

Обучение работе над образом

литературного героя.

Уметь составлять

характеристику героя.

82

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов «Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний».

Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения.

 Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов.

Формировать эстетические потребности.

83-84

В. Бианки «По следам».

Обобщение по разделу.

Самостоятельное разделение текста на части. Озаглавливание частей.

Уметь делить текст на части.

85

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев».  Пересказ текста.

Выборочный пересказ текста.

Уметь пересказывать текст.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах.

VIII. Животные в нашем доме.

86-87

Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом». Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

Пересказ текста.

Уметь пересказывать текст.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах.

88-89

Ю. Коринец «Ханг и Чанг».

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака».

Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики.

Заучивание наизусть стихотворения.

Уметь отвечать на вопросы к тексту.

Осваивать начальные формы  самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Уметь заучивать произведения наизусть.

Овладеть  следующими логическими действиями: сравнение, анализ.

90-92

Ю. Коваль «Капитан Клюквин».  Характеристика героя произведения.

Самостоятельное деление текста на части.

Озаглавливание  частей.

Обучение краткому пересказу.

Уметь делить текст на части и озаглавливать части.

Уметь пересказывать

текст.

93-94

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

Обобщающий урок по разделу.

Формирование

умений: обдумывание, формулирование главной мысли.

Развивать этические чувства, чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

95

Внеклассное чтение.

О братьях наших меньших.

Заучивание наизусть стихотворений.

Уметь заучивать

наизусть стихотворения и выразительно

читать.

IX. Мы с мамой и папой.

96

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Знание авторов и

героев произведений.

Умение заучивать

наизусть небольшие отрывки прозы.

Уметь заучивать

наизусть стихотворения и выразительно

читать.

Уметь заучивать

наизусть отрывки из

прозы.

97-98

В. Драгунский «…Бы».

Ю. Коринец «Подарки под подушкой»,

А. Барто «Разговор с дочкой».

99

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном».

Составление устных описаний-миниатюр.

Уметь составлять устное  сочинение на заданную тему.

Развивать  этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

100-102

В. Драгунский «Девочка на шаре».

Умение составлять план из предложений текста.

Обучение работе над образом литературного героя.

Уметь составлять план. Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя.

103-104

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».C. Маршак «Хороший день». Обобщение по разделу.

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей.

Уметь делить текст на части.

Развивать самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

105

Внеклассное чтение. От чистого сердца.

Высказывание своего отношения к написанному тексту.

Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему.

X. «Наполним музыкой сердца…».

106

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль».

Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть.

Формировать эстетические потребности, ценности  и чувства.

107-109

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Обучение выборочному пересказу.

Уметь пересказывать текст.

110-111

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения.

Обучение пересказу.

Уметь выразительно читать.

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов.

112

И. Тургенев «Певцы» (отрывок).

113-114

В. Драгунский «Независимый Горбушка». Обобщение по разделу.

Развитие умения находить в тексте ключевые слова

Уметь находить ключевые слова.

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам  других людей.  Понимать значимость позитивного стиля общения.

115

 Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания.

Умение самостоятельно находить произведения на заданную тему.

Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему.

116

 Промежуточная аттестация.

Контрольное чтение

XI. День смеха.

117-118

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот».

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения.

119-120

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

О. Григорьев «Двустишия».

Ю. Мориц «Малиновая кошка».

 Формирование внимательного отношения к

языку художественных произведений.

Уметь выразительно читать произведения.

121

Обобщение по разделу.

Умение самостоятельно находить произведения на заданную тему.

Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов.

122

Внеклассное чтение.

Необычный календарь.

Самостоятельное нахождение

произведения на заданную тему.

Уметь высказывать

свое отношение к прочитанному тексту.

XII. «О, Весна, без конца и без краю…».

123

Введение в раздел.

Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока,

Заучивание наизусть стихотворного произведения.

Уметь заучивать

наизусть и выразительно читать стихотворения.

Развитие этических чувств.

124

A.        Макаревича, B.        Маяковского.


Стихи о весне О. Мандельштама, C.Чёрного, Б. Окуджавы.

125-126

А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна». Обобщение по разделу.

Обучение делению текста на части.

