Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Серегина Ася Александровна

Рабочая программа создана на снове примерной программы Л.Ф. Климановой, В.Г.  Горецкого "Литературное чтение", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3-b_2017-2018_uch.god_.docx77.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Общеобразовательная  автономная   некоммерческая организация   Школа «Ника»

«Рассмотрено»                     «Согласовано»                         «Утверждаю»

на заседании кафедры         Зам. директора по УВР           Директор  ОАНО Школа «Ника»

начальной школы        в начальной школе        Рублева  И.А. ________________

Протокол №   __                                          _________         Приказ № _____от________2017г         

от _______2017г                                                                                

Зав. кафедрой__________  

                                           

Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение» (ФГОС)

на основе примерной программы  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

«Литературное чтение»

УМК «Школа России»

3 «Б» класс

начальное  общее образование

срок реализации программы 2017/2018 учебный год

                                                                                                                               

 Составитель:Серегина Ася Александровна

учитель начальных классов

первая

квалификационная

 категория

Москва

 2017

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой  «Литературное чтение.1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2013 год, основной образовательной программы НОО, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,

На курс «Литературное чтение»  в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

3 класс (136 ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо   осенью   дышало...»,   «В   тот   год   осенняя   погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

1.  С.  Черный.  «Что ты тискаешь утенка...»,  «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б.  С. Житков.  «Про обезьянку»; 6.  В. Л. Дуров.  «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов  (8 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

Основные виды учебной деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


  1. Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе на 2017 – 2018 учебный год.

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

По плану

Дом. задан.

1

1.09

С. 3-4

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1 час

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

5.09

С. 5

Знакомство с названием раздела.

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

3

6.09

С. 6-7

Рукописные книги древней Руси.

1 час

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

4

7.09

С.8-12

Первопечатник Иван Фёдоров.

1 час

5

8.09

С.12

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете»

1 час

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Устное народное творчество (14 ч)

6

12.09

С.13

Знакомство с названием раздела.

Потешки, прибаутки

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

7,8

13-14.09

С.14-15

С.16-17

Русские народные песни.

2 ч

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использоватьчтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

9

15.09

С.18-19

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 

Вн.чт.  Русские народные сказки.

1 ч

10

19.09

С.20-21

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1 ч

11, 12

20-21.09

С.22-27

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2 ч

13,14,

15

22-26,

27.09

С.28-39

(деление на части, пересказ по частям)

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

3 ч

16,

17

28.09, 29.09

С.40-50

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

2 ч

18

10.10

С. 58 Проект «Моя первая сказка»

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Вн.чт.

 Иван-герой русских народных сказок.

19

11.10

С. 51-57

Обобщение по разделу «Устное народное творчество» 

Проверочная работа.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

12.10

С. 59

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

21

13.10

С. 60-61

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1 ч

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре.

22

17.10

С.62

Русские поэты XIX—XX века.

Вн.чт. Стихи поэтов классиков 19-20 веков для детей.

1 ч

23

18.10

С.63

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья».

1 ч

24

19.10

подготовить устный рассказ о листьях

Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1 ч

25

20.10

С. 64-65

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...»

1 ч

26

24.10

С.66-67

И. С. Никитин «Полно, степь моя...»

1 ч

27

25.10

С.68-71

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1 ч

28

26.10

С. 72-75

И. 3. Суриков «Детство».

1 ч

29

27.10

С.76-77

 И. 3. Суриков «Зима».

1 ч

30

31.10

С.78-80

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверочная работа

1 ч

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Великие русские писатели (24 ч)

31

1.11

С.81-87

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

32

2.11

С.88-89

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

1 ч

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

33

3.11

С. 90-91

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

34-36

14. 11, 15.11,

16.11

С.92-129

Сравнение народной и литературной сказок. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..»

3 ч

37

17.11

С.128-129

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

Особенности волшебной сказки.

1 ч

38

21.11

С.92-129

Рисунки
И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков
с художественным текстом, их сравнение.

1 ч

39

22.11

С. 130-133

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника.

1 ч

40,

41

23-24.11

С.134-135

Басни И. А. Крылова. «Мартышка и очки»,  «Зеркало и обезьяна».

2 ч

42

28.11

С. 137-139

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

1 ч

43

29.11

С.140-143

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.

1 ч

44

30.11

С.144, 147

Лирические стихотворения.

1 ч

45

1.12

С. 144-146

Сравнение лирического текста и произведения живописи.

46

5.12

С. 148-151

Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1 ч

47-49

6,7,

8.12

С. 152 – 155

С. 156-159

С. 160-162

Л. Н. Толстой «Акула»

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

3 ч

50

12.12

Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои).

1 ч

51

13.12

С. 162

Рассказ-описание.

«Какая бывает роса на траве»

1 ч

52

14.12

С. 163

Текст-рассуждение. «Куда девается вода из моря?»

1 ч

53

15.12

Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

1 ч

54

19.12

С. 164-166

Обобщение по теме «Великие русские писатели»

Контроль техники чтения

1 ч

Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

20.12

С. 168

Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень»

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

56

21.12

С. 169

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. «Не ветер бушует над бором»

1 ч

Воспринимать стихи на слух.

