Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность Учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу
|
|
|
|
Задачи: Мотивировать,заинтересовать учащихсяпредстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | 2 мин
|
| II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
|
|
|
|
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Поднимите руку, кто это произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? – Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться проникать в тайну текста, давать характеристику главного героя, формировать собственное мнение по отношению к герою. - Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей? ( в гости к Барсуку) -Учебник стр.122.Библиотека гостеприимного Барсука. - Что увидели Маша и Миша в Чайном домике? (На стене висела полка с книгами. - Какую книгу захотелось прочитать Мише? (Мише захотелось прочитать книгу В. Драгунского «Денискины рассказы».) | Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
| Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
| Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
| 2 мин
|
| III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
|
|
|
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
| -Кто уже знаком с этим автором? -Что вы знаете о нем? – Обратите внимание на портрет. Учитель знакомит обучающихся с творчеством автора. Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972 гг.). Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада – возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, он больше всего хотел быть клоуном. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые, как рассказывали, во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили сделать книгами рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
| Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
|
3 - 5 мин
|
| 2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
|
|
|
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | – Как называется рассказ Виктора Драгунского на с.123 учебника? («Что я люблю») Произведение читают подготовленные дети. Будем читать этот рассказ. -Какие слова вам показались незнакомыми? Работа с хрестоматией « Наш мир знакомый и загадочный». Поиск слова в словаре: Бизон, глухарь, уж. – Кто знает, кто такой Канчиль*? (Это олень очень маленького роста.) – Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов. – Кто главный герой этого рассказа? (ДенискаКораблев.) Как вы думаете, какую цель мы должны поставить для себя на уроке, работая над этим произведением? - Познакомиться с произведением
- Расширить читательский кругозор
- Анализировать произведение, делать выводы
- Обогатить словарный запас
- Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения
| Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательныеУУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу(регулятивные УУД).
|
10 мин. |
| 3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
|
|
|
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексноосуществлятьобразовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Понравилось вам произведение?Какой эпизод понравился больше всего?Прочитайте отрывок.(Обучающиеся читают небольшие понравившиеся отрывки.) – Выразите своё мнение о произведении одним словом. (увлекательное) – Что вам особенно понравилось в этой истории? ( У Дениски интересная жизнь). – Чему учит это произведение? ( любви ко всему окружающему, мечтать, увлекаться многим). – Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ? А кто думает иначе? Может быть, от лица самого автора В. Ю. Драгунского? Чем вы можете это доказать? – Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение «Я». Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рас-сказчик. – А как объясняется это понятие в словаре литературных слов, прочитаем. На доске надпись: Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения. – Начиная с сегодняшнего дня, мы уже будем обращать внимание на то, от чьего лица ведётся повествование. Физминутка – Давайте теперь перечитаем этот рассказ и выберем, что же именно любит и чего не любит Дениска. На столах лежат карточки со словами, – Прочитайте выбранные отрывки из рассказа, выйдите к доске и прикрепите к ней карточки в два столбика. Люблю , Не люблю. Люблю: | Не люблю: | читать сказки про Канчиля | когда папа с мамой уходят в театр | посмеяться | когда у меня выигрывают | строгать и пилить | играть в «Каравай» | ходить в зоопарк | мазать палец йодом | ужей, ящериц, лягушек и т. д. | когда ребята задаются | играть в шашки, шахматы и домино |
| гостей – Что же Дениска любит больше всего?(Перечитывают желтые строчки.) Какой вывод можно сделать? (Он очень любит животных!) – Какая фраза повторяется в рассказе несколько раз? («Когда мы будем жить просторней…») – Почему Дениска об этом мечтает? (Дениска мечтает жить просторней, для того чтобы завести себе животных.) – Обратите внимание на то, что мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя, а для того, чтобы завести какое-нибудь животное. – Любит ли Дениска проводить время с папой? «Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123 «И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац «Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125 – Есть ли место маме и бабушке в этих Денискиных мечтах-размышлениях? Найдите строчки про маму. («Я люблю дышать носом маме в ушко…» – начало 3-го абзаца, с. 123.) – Найдите строки о бабушке. («Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» – конец, с. 124 – начало, с. 125.) – Зачитайте те Денискины слова, которые вы можете сказать и о себе. -Что вы любите такого, о чем Дениска не упомянул? |
|
| Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); | 15мин. |
| 4. Работа учащихся в микрогруппах |
|
|
|
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
| Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы. - Посмотрите, пожалуйста, на доску и, глядя на любимое и нелюбимое Дениски, охарактеризуйте мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он? Какую характеристику вы можете дать Дениске ?
Опорные слова: добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, любит играть, любит папу , семью, мечтатель, у него богатый внутренний мир, злой, нерешительный, ленивый. - Создаём коллективный портрет Дениске.
Нарисуйте Дениску таким, каким себе вы его представляете. - Напишите похвальное письмо В.Драгунского по рассказу «Что я люблю»
Опираясь на слова: Спасибо, восхитительно, прекрасный. - Напишите свои впечатления, о прочитанном рассказе используя слова: Нам очень понравилось, нам запомнилось из прочитанного рассказа…..
- Напишите письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите.
- Вставьте недостающие слова в стихотворение, используя слова помощники.
____ читать сказки про Канчиля. Это такая ______, умная и озорная _____. У нее ______ глазки, и маленькие _______, и _____ отполированные ______. Когда мы _____ жить просторней, мы купим ____ Канчиля, он будет жить ________. Слова помощники: люблю, лань, маленькая, веселые, рожки, розовые, копытца, будем, себе, в ванной. – Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым? (У него богатый внутренний мир, интересная жизнь, он многое любит делать, он мечтает..) – Что такое настоящее богатство? – Настоящее богатство-это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить. (Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.).Это и означает быть богатым человеком. | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.
| Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). | 5 – 10 мин. |
|
IV. Подведение итога урока. |
|
|
|
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
| Домашнее задание: Научиться выразительно, читать рассказ «Что я люблю».Подумайте, что вы любите такого, о чём Дениска не упомянул, и нарисуйте это. – С каким произведением познакомились? Кто автор? – Кто герой этого рассказа? Нравится он вам? Попробуйте ответить кратко. -Можно ли таких встретить в жизни, или это сказочные герои? – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Кто же такой «герой-рассказчик»? – Что мы сегодня исследовали? (Что такое настоящее богатство) – Для чего нам нужно это знать?(Чтобы не путать богатство материальное и богатство духовное) | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) | 5 мин
|
| V. Рефлексия |
|
|
|
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | А теперь давайте запишем, чему мы научились на сегодняшнем уроке. Нужно выбрать одну фразу и продолжить ее. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… | Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД). |
|