Разработка урока по творчеству Некрасова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Темa: Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок)
К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_n.a.nekrasovu.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 3 «Д» класс
Учитель: Инна Викторовна Кузнецова
Темa: Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок)
К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова, стихотворениями о детях; способствовать развитию эмоционально-нравственного восприятия произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений о детях |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий. |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Правильно называют произведения и книги Некрасова. Находят справку о поэте в книгах- справочниках. Читают и сравнивают два отрывка. Сравнивают интонационные рисунки, выявляют позицию автора-рассказчика, автора-героя. Читают статью К. И. Чуковского «Мужичок с ноготок» |
Личностные результаты | Владеют знаниями основных моральных норм поведения. |
УУД (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; логические- осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянски е дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрыок)К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок». Сравнения. Эпитеты. Интонационные рисунки. Поэзия автора- рассказчика, автора- героя. |
Оборудование к уроку :
- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2010;
- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2011 г;
- портрет Н.А.Некрасова;
- выставка книг писателя; словари.
-памятки «Синквейн», «Чтение стихов».
Ход урока :
Этап урока и его цель. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный момент. | - Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок , друзья. - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. | Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить модель обложки к произведениям Толстого. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр. Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения. В средней школе вы продолжите изучения его наследия. | Выходят дети с самодельными страницами, посвященными изученным произведениям Л.Н.Толстого : сказки «Два брата» , «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Зайцы», рассказ-быль «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь». (Оценка 5-6 работ) |
3. Подготовка к основному этапу. Определение темы. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови» Цель : Выявление читательского опыта учащихся. | Сформулировать тему урока. Посмотрите на оформление доски и подумайте, какова тема урока. Тема нашего урока – произведения Н.А.Некрасова. (Выступление Нормуротовой М.) Учился поэт в Петербургском университете. В этом городе он потом жил и работал. Но яркие картины из детства напоминали о себе. Некрасов написал прекрасные стихи.. Вспомним некоторые из них, изученные в 1 и 2 кл. - Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапы встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!.. К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил — и „с богом!“ сказал... - В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Няня кричит: "Не убейся, родная!" Саша, салазки свои погоняя, Весело мчится. На полном бегу Набок салазки - и Саша в снегу! Выбьются косы, растреплется шубка Снег отряхает, смеётся, голубка! Не до ворчанья и няне седой, Любит она её смех молодой... На какую тему эти стихи? Верно, о природе и о детях. | - Это Н.А.Некрасов. - Отвечают на вопросы учителя. - «Дед Мазай и Зайцы» - «Саша» - О природе и о детях |
4. Работа с научной статьей учебника. Цели: формирование навыка работы со статьей. | Прочитаем вводную статью в учебнике «Н.А.Некрасов» - О каком уголке России часто писал Некрасов свои стихи? - Кто исследовал творчество Некрасова? | Чтение вслух статьи учебника. Отвечают на вопросы.. |
5. Физминутка. | Выполняют упражнения. | |
5.Работа с отрывком из стихотворения «Крестьянские дети» Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии | - Обратимся к выставке книг поэта. Кто изображен на их обложках? Правильно, дети. Как они выглядят? Чьи эти дети? Во что одеты крестьянские дети? Что вы знаете об их жизни? - Чтение отрывка хорошо читающим учеником. - Беседа по выявлению первичного восприятия. - Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. А теперь приступим к тренировочному чтению. Чтение отрывка «Крестьянские дети» - Вспомним правила чтения поэтического произведения: 1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка). - Прочитайте отрывок самостоятельно, соблюдая правила памятки. | На обложках мы видим картины русской природы и лица детей. Это крестьянские дети, одетые в простую одежду. Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым. - Работают над расстановкой пауз. - Паузы бывают короткие, средние и длинные. - Пробное выразительное чтение стихотворения. |
6.Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок». Введение понятия «лирический герой». Цель : Развитие творческих способностей уч-ся, формирование навыка работы со словарем. | - Прочитайте слова, написанные на доске. ПОЛУШУБОК, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО. Объясни значение этих слов, пользуясь словарем. Какие из слов называются устаревшими? - Кто мог произносить эти слова? В какое время? Чтение по ролям. - Кто главный герой стихотворения? Такой персонаж называется «лирический герой». (вывешивается карточка). К нему обращены чувства и переживания автора и читателей. - Как поэт говорит о мальчике? - Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему? - Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитай? Составим коллективное описание лирического героя Власа по памятке «Синквейн»:
| Объясняют значения слов. Работают со словарем в группах. Чтение по ролям «Мужичок с ноготок». Отвечают на вопросы устно. Выраз. чтение стихов. Работают над стихотворением. Работают по памятке: 1. Влас. 2. Он спокойный, маленький, важный. 3. Он ведет, шествует, отвозит. 4. Влас чинно ведет под узцы лошадь. |
7. Работа в тетради на печатной основе. Создание мотивации для чтения целого произведения. Цель: Формировать интерес к русскому слову. | - Открой ТПО на странице 87. -- Когда и где происходит действие? Прочитай задание № 1 «Точное слово». Подчеркни ответы. Выполни задание №3 «Эрудит». Выполни эту работу в парах. - Подберите синонимы к словам «малюточка» и «шествуя». ( №3, с.88). | Работают в тетради. Самостоятельно работают в парах. Подбирают синонимы. |
8. Работа с текстом | Чтение статьи К. И. Чуковского «Мужичок с ноготок» Беседа по вопросам к статье. | Слушают чтение статьи . Отвечают на вопросы |
9 Рефлексия . Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся. | -Какая учебная задача стояла перед нами? - Удалось её решить? -Как оцениваете свою работу на уроке? | Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу. Сигнальные карточки. |
10. Домашнее задание | Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.125 наизусть | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии....
Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы - синквейн, рефлексия эмоциональ...
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."
Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100"....
Тематическая разработка Урок внеклассного чтения. «О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.
Урок внеклассного чтения к 195-летию Н.А.Некрасова...