Звуки речи: гласные и согласные.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действияи действия партнерапри решении познавательной задачи. Познавательные:общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках. Коммуникативные:описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok7.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7
Азбука, 1 кл.
Тема | Звуки речи: гласные и согласные. |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты | Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи. Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках. Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова |
Образовательные ресурсы | Картинка с изображением аиста |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Чтение стихотворения учителем | Приветствие учащихся. Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (учебник, | Парная. Словесный. Беседа и рассказ по рисунку | – Из чего состоит наша речь? – Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы друг другу по рисунку. – Придумайте рассказ «Лето | Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют рассказ по картинке | Работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушают ответы товарищей, совместно строят высказывания на заданную тему, составляют из них рассказ | Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ |
2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 14–15) | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | Дополните предложение. Человек ухаживает за… | Дополняют предложение | По сюжетной картинке составляют предложение согласно схеме | Индивидуальный. Составление предложения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все, как один, Плывем, как дельфин Вышли на берег крутой И отправились домой | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели | Фронтальная. Словесный. Вводная беседа, пояснение учителя | – Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Из чего состоят слова? – Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки | – Из предложений. – Из слов. – Из звуков | Принимают учебную задачу урока | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Фронтальная. Наглядный, практический, словесный. Беседа, составление схемы | На доске рисунок с изображением аиста. – Давайте произнесем слово аист хором. – Запишем схему этого слова: – Сколько слогов в этом слове? – Произнесите первый слог | Произносят хором слова аист. Записывают схему. – Два. Протяжно произносят первый слог. | Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализируют слово с опорой на его модель: | Фронтальный. Звуко-буквенный анализ слова аист |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Звуко-буквенный анализ слова аист | – Сколько звуков вы слышите? – Произнесите второй слог. – Сколько в нем звуков? – Произнесем этот слог протяжно, замедленно. – Какой первый звук? – Какой второй? – Какой третий? – Сколько же всего звуков – Сколько в первом слоге? – Сколько во втором? Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого. – Какой слог ударный? | – Один звук. – ист. – Три – иииссст. – [иии]. – [ссс]. – [т]. – Четыре. – Один. – Три. Первый | определяют количество слогов, называют ударный слог, определяют количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделяют и называют звуки в слове по порядку. | ||
2. Представление | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Произнесите слово аист. – Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего? – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука | Произносят слово аист. Высказывают свои предположения | Наблюдают за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявляют различия. Называют особенности гласных и согласных звуков | Фронтальный. Устные ответы, произнесение гласных и согласных звуков |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
[т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными | |||||
3. Работа со звуковой схемой | Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со схемой | Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом. На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т] | Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой | Различают графические обозначения гласных и согласных звуков, используют их при моделировании слов | Фронтальный. Различение графических обозначений гласных |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практический | Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо), Закачалось деревцо (Руки вверх и качаемся), Ветерок все тише, тише (Медленно приседаем), Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх). | Выполняют движения согласно тексту и показу учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15) | Коллективная. Словесный, практический. Дидактическое упражнение | – Какое дерево склонилось над прудом? – Произнесите первый звук. – Что можете о нем сказать? – Посчитайте, сколько слогов в слове ива? – Произнесите второй слог. – Сколько звуков вы слышите в этом слоге? – Какой гласный? –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так: При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием. Аналогичная работа проводится со словом осы | – Ива. – [и]. – Он гласный. – Два. – ва. – Два. – Звук [a]. Слушают объяснение учителя | Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них. Учатся работать со знаково-символическими средствами. Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова | Коллективный. Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. 1. Анализ слов куры, гуси | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение (учебник, | Учитель показывает картинку с изображением кур. – Кто это? – Сколько слогов в слове куры? – Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их. – Произнесите первый слог. – Что можете о нем сказать? – Произнесите второй слог. – Что можете сказать о нем? – Составим схему данного слова: – Поставьте ударение. – Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге. Аналогичная работа проводится со словом гуси | – Куры. – Два. Произносят слоги протяжно. – Два. – ку. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – ры. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – Ударение падает Выполняют задание учителя, отвечают | Анализируют слово куры. Соотносят рисунки и схемы: называют, что изображено на предметной картинке, соотносят звуковую форму слова и его модель | Коллективный. Анализ слов куры, гуси; устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? | – Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог | Анализируют, сравнивают, делают выводы | Фронтальный. Устные ответы | |
2. Слого-зуковой разбор слова голуби | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | – Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие | – Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога | Сравнивают схемы слов, устанавливают черты сходства и различия | Индивидуальный. Сравнение схем слов |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.
Урок литературного чтения...
«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)
laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо бол...
Звуки речи: гласные и согласные
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки речи: гласные и согласные"....
Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"
ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...
Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....