Литературно-музыкальная композиция «Здравствуй, зимушка-зима»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Привитие любви к поэзии и музыке через стихотворения русских поэтов о зиме. Уметь сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Развивать навыки выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 22.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«Здравствуй, зимушка-зима»
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме, послушать музыкальность стихотворного текста.
2. Привить любовь к стихам, к природе, Родине;
3. Развивать навыки выразительного чтения, почувствовать ритм и мелодику стихотворения.
Оборудование: выставка книг, детские рисунки на тему «Зима», плакат с пословицами.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, гости. Я очень рада видеть вас и наших гостей на нашем классном часе. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь, а теперь садитесь.
2. Сообщение темы и цели.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок – урок-концерт, посвященный замечательному времени года, а какому – вам придётся отгадать. А начнем мы наш урок с музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Звучит музыка. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)
Придёт неслышными шагами,
Незримой стужею дохнёт
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерёт:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?...
- О каком времени года говорится в загадке? Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима?» Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: « Совсем не холодная и не вьюжная, а наоборот». «Красивая, пушистая и белоснежная», - воскликнет третий.
3. Чтение стихов о зиме.
Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений. Порой она озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А. С Пушкина – холодная, спокойная и величественная. ( Стихи читают дети)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Есть в зиме и что-то очень молодое и весёлое. Поэт Константин Бальмонт, встречая зиму, восклицает:
Светло- пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
С.Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки:
Еду. Тихо. Слышны звоны Скачет конь, простору много,
Под копытом на снегу. Валит снег и стелет шаль,
Только серые вороны Бесконечная дорога
Распушились на лугу... Убегает лентой вдаль».
У каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой. Вот как говорит Ф. И Тютчев: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит...», а С. Есенин вторит: «Заколдован невидимкой...». Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем ещё С. Есенина: «Белая берёза под моим окном...»
- А с какой любовью пишет о наступающей зиме И. Суриков! «Белый снег, пушистый в воздухе кружится...»
А мороз в стихах – всемогущий воевода. Послушаем Н. А. Некрасова: «Мороз-воевода». Это говорит о том, что люди любят это время года, несмотря на суровую погоду. ( Учащиеся читают стихи)
У А.С.Пушкина много стихотворений о зиме. Послушаем некоторые из них.
(«Зимнее утро», «Зимний вечер», Зимняя дорога»)
4.Работа с пословицами.
С давних времен люди следили за природой, замечали особенности каждого времени года. Поистине народным творением являются загадки, пословицы, поговорки и приметы.
Перед вами 3 пословицы о зиме:
- Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.
- Месяц январь - зимы государь.
- Январю батюшке - морозы, февралю – метели.
Ребята, приведите примеры других пословиц о зиме.
«Декабрь - хвостик года», «Январь – носик года», «Февраль – хвостик зимы».
5.Загадки о зимних месяцах.
- Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки:
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
6. Зимние приметы.
Посмотрим, как вы теперь справитесь с приметами.
- Зима морозная(?) – лето жаркое.
- Зима снежная(?) – лето дождливое.
- Дым столбом(?) – к морозу.
- Много еловых шишек(?) – к урожаю.
- Зима без снега(?) – лето без хлеба.
7. Забота о птицах.
Звучит музыка. Бетховен «Лунная соната»
Опустели наши поля, леса. Деревья уже не шумят своей листвой, звери и насекомые спрятались в свои норки. Природа приготовилась к зимнему сну. И вот наступила зима - время сильных морозов, метелей, ветров. Хотя зимой кажется, что вся природа спит, о ком мы с вами не должны забывать, ребята?
Конечно же, о птицах, о наших маленьких помощниках. Это воробьи, синицы… Мы их должны поддерживать в холодные дни, ведь им трудно найти корм.
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»
1.Покормите птиц зимой !
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2.Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
3.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
7. Рефлексия.
- Ребята, а как вы думаете, в нашем мордовском крае есть поэты, которые пишут о зиме?
-Да, это С. Люлякина, И. Кудашкин, Г.Агейкин, Т. Ломаткина и другие. ( чтение стихов на мордовском языке)
Заканчивая урок, хочется прочитать стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина «Поет зима – аукает».
9. Итоги классного часа.
-Ну вот, сегодня мы с вами поговорили о зиме, послушали стихи разных поэтов. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой. Ее нужно не только понимать и чувствовать, но и беречь. В этом проявится наша любовь и забота о ней. А любить природу – значит любить свою Родину. Это долг каждого человека.
- Заканчиваем наш урок песней. («Три белых коня»)
- Можно сказать, что ни одно время года не так волшебно, как зима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, зимушка-зима!
На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....
Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"
Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....
мероприятие Здравствуй Зимушка-зима!
Цель:формировать навыки поведения при выступление на сцене,навыки выразительного чтения,развивать внимание,память,мышление,координацию движения....
внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"
Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....
Внеклассное мероприятие " Здравствуй, Зимушка- зима!"
Мероприятие проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальныхспособностей обучающихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытно...
Презентация к внеклассному мероприятию " Здравствуй, Зимушка-зима"
Использование ИКТ позволяет провести мероприятие более красочно и интересно....
Внеклассное мероприятие в 3 классе «Час поэзии. Здравствуй, Зимушка - зима»
Цели и задачи: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, научить чувствовать и понимать поэтические образы, наблюдать красоту природы и её сезонные изменения, воспитывать чувство ...