Тема урока: «Приключение Алисы в стране чудес»
план-конспект урока по чтению на тему

                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока внеклассного чтения

Учебник внеклассного чтения / автор: Льюис Кэрролл.
Тема урока: «Приключение Алисы в стране чудес».
Тип урока: Систематизация  знаний.
Цель урока: Создать условия для совершенствования навыка осознанного, выразительного чтения, самостоятельной работы с книгой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно - следственные связи; строить рассуждения.

Предметные (образовательные):  познакомить с творчеством Льюиса Кэрролла на примере его произведения  «Алиса в стране чудес»; формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас; научить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Личностные (воспитательные): способствовать появлению эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник, мультимедиа, мозаика.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

2

2

Актуализация знаний

8

3

Систематизация знаний

22

4

Первичное закрепление

5

5

Рефлексия

2

6

Итог урока

1

Этапы

Деятельность учителя

Развитие универсальных учебных действий

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок  внеклассного чтения проведу я, Юлия Сергеевна.

Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я (Юлия Сергеевна) называю предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте, если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед (проверка детьми готовности).
Ребята, сегодня нас ожидает увлекательная работа. Каждому из вас нужно будет показать свои знания, включить воображение. Вы готовы к работе? Итак, вы готовы, начинаем урок.

Личностные

Актуализация знаний

- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом..

- К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом. (Книга.)

- Да, это книга, а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.

- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.

 - Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.

- Ответьте на вопросы викторины, кому из героев сказок принадлежат эти слова.

  1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова - «Хаврошечка».)
  2. «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко.)
  3. «Не пей, братец, козлёночком станешь». (Алёнушка.)
  4. «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба – Яга.)
  5. «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван – дурак.)
  6. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса.)
  7. «Несёт меня лиса за тёмные леса,  за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок.)
  8. «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк.)
  9. «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси меня бабушке, неси дедушке». (Маша.)
  10. «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна – лягушка.)

- Ребята, о чем пойдет речь на уроке? (О сказках.)

- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое сказка? ( Повествовательное, обычно народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил.)
- Давайте прочитаем определение слова сказка с толкового словаря русского языка.

- Ребята, вы читали много разных сказок. Скажите, какие бывают сказки? (О животных, волшебные, народные, авторские.)

- Посмотрите на доску. Распределите эти книги по группам, сказки о животных, волшебные, народные, авторские.

- Чем похожи авторская и народная сказка? (Народные сказки придуманы народом, а авторские сказки придуманы автором.)

- Есть ли общие сказочные герои у народных и авторских сказок?

 - Чему учат сказки? (Добро, всегда возвращается к тому, кто помогает другим; добро всегда побеждает зло.)

- Ребята, посмотрите на доску, о какой сказке сегодня пойдет речь? (Приключение Алисы в стране чудес.)

- Скажите, эта сказку авторская или народная? (Авторская.)

- Кто является автором сказки «Приключение Алисы в стране чудес? (Льюис Кэрролл.)

Регулятивные

Коммуникатив-ные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникатив-ные

Предметные

Систематизация знаний

- Давайте вместе с Алисой отправимся в Страну чудес. (Чтение по цепочке, ответы на вопросы)

Опрос по тексту произведения:

  1. 1.Сколько километров пролетела Алиса в подземелье? (Шесть тысяч километров.)
  2. 2.Благодаря кому Алиса попала в пещеру? (Белый кролик.)
  3. 3.Что съела Алиса в пещере и выросла первый раз? (Пирожок.)
  4. Какой «огромный» рост был у Алисы? (Три с лишним метра.)
  5. Известный французский полководец, о котором рассказывала Мышь? (Вильгельм Завоеватель.)
  6. 6.Кто победил в «Кроссе по Инстанциям»? (Все.)
  7. 7.Кто загадал загадку: «Откусишь с этого боку - станешь больше, откусишь с того боку – станешь меньше. Ну-ка, раскуси! (Червяк.)
  8. Какое слово пропущено «Завтра, завтра, не сегодня -так ………….. говорят.» (Ленивцы.)
  9. Название танца, который изучала Алиса? (Раковая кадриль.)
  10. Любимая игра Королевы? (Крокет.)