Уметь делить текст

на части.  Развивать этические чувства.

XIII. День Победы.

127-129

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского.

Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.

Уметь выразительно читать.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

130

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Самостоятельный выбор книг на заданную тему.

Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Уметь пересказывать текст.

Формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

131

Итоговое контрольное чтение.

Темп чтения незнакомого текста - 85-90 слов.

Итоговое контрольное чтение.

XIV. Родная земля.

132-134

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г.Цыферов «Дубёнка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате», М. Цветаева «Домики старой Москвы».

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Уметь пересказывать текст.

Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения.

Формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

135

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?»

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Уметь пересказывать текст.

136

Урок внеклассного чтения. Любимые книги, любимые писатели.

Самостоятельный выбор книг на заданную тему.

Уметь выразительно читать.

Формирование чувства гордости за свою Родину.

Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Виды учебной  деятельности

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день».

1

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Восприятие на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся.

Ответы на  вопросы по  содержанию, понимание главной мысли, оценивание своих эмоциональных реакций.

I. Прощание с летом.

2

В. Драгунский «Англичанин Павля». Описание героя.

1

 Отвечают на вопросы. Обмениваются  впечатлениями по прочитанному отрывку.

Восприятие на слух  заданий (учебный  текст),   определение алгоритма выполнения,  оценивание  хода  и результата выполнения.

Характеристика прослушанного художественного произведения:  его жанр, сюжет (последовательность  развития  событий); описывание героев.

Сравнивание своих ответов с ответами одноклассников, оценивание  своих  и  чужих высказываний.

3-4

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Характеристика героев сказки.

2

5

К. Бальмонт «Капля». Б. Заходер «Что красивее всего?». Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.  

 

1

6

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему? Презентация своего высказывания окружающим. 

1

7

Контрольное чтение.

1

II. Летние путешествия и приключения.

8

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Чтение наизусть.

1

Чтение текста  вслух осознанно,  правильно,  выразительно, выбор соответствующей интонации, тона  и  темпа   речи, умение ставить логическое ударение.

Чтение про себя текста осознанно,  выделение в нём  логических частей, проведение словарной работы, ответы на вопросы.

Вычитывают все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую.

Вычитывают фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составляют рассказ на основе предложения.

Формулируют         основную мысль текста.

Ведут по ходу чтения диалог с автором текста: задают вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозируют ответы, осуществляют самоконтроль.

Находят   ключевые   слова текста.

Объясняют смысл заглавия произведения.

Составляют простой план текста. Пересказывают  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализируют         структуру книги,  самостоятельно выбирают  книгу в библиотеке.

9

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение частей 1-4 главы первой. Чтение по ролям.

1

10-11

С. Голицын «Сорок изыскателей». Составление плана текста.

2

12

С. Голицын «Сорок изыскателей». Обобщающий урок. Выборочный пересказ текста.

1

13-14

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Определение главной мысли.

2

15

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия.

 

1

16-17

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

2

18

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок.

1

Читают про себя текст осознанно,  выделяют в нём  логические части, проводят словарную работу, отвечают на вопросы.

Формулируют         основную мысль текста.

Ведут по ходу чтения диалог с автором текста: задают вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозируют ответы, осуществляют самоконтроль.

Находят   ключевые   слова текста.

Объясняют смысл заглавия произведения.

Анализируют         структуру книги,  самостоятельно выбирают  книгу в библиотеке.

19

Б. Емельянов «Игра».

1

20

К. Паустовский «Кот-ворюга».

1

21

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ-персонаж, автор.

1

22-24

К. Паустовский «Жильцы старого дома».

3

25

Урок внеклассного чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью». 

1

26

Контрольное чтение.

1

III. Природа летом.

27

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром».

1

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Рассматривают картину, описывают объекты картины, рассказывают о картине. Читают вслух и про себя. Находят слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определяют сравнения, олицетворения, подбирают свои сравнения, олицетворения. Наблюдают картины в художественном текст; находят слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдают за развитием настроения в художественном тексте.   Сравнивают произведения живописи и литературы.

 Определяют тему и название выставки книг.  Группируют  книги по подтемам. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

28

Чтение фрагмента из рассказа А.П. «Степь».

