Текст
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте Звук [Ц], буквы Ц ц.

Цель:- познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой;

         -прививать навыки здорового образа жизни.

Задачи:

·         уточнить и систематизировать у детей представления о цирке, цирковых артистах;

·         развивать фонематический слух, внимание, память;

·         воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям;

·         учить умению испытывать положительные эмоции и делиться радостью с друзьями;

формировать умение взаимодействовать в команде, помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ts_zvuk_ts.docx259.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Самиуллина Зоя Александровна, учитель начальных классов

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная школа с, Дуван им. Героя Советского Союза С.А. Михляева

2.

Название ресурса

Конспект урока

3.

Вид ресурса

Урок обучения грамоте Звук [Ц], буквы Ц ц.

4.

Предмет, УМК

Русский язык,  УМК «Школа России»

5.

Цель и задачи ресурса

Цель:- познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой;

         -прививать навыки здорового образа жизни.

Задачи:

  • уточнить и систематизировать у детей представления о цирке, цирковых артистах;
  • развивать фонематический слух, внимание, память;
  • воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям;
  • учить умению испытывать положительные эмоции и делиться радостью с друзьями;
  • формировать умение взаимодействовать в команде, помогать друг другу.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

1 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word 

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Разработка содержит материал, необходимый на уроке для знакомства  со звуком [ц] и   буквой Ц .В основе разработки лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую деятельностную среду. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Активизировала работу разгадыванием загадок, использованием раздаточного и наглядного материала.

9.

Источники информации

https://www.tikitoki.ru/riddle/zagadki-dlja-detej-pro-cirk

Спивак Е.Н. Звуки С,сь,з,зь,ц.Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/Е.Н.Спивак .-М.:Издательство ГНОМ и Д,2007.-40с.

Тема: Звук [Ц], буквы Ц ц.

Цели:

  • познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой;
  • уточнить и систематизировать у детей представления о цирке, цирковых артистах;
  • развивать фонематический слух, внимание, память;
  • воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям;
  • учить умению испытывать положительные эмоции и делиться радостью с друзьями;
  • формировать умение взаимодействовать в команде, помогать друг другу.

  1. Организационный момент.

Начинается урок

Вам пойдёт, надеюсь, впрок.

Надо многое узнать,

Постараться всё понять.

- Внимание, внимание! Единственный раз, проездом в вашем городе,

  какое-то представление, всем на удивление!

-А какое вам нужно догадаться.

Сенсорно-координаторное упражнение «Четыре угла». 

Музыкальное сопровождение: аудиозапись песни «Цирк, цирк, цирк»( муз. В.Шаинского, сл.Пляцковского)

В четырех углах кабинета фиксируются сюжетные изображения под номерами : четыре картинки на тему «Цирк ». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты под руководством ведущего:

-1(дети поворачивают голову на первую картинку и запоминают сюжет: работа акробата)

-2(дети поворачивают голову на вторую картинку и запоминают сюжет: работа фокусника)

-3(дети поворачивают голову на третью картинку и запоминают сюжет: работа дрессировщика)

-4((дети поворачивают голову на четвертую картинку и запоминают сюжет: работа клоуна)

-2-4-1-3(аналогично).

- Цирковое представление!

-Что надо сделать, чтобы попасть в цирк? Правильно, купить билеты!

Поспеши купить билетик,
Потому что очень скоро,
Рано утром на рассвете
Цирк уедет в новый город.

-Чтобы получить билетик надо правильно ответить на вопросы:

Блиц-опрос (ДЕТИ НА ПАЛЬЧИКАХ ПОКАЗЫВАЮТ ОТВЕТЫ)

-Звуки мы …

 1)видим

 2)слышим

Буквы мы…..

1)видим

2)слышим

- Выберите группу гласных звуков:

1)а,о,у,э,ы,и

2)р,н,м,л,й

-Выберите группу, в которой все согласные глухие:

1) н,р,б                      

2)ш,ч,ц

-Выберите слово, в котором все согласные твёрдые:

1)цирк

2)котик  

-Получите билеты(снимают прикрепленные к спинкам стульчиков «билеты-маршрутные листы»):                 

Задачи

Умею

Не умею

Узнать  новый звук

Узнать  какой буквой он обозначается

Находить в словах

Узнать как читается в словах

Правильно составлять схемы слов

Правильно составлять предложение из опорных слов


2. Повторение. Речевая разминка

В огнях манеж!

