Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Произведения В.Осеевой".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Произведения В Осеевой". Урок знаково-символического моделирования. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения в 1 классе. | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Произведения В.Осеевой».
Предмет: литературное чтение.
Учитель: Гребенькова Татьяна Сергеевна МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецк.
Тема: «Произведения В.Осеевой».
Тип урока: урок знаково-символического моделирования.
Участники: учащиеся 1 класса.
Цели.
Развивающие: работа над обогащением словарного запаса, формированием и развитием учебных умений , логического мышления, развития речи, памяти.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; самостоятельность; чувство уверенности в себе.
Деятельностные: отрабатывание навыка правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
формирование у учащихся способностей к рефлексии.
Содержательные: закрепление и коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов, организация деятельности учащихся по закреплению умения моделировать обложку произведений разного жанра.
Задачи урока:
- формировать умение называть фамилию автора и заголовок;
- формировать умение моделировать обложку;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии.
Формируемые УУД.
Предметные:
закрепление понятий: жанр, тема произведения;
закрепление умения моделировать обложку произведений разного жанра;
называть фамилию автора и заголовок, сравнивать модели разных жанров, выделять главную мысль произведения;
соотносить пословицы с содержанием произведения.
Личностные:
смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения);
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других,
сочувствовать другим людям, сопереживать;
применение правила делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику;
формирование нравственных понятий - дружба, внимание и забота о членах семьи.
Метапредметные:
регулятивные – планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание, оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы;
познавательные – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
получение дополнительной информации, используя справочную литературу;
восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения;
составление небольших устных монологических высказываний;
коммуникативные – согласование усилий по достижению общей цели;
умение договариваться, находить общее решение.
Оборудование: учебник литературного чтения под редакцией Л.А.Ефросининой, карточки для работы, презентация.
Участники: учитель, обучающиеся.
Время проведения: 40 минут.
Этап урока | Содержание. | Формирование ууд |
I. Мотивация. | Цель - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Дыхательная гимнастика. - Сделайте медленный вдох через нос. - Медленно выдохните, произнося звуки ( а,о,у.) - Представьте большой именинный пирог. На нём горят много свечей, задуйте свечи, сделав как можно больше коротких выдыхов. Речевая разминка. - Для чего мы проводим речевую разминку? ( Развиваем голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи) (слайд 2) - Произнесите слоги Беззвучно Полушёпотом Спокойным голосом Ба бо бу бэ би бы Ва во ву вэ ви вы Га го гу гэ ги гы Да до ду дэ ди ды - Прочитайте предложение (Мне нравится учиться.) 1) с интонацией удивления 2) с восклицательной интонацией 3) делая логическое ударение на выделенных словах - А кому нравится учиться? - А для чего надо учиться в школе? | Регулятивные: организация учебной деятельности, мотивация. Коммуникативные: эмоционально-положительный настрой на урок; создание ситуации успеха, доверия; смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения). Личностные: самоопределение к учебной деятельности. Личностные: смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения). |
II. Актуализация опорных знаний.
| Цель: повторение изученного материала, закрепление способов действий. - Как называется новый раздел чтения? (Учимся уму-разуму) - А что значит «уму разуму»? - Мы читаем произведения разных жанров. Какие жанры знаете? А темы? - При моделировании обложек мы пользуемся заместителями жанров и тем. Положите перед собой памятку и повторите заместители жанров и тем произведений. Уберите. (слайд 3) -Посмотрите на слайд и скажите заместители каких жанров здесь изображены? - Проверим. (слайд 4) - Теперь посмотрите на слайд, что можете сказать про эти обложки. Назовите жанр и тему. (слайд 5) | Регулятивные: планирование своей деятельности для решения учебной задачи. Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других. Личностные: учебная мотивация; умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
III. Работа по теме урока. | Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. - А теперь мы узнаем тему сегодняшнего урока. - Уберите букву, которая записывает всегда твёрдый, звонкий, согласный звук. (слайд 6) - У вас на столе листочки. Работать будете в парах. - Кто будет отвечать? - Какая тема урока? (произведения В.Осеевой) (слайд 7) - Какие поставим перед собой цели? (познакомиться с новыми произведениями В.Осеевой, учиться правильному чтению, думать, отвечать на вопросы, выполнять задания) - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Валентины Александровны Осеевой. Сообщение о писательнице подготовили: Родюков, Конаныхина, Кочкин. Гладких, Гришанова. - Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве, её раннее детство прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Вскоре семья вернулась в Киев, и Валентина поступила в гимназию. Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на актёрский факультет в Киеве. Но закончить его не удалось, в 1923 году семья переезжает в Москву. Осеева работает в трудовой коммуне для беспризорных детей, у которых не было семьи. Для них она придумывала и рассказывала короткие истории. Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела. В.Осеева так писала о себе: « Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочить сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать». - Прочитайте: «Мало уметь читать, надо уметь думать». -Эти слова мамы В.Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке. ( слайд 7, нажатие) | Регулятивные: применение правила делового сотрудничества. Личностные: проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV. Моделирование обложки. Работа с текстом.