1

29-30

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1).

2

31-32

И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы».

2

33-34

В. В. Бианки «Неслышимка».

2

35

М.Пришвин «Золотой луг».

1

36

Б. Пастернак «За поворотом».  Обобщение  по разделу.

1

37

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето.

Стихи поэтов-классиков XIX-XX веков.

1

IV. Уроки и переменки.

38

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.

1

Участвуют в диалоге (культура речевого общения).

Конструируют монологическое высказывание.

Создают устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

Высказывают аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям. Ведут по ходу чтения диалог с автором текста: задают вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозируют ответы, осуществляют самоконтроль.

Находят   ключевые   слова текста.

Определяют тему и название выставки книг.  Группируют книги по подтемам. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

39-40

Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.  

2

41-42

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий.

2

43

Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок. Б. Заходер «Перемена».

1

44-46

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

3

47

Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Заключительный урок.

1

48

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

1

49-52

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

4

53-54

О. Григорьев «Витамин роста»,  «После уроков», «Кто прав». Обобщение по разделу.

2

55

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

1

V. «Глухая пора листопада».

56-57

А. Пушкин «Осень»; К. Бальмонт «Осень»;

Ф. Тютчев  «Есть в осени первоначальной…»;

2

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют  конкретный смысл понятий:  творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читают вслух и про себя. Называют особенности поэтического творчества. Выявляют особенности текста - описания. Находят слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находят средства художественной выразительности в художественном тексте. Находят слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивают произведения живописи и литературы. Сравнивают произведения литературы на одну и ту же тему. Выявляют авторское отношение к изображаемому и передают настроение при чтении. Определяют тему и название выставки книг.  Находят нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирают произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Умеют работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).

58

Паустовский «Мой дом». Словесное рисование.

1

59

Г. Сапгир «Четыре конверта»; Д. Самойлов «Перед снегом».

1

60-61

К. Паустовский

«Прощание с летом». С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». Обобщение по разделу.

2

62

Урок внеклассного чтения. Знакомство с детской периодической печатью. 

1

63

Контрольное чтение.

1

VI. «И кот учёный свои мне сказки говорил…».

64-65

Введение в раздел. Что такое сказка?

Г. Сапгир «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса».

В. Берестов «Сказка».

2

  Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий:  сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читают вслух и про себя. Сравнивают народную сказку и литературную. Определяют отличительные особенности литературной сказки. Определяют, как построена сказка. Характеризуют героев произведения. Сравнивают героев произведения  на основе поступков. Определяют нравственный смысл текста. Составляют план сказки. Рассуждают о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объясняют, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называют изученные произведения переводной литературы. Выявляют особенности переводной литературы. Сочиняют возможный конец сказки.

   Представляют выбранную книгу.  Находят нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждают в паре, в группе поступки героев, определяют свою позицию по отношению к героям произведения. Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Распределяют роли. Инсценируют произведение.

66

Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил».  Анализ иллюстраций к сказкам.

1

67

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки».

1

68-69

 Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-мореход».

2

70-71

Авторские сказки.

Ш. Перро «Ослиная шкура».

2

72

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

73

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену у людоеда»).  Чтение по ролям.

1

74

 «Элли в плену у людоеда». Образы героев Волкова.

1

75-76

Пьеса - драматическое произведение.

С. Маршак «Сказка про козла».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщающий урок по разделу. Творческая работа – сочинение сказки.

2

77

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

VII. «Поёт зима, аукает…».

78

Введение в новый раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает...», «Пороша».

1

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Инсценируют  художественные   произведения  (чтение по ролям, драматизация).

79-80

К. Бальмонт, И. Бродский.

Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту

Деда Мороза».

2

81

В. Драгунский «Кот в сапогах».

1

82

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов «Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний».

1

83

В. Бианки «По следам».

1

84

 Обобщение по разделу.

1

85

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев».  Пересказ текста.

1

VIII. Животные в нашем доме.

86-87

Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом».

 Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

2

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор- рассказчик, периодическая литература. Сравнивают художественный и научно-познавательный тексты; определяют отличительные особенности. Составляют план текста, делят текст на части, подробно пересказывают текст на основе плана.

