Олимпиада по литературному чтению в начальной школе
олимпиадные задания по чтению (3 класс)
Олимпиада проходит в два этапа. Первый - отборочный, в котором дети отвечают на вопросы и зарабатывают баллы. Второй и финальный туры проходят в виде литературной игры "Умницы и умники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_lit-re_v_nach_shkole.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В начальной школе.
Отборочный тур олимпиады по литературе.
- Назови самых маленьких сказочных персонажей. (За каждого героя 1 балл. Если добавляют название произведения – дополнительный балл)
- Кто придумал крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино и удивительных дельфинов-разведчиков?
- Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение: «У Лукоморья дуб зелёный…»?
- Так называется и рассказ Николая Носова и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.
- Назови сказки Ганса Христиана Андерсена, главными героями которой стали неодушевленные в обычной жизни предметы.
- Писатели Р. Распе и А. Некрасов создали удивительно «правдивых» персонажей. Назовите их.
- Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой. Назовите сказки и их автора.
Литературная игра «Умники и умницы».
(2 и финальные туры олимпиады по литературе)
Я рада приветствовать всех присутствующих на завершающем этапе нашей литературной олимпиады. В нашей игре на дорожках участвуют 9 победителей отборочного тура. Это не значит, что другие не участвуют. Неразыгранные вопросы для вас зрители – самых активных ждут сюрпризы. Итак, я приглашаю первых трех участников.
Первый АГОН.
Напоминаю, что на обдумывание вопроса вам даётся 2 минуты, после чего вопрос уходит к зрителям, а вы, если находитесь на красной дорожке – выбываете, если на жёлтой – то имеете право на одну ошибку и на зелёной – вы можете не ответить 2 раза, но зелёная – самая длинная, а красная – самая короткая.
1-ый этап «Словесность».
- Чей это портрет? «Одет он чудесно: в одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета, - он то отливает голубым, то зелёным, то красным. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий.
Кто он, для чего нужны два зонтика и кто придумал этого персонажа?
(Оле-Лукойе, первый он раскрывает над послушными детьми, чтобы им снились волшебные сны, а простой – над озорниками, и им всю ночь ничего не снится; Андерсен)
- Послушай отрывок, назови , из какой он сказки и кто автор:
«Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась.
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.»
Испугался старик, взмолился:
«Что ты баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство.»
Объясните смысл высказывания «Что ты баба, белены объелась?» Когда его можно применить?
(А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»; белена – ядовитое растение, «белены объелась», значит, «потеряла разум, сошла с ума»)
- Какое длинное пышное имя носила героиня Астрид Линдгрен Пеппи Длинный Чулок? Как называлась вилла, где жила Пеппи?
(Пеппилотта – Виктуалина – Рогальдина; вилла «Курица»)
2-ой этап «Псевдонимы».
- Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?
(Марк Твен)
- Свои первые рассказы этот писатель издавал под псевдонимом Антоша Чехонте. Назови настоящее имя этого писателя.
(Антон Павлович Чехов)
- Известный во всем мире детский писатель Корней Иванович Чуковский на самом деле имел другие имя и фамилию, но все же псевдоним и настоящее имя достаточно близки. Назови настоящее имя Чуковского.
(Николай Васильевич Корнейчуков)
3-ий этап «География».
- Что за город, в какой книге и каким автором он описан? «Большие ворота медленно открывались, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов». Все жители этого города носили специальные очки.
(Изумрудный город, Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города»)
- Что это за страна, где вместо «Доброго утра» говорят «Спокойной ночи», где в булочных продают канцелярские товары, а хлеб надо покупать в канцелярских товарах? Кто придумал эту страну и в какой книге ее описал?
(Страна Лжецов, Джани Родари, «Джельсомино в стране Лжецов»)
4-ый «Литература».
Какой из предметов причинил много неприятностей героям одной из сказок Андерсена: игла, осколок зеркала или бусинка?
(Осколок зеркала, «Снежная королева»)
Второй АГОН.
А теперь приглашаем следующую тройку участников.
1-ый этап «Словесность».
- Прочитай строки, расставь знаки препинания. Кто автор этих строк, из какой они сказки?
«Живет Балда в поповом доме
Спит себе на соломе
Ест за четверых
Работает за семерых».
(А.С.Пушкин, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых».)
- Послушай строчки, которые я прочитаю, назови сказку и ее автора.
«И царица налетела
На чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?»
Та призналася во всем.
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить».
Объясни, что это была за «рогатка», которой грозила царица служанке?
(Рогаткой в старину называли называли ошейник с длинными остриями, который одевали на шею заключенным, каторжникам; А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Вспомни, кто из литературных героев проживал в лесу под именем «Мистер Сандерс», и назови произведения, которые он сочинял. А можешь ли ты исполнить одно из его произведений?
(Винни Пух, пыхтелки, ворчалки, шумелки, кричалки и т.д.)
2-ой этап «Памятники».
