Тема урока: «Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. Владимир Маяковский».
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: «Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. Владимир Маяковский».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для знакомства со стихотворением Владимира Владимировича Маяковского «История Власа лентяя и лоботряса», формирование умений работать с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | Личностные: приучение к порядку |
Мотивация к учебной деятельности | Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания. Рассказ стихотворений наизусть Р. Бёрнс, Р. Киплинг. | |
Постановка проблемы | - Ребята, посмотрите на иллюстрации книг. Что вы видите на этих иллюстрациях? - С какими стихотворениями этого автора вы уже знакомы? - Кто мне скажет, что такое стихотворение? - А какие стихотворения вы помните? Кто их автор? - Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке. - Откройте свои учебники на странице 182 - Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения - А как вы догадались, что это стихотворение? - Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь? | |
Беседа до чтения | Родился Маяковский в Грузии. Будущий гений советской поэзии не смог окончить обучение в школе. Его исключили за неуплату. За свою недолгую жизнь Маяковский трижды арестовывался. Это происходило в пору его юности в 1908–1909 годах. Стихотворения, написанные «лесенкой», являются изобретением Маяковского. Многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве, потому что в то время издательства платили гонорары авторам за количество строк, а не знаков. В 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». – Что такое литературный утренник? – Кто выступал на утреннике в Сокольниках?– Для кого устраивался утренник? – Каким вы увидели В. Маяковского? – Какими могут быть его стихи? – Можно ли понять из названия стихотворения, кто такой Влас? А из рисунка к тексту на с. 103? | |
Беседа во время чтения | Самостоятельное чтение стихотворения. – Напомнила ли вам сказка Маяковского какой-либо другой художественный текст? (Чаще всего дети вспоминают «Балладу о фокусах шоколада» Ю. Мориц.) – Что между ними общего? (Герой, которого высмеивает автор; наказание за жадность или лень; стихотворная форма.) – О каком герое идёт речь в этом стихотворении? (О Власе.) – Что показалось самым смешным? А самым серьёзным? Комментированное чтение. – Прочитайте стихотворение вслух и покажите, как рисует Маяковский ребёнка Власа. Влас Прогулкин – милый мальчик, (прямая авторская характеристика) Спать ложится, взяв журнальчик. Всё в журнале интересно. Дочитаю весь, хоть тресну! – Нравится вам Влас? Почему? – Какие приметы времени встретились в стихотворении? – Как автор выражает своё отношение к герою? (Сначала «милый мальчик», потом «разиня», «лоботряс», потом «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»). – Как выражена главная мысль стихотворения – в явном или в неявном виде? Как вы думаете, почему? Выразительное чтение стихотворения. – Какую позицию занял автор? (Он – обличитель.) | |
Беседа после чтения | – Как проявилась в стихотворении общественная позиция Маяковского? – Что олицетворяет собой Влас? – С чем борется поэт? Точно ли выбрано слово «борется», уместно ли будет сказать «не соглашается», «не принимает»?.. – Докажите, что, несмотря на обличительный пафос, читателей в первую очередь привлекает в стихах Маяковский-поэт. (Как он играет со словами? Рифмой?) – Что нового для себя вы открыли в Маяковском? – Известно, что М. Пришвин любил творчество Маяковского, сравнивал себя с ним. Послушайте фрагмент из его дневниковых записей, определите, что объединяет этих писателей «Читаю взасос Маяковского. Считаю, что поэзия – не главное в его поэмах. Главное – то, о чём я пишу каждый день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано – день пришпилен, и это есть правда, которой, оказалось, служил Маяковский». – Как относились Пришвин и Маяковский к труду писателя? | |
Рефлексия + подведение итогов | Активно работали на уроке … Красиво и правильно выражали свою мысль … Внимательно слушали одноклассников … Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)
Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России
В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Тема: урок - путешествие «Путешествие за границу России». Заседание клуба путешественников.
Урок по окружающему миру в 4 классе, по программе Перспектива, проходит как заседание Клуба путешественников. Главной задачей урока является углубление и расширение по страноведческой географии. Разви...
Литературное чтение 4 класс, УМК «Школа 2100». Тема урока: Путешествие тринадцатое.Смешные книжки.Тайна юмора и сатиры.
Презентация к уроку литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа 2100"....
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"
Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на экипажи и отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об материках, каждый экипаж отправится ...