Характеризуют  героев сказки, рассказа. Выявляют особенности героя художественного рассказа. Выявляют особенности юмористического произведения. Определяют смысл названия произведения. Определяют правду и вымысел в произведениях.

 Задают самостоятельно вопросы к тексту, оценивают вопросы. Определяют тему и название выставки книг.  Представляют выбранную книгу.  Находят нужную книгу по тематическому каталогу.

88-89

Ю. Коринец «Ханг и Чанг».

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака».

2

90-92

Ю. Коваль «Капитан Клюквин».  Характеристика героя произведения.

3

93-94

Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони».

Обобщающий урок по разделу.

2

95

Внеклассное чтение.

О братьях наших меньших.

1

IX. Мы с мамой и папой.

96

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

1

Читают текст вслух осознанно,  правильно,  выразительно, выбирают соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставят логическое ударение.

Читают про себя текст осознанно,  выделяют  в нём  логические части, проводят словарную работу, отвечают на вопросы.

Вычитывают все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую.

Формулируют         основную мысль текста.

Ведут по ходу чтения диалог с автором текста: задают вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозируют ответы, осуществляют самоконтроль.

Находят   ключевые   слова текста.

Объясняют смысл заглавия произведения.

Составляют простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывают  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализируют         структуру книги,  самостоятельно выбирают  книгу в библиотеке.

97-98

В. Драгунский «…Бы». Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой».

2

99

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном».

1

100-102

В. Драгунский « Девочка на шаре».

3

103-104

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». С. Маршак «Хороший день». Обобщение по разделу.

2

105

Внеклассное чтение. От чистого сердца.

1

X. «Наполним музыкой сердца…».

106

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль».

1

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Рассматривают картину, описывают объекты картины, рассказывают о картине. Читают вслух и про себя. Находят слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определяют сравнения, олицетворения, подбирают свои сравнения, олицетворения. Наблюдают картины в художественном тексте; находят слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдают за развитием настроения в художественном тексте.  Сравнивают произведения живописи и литературы.

 Определяют тему и название выставки книг.  Группируют книги по подтемам. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

107-109

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3

110-111

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

2

112

И. Тургенев «Певцы» (отрывок).

1

113-114

В. Драгунский «Независимый Горбушка».

Обобщение по разделу.

2

115

 Урок  внеклассного чтения. Моя Хохотания.

1

116

Промежуточная аттестация.

1

XI. День смеха.

117-118

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот».

2

Участие в диалоге.

Конструирование монологического высказывания.

Создают устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

Высказывают аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Задают самостоятельно вопросы к тексту, оценивают вопросы. Определяют тему и название выставки книг.  Представляют выбранную книгу.  Находят  нужную книгу по тематическому каталогу.

119-120

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

 О. Григорьев «Двустишия».

Ю. Мориц «Малиновая кошка».

2

121

Обобщение по разделу.

1

122

Внеклассное чтение. Необычный календарь.

1

XII. «О, Весна, без конца и без краю…».

123

Введение в раздел.

Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, A. Макаревича, B. Маяковского.

2

Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определяют конкретный смысл понятий:  творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читают вслух и про себя. Называют особенности поэтического творчества. Выявляют особенности текста - описания. Находят слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находят средства художественной выразительности в художественном тексте. Находят слова, которые помогают увидеть образы.

124

Стихи о весне О. Мандельштама, C. Чёрного,
Б. Окуджавы.

125-126

А. Толстой «Детство Никиты», глава

«Весна». Обобщение по разделу.

2

XIII. День Победы.

127-128

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок».

2

Участвуют в диалоге (культура речевого общения).

 Конструируют монологическое высказывание.

Создают устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

129

Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского.

1

130

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

1

131

Итоговое контрольное чтение.

1

XIV. Родная земля.

132-134

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г.Цыферов «Дубёнка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате», М. Цветаева «Домики старой Москвы».

3

Читают текст вслух осознанно,  правильно,  выразительно, выбирают соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставят логическое ударение.

Декламируют         стихотворения, отрывки прозы.

Читают про себя текст осознанно,  выделяют в нём  логические части, проводят словарную работу, отвечают на вопросы.

135

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?»