| Цель: закрепление умения моделировать обложку. - Посмотрите на слайд. ( слайд 8) - Это портрет писательницы. У В.Осеевой много книг, вот некоторые из них. (слайд 9) - В этих книгах она пишет о разных поступках детей. Помогает им стать лучше. - А что объединяет вот этих героев? (слайд 10) (дружба) - А кого называют другом? Товарищем? Приятелем? (высказ. детей) (слайд 11) - Вот как об этом говорится в словаре Ожегова. (слайд 12) - Сегодня мы познакомимся с произведением В.Осеевой «Три товарища». (слайд 13) - Послушайте и подумайте произведение какого жанра вы прослушаете. - Понравилось это произведение? - Давайте смоделируем обложку. Подумайте, какой жанр произведения. Выберите нужный листок для модели обложки у вас на столе. - Вспомните, что мы записываем вверху в красном прямоугольнике, внизу, определите тему? - Выполните работу самостоятельно. - Проверьте по эталону. ( слайд 14) Физминутка. ( слайд 15) - Выполняйте движения. Работа с текстом. Цель: закреплять навык выборочного чтения, чтения по ролям, выделение героев рассказа и главного героя. - Прочитайте сами рассказ и назовите героев рассказа. - Кто главный герой рассказа? - Переверните обложку и посередине запишите заглавную букву В в кружочке. - С кем он вёл диалог? Запишите этих героев тоже. Посмотрите на слайд. ( слайд 16) Выборочное чтение. - Найдите ответы в тексте. - Что случилось у Вити? - Что спросил Коля? - А какой совет дал Миша? - А какой совет дал Володя? Что он сделал? - Кого из мальчиков можно назвать товарищем? - Какой вывод для себя вы сделали, чему учит этот рассказ? - Чтение по ролям. - Прочитайте пословицы и объясните их смысл. (слайд 17) Физминутка для глаз. Цель: Снять усталость и напряжение глаз, внести элемент непринуждённости и расслабления.(слайд 18) | Регулятивные: анализ собственной работы. Регулятивные: анализ собственной работы. Личностные: эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других; сочувствовать другим людям, сопереживать. |
V. Работа с текстом. | Цель: антиципация заголовка, закрепление навыка выборочного чтения. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением В.Осеевой «Печенье». - На с.26 рассмотрите картинку к тексту. По заголовку и по картинке предположите – о чём будет текст? С чем пьют чай? С чем вы любите пить чай? Слушание второго произведения В.Осеевой «Печенье» ( слайд 19) - Наши предположения подтвердились? - Прочитайте самостоятельно. - Подумайте, с каким произведением вы работали, назовите фамилию автора, заголовок. - К какому жанру относится это произведение? - Проверьте составленную нами модель обложки по эталону. ( слайд 20) | Познавательные: антиципация заголовка, составление небольших устных монологических высказываний. |
- Прочитаем текст рассказа ещё раз вслух. - Ответим на вопросы и выполним задания к этому рассказу на стр. 27. (слайд 21) - Прочитайте пословицы и объясните их смысл. - Обобщающая беседа. - Чему вас учил первый рассказ «Три товарища»? (С другом делиться, а не давать советы, помогать делом, а не словами) - А рассказ «Печенье»? - Ваша семья – это ваши самые верные друзья, нужно всегда думать о тех, кто рядом с тобою. (слайд22) - Я предлагаю вместе прочитать правила дружбы и применять их в жизни. - Стихотворение о дружбе прочитает Фролова Ульяна. (слайд 23) - Какой девиз был у нас? - Тема урока? - Мы достигли поставленных целей? - Домашнее задание на слайде. (слайд 24) | ||
VI. Рефлексия. | Цель: самооценка результатов своей деятельности.
- Я хочу подарить солнышко тем, кто сегодня работал лучше, чем вчера. - А солнышко с облачком тому, кто мог бы работать лучше. - А кто недоволен своей работой и почему? - Что нужно сделать, чтобы быть довольными своей работой на уроке? (слайд 25) - Спасибо за работу на уроке. (слайд 26) | Регулятивные: анализ собственной работы; оценивание результатов деятельности. Познавательные: составление небольших устных монологических высказываний. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"
Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать внимание и навыки чтения, учить делить текст на части.3) воспитывать вежливое поведение, доброже...
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Тема:«В. Осеева «Волшебное слово»
Технологическая карта урока «В. Осеева «Волшебное слово»...
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. В.Осеева "Волшебное слово"
Презентация к уроку литературного чтения по произведению В. Осеевой "Волшебное слово" По УМК "Гармония" для 2 класса...
Урок литературного чтения. 3 класс. В. Осеева Почему.
Урок по программе "Начальная школа XXI века". Конспект урока поможет в работе с учащимися для отработки умения вдумчивого чтения. Может быть использован как урок слушания, на классных часах. Хороший м...