Сверкает -сцена!
 Выходит кто -
 К нам на арену?

-Палочкой помашет – 
Хищники пляшут. 
Нахмурит лицо – 
Лев прыгнет в кольцо. 
Он что, регулировщик? 
Нет, это... (дрессировщик) 

1.Автоматизация звука [ц] в чистоговорках (задание от львов: выставляем рисунок на панно «Цирковая арена»)

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ  вам цветные бубенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  вам мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  тут мохнатая овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО   ей от зайца письмецо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ  на акации птенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  тут овца и там овца.

2.Автоматизация звука [ц] в стихах(задание от медведей:выставляем рисунок на панно «Цирковая арена»)

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

 -Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа о кузнецах (В.Г.Горецкий и др.“Азбука”).

5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ (самостоятельно).

  • Характеристика звука [Ц] ( всегда глухой, всегда твердый)

Вывод: Так куда мы поселим  звук [Ц]? (В район согласных, на улицу непарных.)

-Откройте азбуку на странице 51, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему.(взаимопроверка)
Работа в прописи с. 22 – 23

6.Работа над диалогом С.Маршак (стр.51)

-Цирковые артисты- лихие наездники приглашают нас в кузнецу. (выставляем рисунок  наездников на панно «Цирковая арена»)

1.Коллективная работа чтение вслух:

а)1 вариант-кузнецы;2- вариант наездники;

2.Работа в паре (аналогично).

3.Конкурс на «Лучший диалог».

7.Физ. минутка

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (выставляем рисунок  клоуна на панно «Цирковая арена»)

1)Игра «Клоун»

Клоун рыжий, конопатый, - гладят себя по голове, показывают веснушки, 
Очень нравится ребятам. - три хлопка в ладоши 
Нос как красный помидор. - гладят нос поочередно руками 
А в глазах его задор. – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички- пальчики 
Слёзы льются, как из крана – «собирают слезинки в ладошку»
В разноцветные карманы. – показывают карманы-ладони к бедрам. 
А в карманах, там и тут, - кисти рук складывают в «бутон», поднимают вверх, раскрывают «лепестки». 
Розы красные растут
То он плачет, то смеется, - указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам. 
То он добрый, то дерётся, - гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед. 
Ах, какой он неуклюжий, - руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево. 
Но такой он всем и нужен. – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс. 

 - Отлично! Наш цирк зажигает огни! И мы все вместе превращаемся в весёлых клоунов, которым предстоит выполнить задание!

8. Чтение  слов

2)Игра «Один-много»

Борец-борцы(выставляем рисунок  на панно «Цирковая арена»)

Танцор-танцоры(выставляем рисунок  на панно «Цирковая арена»)

Канатоходец-канатоходцы(выставляем рисунок  на панно «Цирковая арена»)

Певец-певцы (выставляем рисунок  на панно «Цирковая арена»)

Птенец-птенцы(выставляем рисунок  на панно «Цирковая арена»)

9.Логические упражнения.

То там, то здесь, 
То нет, то есть! 
И вот уж шариков не счесть! 
Смотри, пропали! 
Где ж их взять?! 
И очень даже странно,
Что достаю я их опять... 
Из твоего кармана!  (выставляем рисунок  фокусника на панно «Цирковая арена»)

1)Продолжи ряд слов (на доске)
    ВОЛК-ВОЛЧИЦА
    МЕДВЕДЬ-
    ЛИС- 
    ЗАЯЦ-

2) работа по индивидуальным карточкам типа :


10.Ассоциативные цепочки «Снежный ком».

- Я бросаю вам слово  ЦИРК, а вы вспоминаете все слова на эту тему:

ЦИРК-…

14. Итог урока. (Обращаем внимание на панно «Цирковая арена»)

Все глядят на середину 
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Мы, конечно, там бывали. (Цирк)

- Какое открытие сегодня сделали?

-Посмотрите на свои «билеты» и отметьте результаты своей работы на уроке.

-Кого вы хотите похвалить?

- С каким настроением уходите с урока? О чем хочется рассказать близким?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...