1

136

Урок внеклассного чтения. Любимые книги, любимые писатели.

1

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Информация об учебнике, учебно-методических материалах, материально-техническом обеспечении образовательного процесса

Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). В 2 частях./ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева – М.: Баласс; Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»).

Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. Издательство: Москва, «БАЛАСС», 2013год. Авторы: Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.

Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, ИКТ-презентации, диски, репродукции картин художников, портреты писателей.

приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день».

1

01.09

01.09

2

В. Драгунский «Англичанин Павля». Описание героя.

1

05.09

05.09

3-4

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Характеристика героев сказки.

2

06.09

07.09

06.09

07.09

5

К. Бальмонт «Капля». Б. Заходер «Что красивее всего?». Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

1

08.09

08.09

6

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему? Презентация своего высказывания окружающим.

1

12.09

12.09

7

Контрольное  чтение.

1

13.09

13.09

8

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Чтение наизусть.

1

14.09

14.09

9

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение частей 1-4 главы первой. Чтение по ролям.

1

15.09

15.09

10-11

С. Голицын «Сорок изыскателей». Составление плана текста.

2

19.09;20.09

19.09;20.09

12

С. Голицын «Сорок изыскателей». Обобщающий урок. Выборочный пересказ текста.

1

21.09

21.09

13-14

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Определение главной мысли.

2

22.09;26.09

22.09;26.09

15

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия.

1

27.09

27.09

16-17

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

2

28.09;29.09

28.09;29.09

18

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок.

1

03.10

03.10

19

Б. Емельянов «Игра».

1

04.10

04.10

20

К. Паустовский «Кот - ворюга».

1

05.10

05.10

21

К. Паустовский «Кот - ворюга». Работа с понятиями образ-персонаж, автор.

1

06.10

06.10

22-24

К. Паустовский «Жильцы старого дома».

3

17.10;18.10

19.10

17.10;18.10

19.10

25

Урок внеклассного чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью».

1

20.10

20.10

26

Обобщение по теме. Подготовка к сочинению.

1

24.10

24.10

27

Введение в новый раздел. С. Есенин «С добрым утром».

1

25.10

25.10

28

Чтение фрагмента из рассказа А.П. Чехова «Степь».

1

26.10

26.10

29-30

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1).

2

27.10;31.10

27.10;31.10

31-32

И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы».

2

01.11;02.11

01.11;02.11

33-34

В. В. Бианки «Неслышимка».

2

03.11;07.11

03.11;07.11

35

М. Пришвин «Золотой луг».

1

08.11

08.11

36

Б. Пастернак «За поворотом». Обобщение по разделу.

1

09.11

09.11

37

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков ХIХ-ХХ веков.

1

10.11

10.11

38

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.

1

14.11

14.11

39

Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий.

1

15.11

15.11

40

Контрольное чтение.

1

16.11

16.11

41

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий.

1

17.11

17.11

42

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий.

28.11

28.11

43

Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок. Б. Заходер «Перемена».

1

29.11

29.11

44-46

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».

3

30.11;01.12

05.12

30.11;01.12

05.12

47

Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Заключительный урок.

1

06.11

06.11

48

Б. Заходер «Вредный кот». Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

1

07.12

07.12

49-52

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».

4

08.12;12.12

13.12;14.12

08.12;12.12

13.12;14.12

53-54

О. Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав». Обобщение по разделу.

2

15.12;19.12

15.12;19.12

55

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

1

20.12

09.01

56-57

А. Пушкин «Осень»;  К. Бальмонт «Осень»; Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

2

21.12;22.12

10.01

58

Паустовский «Мой дом». Словесное рисование.

1

26.12

09.11

59

Г. Сапгир «Четыре конверта». Д. Самойлов «Перед снегом».

1

27.12

11.01

60-61

К. Паустовский «Прощание с летом». С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». Обобщение по разделу.

2

28.12

29.12

12.01

62

Урок внеклассного чтения. Знакомство с детской периодической печатью.

1

09.11

11.01

63

Контрольное чтение.

1

10.01

16.01

64-65

Введение в раздел. Что такое сказка? Г. Сапгир «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса». В. Берестов «Сказка».

2

11.01;12.01

17.01

66

Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил». Анализ иллюстраций к сказкам.