- Ребята, сейчас вам предстоит работать в группах. Каждый ряд это отдельная группа. Вам надо собрать мозаику и охарактеризовать того героя, который на ней изображен.
Белый кролик - говорящее животное с розовыми глазами, одетое в жилетку и перчатки. Он носит часы в кармане и живёт в «чистеньком домике» с надписью: «Б. Кролик». В первых главах Кролик куда-то опаздывает, в четвёртой пытается попасть в свой дом, а в финале произведения сопровождает королевскую чету и выступает в качестве глашатая. Белый Кролик носит очки, и мы думаем, что голос у него должен быть неуверенный, колени — дрожать, а весь облик -робкий.

Чеширский Кот - кот Герцогини, который часто улыбается. Вид у персонажа добродушный, однако у него много зубов и длинные когти. Алиса ласково называла его Чешик и считала своим другом. Сам кот думает, что находится не в своём уме, поскольку ворчит, когда доволен, и виляет хвостом, когда сердится. Он умеет исчезать — как полностью, так и частично, — оставляя только улыбку или голову.

Алиса - основная героиня сказки, которой около семи лет.  В сказке Алиса предстаёт в качестве школьницы с причудливо - логическим складом ума, чьи прямые волосы «вечно лезут в глаза». Кэрролл описывал персонажа любящую как собаку — нежную, словно лань, учтивую по отношению ко всем, доверчивую и «любознательную до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда всё ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова — пустые слова, которые ничего не значат!»

  1. - Вы можете сказать о себе, что вы обладаете такими же качествами характера, как и Алиса? Приведите примеры. Когда вы можете сказать о себе, например, что вы добрый и заботливый?

- А взрослые должны обладать такими качествами? Можете объяснить почему?
Проведение физминутки:

- Ребята, сейчас мы с вами проведем физминутку.

- Она поможет вам расслабиться, восстановить силы для дальнейшей работы.

- Не забывайте о технике безопасности – отойдите друг от друга на безопасное расстояние.

- Ребята, я буду показывать и проговаривать физминутку, а вы повторяйте за мной.

Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Три – ногами  топ – топ
Четыре – руками хлоп – хлоп.
Повернуться и соседу улыбнуться.

  1. - Молодцы. Спасибо всем за внимание, занимайте свои рабочие места.
  2. - Ребята, ознакомившись со сказкой Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес», вы сможете справиться со следующим заданием. Вам надо отгадать кроссворд, если все слова подобраны и вписаны в вертикальные ряды правильно, то в выделенных клетках по горизонтали откроется зашифрованная фраза.
  1. «Алиса подождала немного, втайне надеясь, что он снова появится, но Кота все не было, и она пошла в ту сторону, где, по его словам, жил Очумелый ...» (Заяц.)
  2. «Во всяком случае, она (Алиса) поспела как раз вовремя, чтобы заметить, как Белый ... скрылся в большой норе под колючей изгородью» (Кролик.)
  3. «Площадка была вся в буграх и рытвинах, кочках и ямах, вместо шаров были живые ежи, вместо молотков – живые ...» (Фламинго.)
  4. «Алиса начала уже обдумывать, что она будет с ним делать, когда приведет его домой, как вдруг он снова хрюкнул, да так отчаянно, что она опять в испуге поглядела на него. И на этот раз уже не оставалось никаких сомнений: это был самый настоящий ... !» (Поросенок.)
  5. Кто был швейцаром у Королевы? (Головастик.)
  6. «Прочти “Вечер был, сверкали звезды”», – предложил ... , – очень трогательный стишок!» Перед тем как окончательно скрыться в траве, он мимоходом произнес: «Откусишь с этого боку – станешь больше, откусишь с того боку – станешь меньше. Ну-ка, раскуси! Гриб!» (Червяк.)
  7. Кто был лакеем у Королевы? (Карась.)
  8. «Кролик развернул пергаментный свиток и торжественно начал читать:

Все пришли к Червонной Даме
Выпить чаю с пирожками.
Пирожков у Дамы нет:
Пирожки стащил ... !» (Валет.)