57,

58

22,

26.12

С. 170-172

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

2 ч

Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение

Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно.

59

27.12

С. 173

 К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1 ч

60

28.12

С. 174-178

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Обобщение по разделу. Тест.

1 ч

Оценивать свои достижения.

Литературные сказки (8 ч)

61

29.12

С. 179-181

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

62, 63

 

11.01

12.01

С. 182-187

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

2 ч

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

64,

65

16.01

17.01

С. 188-195

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2 ч

66,

67

18.01

19.01

С. 196-208

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

2 ч

68

23.01

С. 209-213

Обобщение по разделу «Литературные сказки»
Проверочная работа.

1 ч

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Были-небылицы (10 ч)

69

24.01

2 часть

С. 3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

70-71

25, 26.01

С. 4-11

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2 ч

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно
придумывать сказочные и реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

72-74

30.01

31.01

01.02

С. 12-24

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

3 ч

75-77

2.02,, 7.02

С.25-41 Составление различных вариантов плана. Пересказ.

А. И. Куприн «Слон».

3 ч

78

8.02

С. 42-44

Обобщение по разделу «Были-небылицы»
Тесты.

1 ч

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

9.02

С. 45-46

Знакомство с названием раздела. С.Черный «Про утенка».

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

80,

81

13.02

14/02

С. 47-48,

С. 48-49

Саша Чёрный. «Воробей»

«Слон»

2 ч

Читать стихотворение отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.

82

15.02

С. 50-51

А. А. Блок. «Ветхая избушка»

1 ч

83

16.02

с. 51-54

А.А. Блок «Сны», «Ворона»

1 ч

84

27.02

С. 55-56

С. А. Есенин «Черёмуха». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Проверочная работа.

1 ч

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби живое (16 ч)

85

28.02

С. 57-59

Знакомство с названием раздела.. М. Пришвин «Моя родина».

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

86,

87

1.03

2.03

С.60-67

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

2 ч

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом.

88,

89

6,7.03

С. 68-72

В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».

2 ч

90,

91

13, 14.03

С. 73-74, с. 75-76

 В. Бианки «Мышонок Пик».

2 ч

92,

93

15. 03,

16.03

С. 76-79, с. 79-82

В. Бианки «Страшная ночь»

2 ч

94-96

20, 21, 22.03

С. 83-97

Б. С. Житков «Про обезьянку».

3 ч

97

23.03

С. 98-102

В. П. Астафьев «Капалуха».

1 ч

98,

99

27, 28.03

С.102-106

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

2 ч

100

29.03

С. 106-108

Обобщение по разделу «Люби живое»

1 ч

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

30..03

С. 109

Знакомство с названием раздела.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

102

3.03

С.110-111

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»

1 ч

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание.

Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре.

103-104

4.04

5.04

С.112-113,

С.113-115

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

2 ч

105

6.04

С. 116-117

С. В. Михалков «Если».

1 ч

106,

107

17.04

18.04

С. 118,

С. 119

А. Благинина «Кукушка».

«Котёнок».

2 ч

108

19.04

С. 120-122

Проект «Мои первые стихи»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Тесты.

1 ч

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

109

20.04

С.1 23

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Контроль техники чтения

1 ч

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

110

24.04

С. 124-128

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

1 ч

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;

Определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

111,

112

25.04

26.04

С.129-136,

С. 137-143

А. П. Платонов «Цветок на земле».

А.П. Платонов

«Ещё мама».

2 ч

113-114,

115-116

27.04

3.05

4.05

8.05

С. 144-153,

С. 154-164

М. М. Зощенко «Золотые слова».

М.М. Зощенко

 «Великие путешественники».

2 ч

2 ч

117-118

10.05

11.05

С. 164-169

С. 170-172

Н. Н. Носов «Федькина задача».

«Телефон».

2 ч

119

15.05

С. 172

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке –наберешь кузовок».

Проверочная работа.

1 ч

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов (8 ч)

120

16.05

С.174

Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела.

121

17.05

С. 175-178

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1 ч

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбиратьдля себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумыватьсамостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

122,

123

18.05

С. 179-181,

С. 181-183

Ю. Ермолаев «Проговорился».

«Воспитатели».

2 ч

124,

125

22.05

С. 183-184

С. 184-186

Г. Остер «Вредные советы».

«Как получаются легенды».

2 ч

126

23.05

С.186-188

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1 ч

127

С. 188

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов»

1 час

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (8 ч)

128

24. 05

С. 189-190

Знакомство с названием раздела. Древнегреческие мифы.

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

129-131

25.05

29.05

С. 190-199

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

Читать и восприниматьна слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

132,

134

30.05

С.200-215

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1 ч

135

31.05

С. 215

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

Тесты.

1 ч

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

136

Повторение пройденного материала. Литературная викторина «Книжный калейдоскоп»

Формирование мотивов достижения и социального признания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")

Рабочая пограмма составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015....

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Литературное чтение» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответс...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 3 класс обновленная программа ФГОС НОО

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному п...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 УМК "Школа России" НОО ФГОС

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников, который формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художеств...