1

16.01

18.01

67

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки».

1

17.01

19.01

68-69

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-мореход»

2

18.01;19.01

23.01;24.01

70-71

Авторские сказки. Ш. Перро «Ослиная шкура».

2

23.01;24.01

25.01;26.01

72

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

25.01

30.01

73

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену у людоеда»). Чтение по ролям.

1

26.01

31.01

74

«Элли в плену у людоеда». Образы героев Волкова.

1

30.01

01.02

75

Пьеса - драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

1

31.01

02.02

76

Обобщающий урок по разделу. Творческая работа-сочинение сказки.

1

01.02

06.02

77

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

02.02

07.02

78

Введение в новый раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает...», «Пороша».

1

06.02

08.02

79

К. Бальмонт, И. Бродский. Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза».

1

07.02

09.02

80

В. Драгунский «Кот в сапогах».

08.02

13.02

81

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний».

1

09.02

14.02

82

В. Бианки «По следам».

1

13.02

15.02

83

Обобщение по разделу.

1

14.02

16.02

84

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев». Пересказ текста.

1

15.02

20.02

85

Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом».

1

16.02

21.02

86

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

1

27.02

27.02

87

Ю. Коринец «Ханг и Чанг».

1

28.02

28.02

88

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака».

1

01.03

01.03

89

Ю. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика героя произведения.

1

02.03

02.03

90-92

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Обобщающий урок по разделу.

3

06.03;07.03

08.03

06.03;07.03

уплот

93-94

Внеклассное чтение. О братьях наших меньших.

2

09.03;13.03

09.03;13.03

95

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

1

14.03;

14.03;

96

В. Драгунский «…Бы». Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой».

1

15.03;

15.03;

97-98

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном».

2

16.03;20.03

16.03;20.03

99

В. Драгунский «Девочка на шаре».

1

21.03

21.03

100-

102

B.        Драгунский «Тайное всегда становится явным». C. Маршак «Хороший день».

3

22.03;23.03

27.03

22.03;23.03

27.03

103

Обобщение по разделу.

1

28.03

28.03

104

Внеклассное чтение. От чистого сердца.

1

29.03

29.03

105

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль». К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

30.03

30.03

106

107

108

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3

10.04

11.04;12.04

10.04

11.04;12.04

109-

110

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

2

13.04;

17. 04

13.04;

17. 04

111

И. Тургенев «Певцы» (отрывок).

1

18.04

18.04

112

В. Драгунский «Независимый Горбушка».

1

19.04

19.04

113-

Обобщение по разделу.

1

20.04

20.04

114

Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания.

1

24.04

24.04

115

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или все наоборот».

1

25.04

25.04

116

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». О. Григорьев «Двустишия».  Ю. Мориц «Малиновая кошка».

1

26.04

26.04

117-

118

Обобщение по разделу.

2

27.04;01.05

27.04;01.05

уплотнение

119

Внеклассное чтение. Необычный календарь.

1

02.05

02.05

120

Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева,  А. Блока.

1

03.05

03.05

121

Стихи о весне A. Макаревича, B. Маяковского.

1

04.05

Объединение 04.05

122

Стихи о весне О. Мандельштама, C. Чёрного,  Б. Окуджавы.

1

08.05

123

Стихи о весне О. Мандельштама, C. Чёрного,  Б. Окуджавы.

1

09.05

Объединение 10.05

124

А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

1

10.05

125

Обобщение по разделу.

1

11.05

11.05

126

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок».

1

15.05

15.05

127

Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского.

1

16.05

16.05

128

Промежуточная аттестация.

1

17.05

17.05

129

Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского.

1

18.05

18.05

130-131

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

2

22.05

23.05

22.05

23.05

132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубёнка»

1

24.05

24.05

133-134

Б. Окуджава «Песенка об Арбате», М. Цветаева «Домики старой Москвы».

2

25.05;29.05

25.05;29.05

135

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?»

1

30.05

30.05

136

Урок внеклассного чтения « Любимые книги, любимые писатели»

1

31.05

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа  по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"...

рабочая программа по литературному чтению 3класс

рабочая программа по литературному чтению 3класс...