  1. «Тут она заметила, что под столом лежит ларчик, тоже стеклянный. Алиса открыла его – и там оказался ... , на котором изюминками была выложена красивая надпись: “Съешь меня!”» (Пирожок.)
  2. «...сняла кастрюлю с плитки, не теряя времени, взялась за другое дело. А именно: она начала швырять всем чем ни попало в Герцогиню с младенцем» (Повариха.)
  3. Как звали кошку Алисы? (Динка.)
  4. «И тут Алиса с удивлением заметила, что камешки на полу все превратились в ...» (Печенье.)
  5. «Она уныло расхаживала взад и вперед, пытаясь придумать, как ей отсюда выбраться, как вдруг наткнулась на маленький стеклянный столик, на котором лежал крохотный золотой ...» (Ключик.)
  6. «(Он) немедленно надулся и упорно повторял одно и то же:
    – Я старше тебя, значит, я все лучше знаю.
    Алиса этого, понятно, так не оставила и потребовала, чтобы он сказал, сколько ему лет, но ... категорически отказался» (Попугай.)
  7. (При игре в крокет): «... , встав на четвереньки и изогнувшись дугой, выполняли обязанности крокетных ворот» (Солдаты.)
  8. «... побагровела от ярости; несколько секунд она, не в силах выговорить ни слова, только бросала на Алису испепеляющие взгляды, а потом завизжала во все горло: – Отрубить ей голову! Отрубить ей!» (Королева.)
  9. «Какие у вас странные ... , – сказала Алис (Часы.)

- Ребята, какая же фраза была зашифрована? (Алиса в стране чудес.)
-
Скажите, как вы думаете, что автор хотел донести до нас, чему учит сказка «Приключение Алисы в стране чудес»? (Эта книга учит доброте и любознательности; готовности принимать самые невероятные чудеса.)

- Ребята, если вы внимательно читали сказку, то вы должны были понять, где же происходят приключения Алисы? Найдите в тексте, где происходят приключение Алисы. Прочитайте.
- Это сон. А сама Алиса называет это несуразицей.
- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое несуразица? (Что-то нелепое, нескладное.)
- Давайте прочитаем определение слова несуразица с толкового словаря С. Ожегова.

  1. - Давайте мы с вами тоже составим несуразицу, Представим, какой бы сон увидели бы вы. (Дети рисуют рисунки, как бы они видели сон. Объясняют, почему они так видят)
  2. -Ребята, а каким же качеством вы обладаете, если у вас получились такие интересные и смешные рисунки.

Познавательные

Предметные

Коммуникатив-

Ные

Познавательные

Предметные

Коммуникатив-

Ные

Познавательные

Предметные

Коммуникатив-

ные

Первичное закрепление

  1. – Итак, ребята, кто автор сказки «Приключение Алисы в стране чудес»?
    - Какими качествами обладает Алиса?
    - Чему учит сказка «Приключение Алисы в стране чудес»?
    - Какой эпизод вам запомнился в сказке? Почему?

Коммутикатив-ные

Рефлексия

-Ребята, вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Какую оценку вы бы себе поставили?

- Ребята, закончился наш праздник, но увлекательное путешествие по стране Литературии только начинается. Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.

Личностные

Итог урока

- Дома, ребята, вы можете продолжить читать книгу дальше.
- А если кто - то уже прочитал книгу, может ознакомиться с другими книгами
Льюиса Кэрролла. 

- Урок закончен, всем спасибо, с вами было приятно работать.

Предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке Л. Керролл. Алиса в стране чудес.

Викторина в виде тестирования позволяет учитилю быстро проверить  качество  самостоятельно прочитанного текста учеником....

Викторина по сказке Л.Кэрролла "Алиса в Стране чудес"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по сказке Л.Кэрролла "Алиса в Стране чудес". Данная викторина предназначена для учащихся 4-5 классов....

Узнай героя. Мини-викторина по сказке Л. Кэррола "Алиса в стране чудес"

Ресурс создан с помощью программы HotPotatoes. После распаковки архива запускаем файл "Слова.htm". Из раскрывающегося списка слева выбираем правильный ответ. По окончании работы нажимаем "Проверь!"....

Интеллектуальная игра по произведению Л.Кэролла "Алиса в стране чудес"

Интеллектуальная игра по произведению (Л.Кэролл "Алиса в стране чудес") 3 класс УМК "Школа 21 века"...

Алиса в стране чудес. (ученик года)

Сценарий визитной карточки на районный конкурс "Ученик года начальной школы"...

Сценарий новогоднего праздника для начальной школы "Новогоднее приключение Алисы в стране Чудес"

Сценарий новогоднего представления для обучающихся начальных классов "Новогодее прключение Алисы в стране Чудес. Сценарий спектакля + продолжение (Новогодний утренник)....