- В Шотландии есть памятник знаменитому герою Артура Конан Дойля. А в его квартиру по адресу: «Лондон, Бейкер-стрит» не раз приходили письма с просьбами о помощи. Кому они были адресованы?
(Сыщику Шерлоку Холмсу)
- Главной героине известной сказки Ганса Христиана Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки?
(Русалочка)
- В одном из Лондонских парков стоит памятник герою сказки Барри – мальчику, который не хотел взрослеть. Как зовут этого героя?
(Питер Пэн)
3-ий этап «География».
- Эта сказка шведской писательницы была изначально написана как учебник географии для младших школьников. В этой книге мальчик путешествует по Швеции с дикими птицами, попутно изучая географические особенности своей страны. как называется сказка и кто её автор?
(Сельма Лагерлёф, «Необыкновенное путешествие Нильса с дикими гусями»)
- На каком языке разговаривала Золушка и почему она говорила именно на этом языке?
(На французском, т.к. Шарль Перро – французский писатель)
4-ый этап «Литература».
В коробочке спрятан музейный экспонат, от которого тело принцессы покрылось синяками. Назовите его, из какой он сказки и кто ее автор?
(Горошина, Г.Х. Андерсен, «Принцесса на горошине»)
Третий АГОН.
Приглашаем оставшихся трех участников.
1-ый этап «Словесность».
- Какой знаменитый писатель и детский поэт познакомил нас со стихами английских, французских, немецких, итальянских и польских авторов? А еще он придумал самого рассеянного человека нашей детской литературы.
(Самуил Яковлевич Маршак)
- Внимательно послушайте строчки из сказки – из какого они произведения, кто их автор?
«Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем,
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
Дайте пояснение слов в фразе «парчовая на маковке кичка»
(А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке», из ценной ткани на макушке женский головной убор)
- У входа в чей дом висела эта табличка? Исправь в ней ошибки.
ПРАШУ ПАДЁРГ -
ТЬ И ЖДА -
ТЬ АТВЕТА
(Автор объявления Сова из книги А.Милна «Винни Пух и все-все-все», ПРоШУ ПоДЁР -
гаТЬ И ЖДАть
оТВЕТА.)
2-ой этап «Животные»
- Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже сказки его очень познавательны. А ещё он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.
(Виталий Бианки)
- На одном из языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», «медведь» - «балу», «удав» - «каа», а «лягушонок» - именно так.
(Маугли, Редьярд Киплинг)
- Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним.
(Евгений Чарушин)
3-ий этап «География».
- В итальянском городе Коллоди стоит памятник литературному герою по имени Пиноккио. Под каким именем знают этого героя русские читатели. Кто автор русской истории?
(Буратино, А.Толстой)
- В какой книге герои на автобусе приехали в деревню. «А деревня красивая. Кругом лес, поля и речка недалеко. Ветер дует такой теплый, и комаров нет. И народу в деревне живет очень мало.» Как называлась эта деревня, кто автор книги?
(Э. Успенский, «Дядя Федор, Пес и Кот», Простоквашино)
4-ый этап «Литература».
Кто такие Афанька, Адотька, Сюр, Куковяка, Наумочка, Вуколочка? Чьими они были родственниками, кто их придумал?
(Родня домовенка Кузьки)
ФИНАЛ
Вот перед нами трое победителей. Сейчас мы выясним, кто из них лучший знаток литературных произведений. Каждому будет задано по 5 вопросов:
- Сестра Малыша из книги «Три повести о малыше и Карлсоне» (Бетан)
- Громила, которого одолела Пеппи Длинный Чулок. (Карл)
- Деревянный боцман из сказки С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями». (Розенбом)
- Грустный ослик, получивший в подарок на свой день рождения свой собственный хвост. (Иа)
- Медведь, друг Маугли. (Балу)
- Крыса из повести о Крокодиле Гене. (Лариса)
- Злая колдунья Голубой страны из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города». (Гингена)
- Сова доктора Айболита. (Бумба)
- Добрая волшебница желтой страны из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города». (Виллина)
- Трактор в сказочной повести Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». (Тр-тр Митя)
- Девочка, подруга домовенка Кузьки. (Наташа)
- Двадцать восемь лет провел на необитаемом острове. (Робинзон Крузо)
- Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, побывал на Луне и т.д. (Мюнхгаузен)
- Попала в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой, и освободил из башни Смерти храброго зеркальщика Гурда. (Оля)
- Обладал таким оглушительным голосом, что даже, когда он говорил шёпотом, его слышали пассажиры реактивных самолетов. (Джельсомино)
Живет Балда в поповом доме
Спит себе на соломе
Ест за четверых
Работает за семерых.
ПРАШУ ПАДЁРГ -
ТЬ И ЖДА -
ТЬ АТВЕТА
ФИ | 1этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | ||||||
ФИ | Ордена | |||||||||
ФИ | Ордена | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературному чтению в начальной школе
Олимпиада по литературному чтению в начальной школе – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведениях, умении анализировать их, итог предварительной работы в урочной и в...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Олимпиада по литературному чтению для начальной школы
Олимпиада по литературному чтению для начальной школы...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...