"Сказка о жабе и розе" В. Гаршин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Капырина Алена Анатольевна

Методическая разработка урока по Литературному чтению в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"30 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Тип урока: комбинированный

Класс: 4

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  1. Учить вдумчивому осознанному чтению
  2. Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания
  3. Учить находить в тексте ответы на вопросы.

Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
  2. Воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей
  3. Воспитывать интерес к чтению

Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  1. Мультимедийное оборудование
  2. Музыкальный центр и диск
  3. Учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Оборудование учащихся:

  1. Учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
  2. Карточки с тестом для проверки знаний содержания и идеи сказки
  3. Листы для групповой работы

Технологии, применяемые в УВП:

  1. Технология развивающего обучения
  2. Диалоговые технологии

Технология сотрудничества


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Оргмомент

(2минуты)

Слайд

Цель: настрой на работу повысить познава-тельную актив-ность

Организация класса.

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна

Приветствуют учителя

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Вводная беседа.         (5 минут)

-Какая эта мелодия, ребята?

-Понравилась ли она вам?

Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Слайд

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

-Прочитайте отрывок со слайда.

Когда она в первый раз увидела цветок  своими глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Цель: формули-рование темы 

Слайд

-Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

-Мы сегодня продолжаем работу над этим произведением.

-«Сказка о жабе и розе»

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

На доске иллюстра-ции.

-Чем для нас интересны произведения этого писателя?

-Сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку.

-Учат, намекая. Текст этого писателя – это загадка.

-Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки?

-Жаба и роза вместе не смотрятся, они разные.

Работа над новым мате-риалом (30 минут)

Цель: проверка домашне-го задания и понятия сюжета сказки, подготов-ка к дальней-шей работе над произведением.

-Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки. Назовите их.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

-Найдите описание цветник.

Скажите кратко каким вы его представили?

-Найдите описание розы.

-Как автор раскрывает нам образ жабы?

-Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

-Чей это был цветник?

-Роза росла в старом тенистом саду. Он запущенный, старый.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-А почему он был так запущен?

-Мальчик заболел.

-Скажите, пожалуйста, чем заканчивается эта история?

-Мальчик умирает.

-Что вы думаете об этом?

-Почему автор решил так закончить свою сказку?

-Жалко его.

Слайд

Проблемная ситуация

-Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадку писателя Гаршина. В этом нам поможет следующий слайд.

Мир жабы злобен:

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое создание, она сотворена любить.

Вот эти 2 противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня:

Добро и зло разоблачить.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Цель: сформулировать основную цель урока.

-Кто-то, может, догадался о чем пойдет речь на уроке?

-Наша задача – понять, что существуют 2 мира: добро и зло.

-Узнать, почему такой финал у сказки.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Слайд

-Разгадать загадку заголовка.

Выбороч-ное чтение

-А для этого попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану.

1. Красота

2. Размер

3. Окраска

4. Запах

5. Отношение к жизни

Слайд

-А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.

-Подробно ли описана красота розы?

-Нет, описана кратко.

-А что описано?

-Утро, роса, все вокруг.

-О чем это говорит?

-Роза счастлива.

-Какие чувства испытывает роза?

-Плакать не от горя, а от счастья жить.

-Когда плачут люди от счастья?

Ответы детей.

-Главное для розы:

-Счастье жить.

-Что помогает понять счастье розы?

-Аромат.

-Что автор использует для этого?

-Автор использует эпитеты, образные определения.

Выбороч-ное чтение

-Найдите строчки.

-Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами.

Цель: пополнить словар-ный запас учащихся

-Что вы поняли?

-Говорит ли автор об этом напрямую?

Автор использует аллегорию.

-А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.

-Роза счастлива.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд

-Выбираем точные подробные выражения.

Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа.

-Вывод: в чем счастье для жабы и розы?

Жаба – лень, роза – жизнь.

Физминут-ка (1 минута)

Цель: профилак-тика переутомления глаз и общего переутомления.

Слайд

Мы отлично потрудились и немного утомились. Приготовьтесь все, ребятки, для глаз зарядка.

-Соберем розы в корзинку.

Учащиеся следят глазами.

Слайд. Цель: развивать умение обоб--щать и анализировать текст, слушать одноклас-сников

-Продолжим работу, ребята.

Работают в группах по карточкам.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1,2 группа (стр. 172, 175)

1.Докажите, что жаба завистлива.

2.Распределите чтение.

3.Какие слова автор использует для описания жабы?

4.Докажите, что она нехорошая. Что она придумала?

3,4 и 5 группа (стр. 171-172, 175)

1.Докажите, что роза добрая и красивая.

2.Что описывает автор?

3.Назовите мир вокруг розы.

4.Какими человеческими качествами наделена роза?

5.Что больше всего хотела роза?

6.Докажите, что роза и мальчик похожи.

7.Какая у них душа?

-Спасибо группам.

Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа.

Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

-Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята?

Они оба умирают, оба любили прекрасное.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Слайд

-Где же кульминация в сказке?

-Зачитайте, как к нему приходит смерть.

-Он боялся умирать?

-Зачем ему нужна была роза?

-Когда мальчик умирает.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

-Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни...?

-Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Жаба» и «Роза»?

-Нет, мы так не можем сказать.

Опорные слова – карточки на доску.

-Какова же главная мысль сказки?

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Люди, которые делают добро – прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит.

5. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Цель: проверить знания содержа-ния идеи сказки

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?

А. быстрей бы распуститься.

Б. умереть бы другой смертью.

В. цвести вечно.

2.Что в жабе самое омерзительное?

А. грязно-серые бородавчатые бока.

Б. скверные липкие лапы.

В. бесчувственность и равнодушие.

3.Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что

А. она не досталась жабе.

Б. ее гибель была неизбежна.

В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4.Символом света, добра, красоты в сказке является:

А. роза

Б. Жаба

Работают самостоятельно

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Итог урока.

(3 минуты)

 Домашнее задание

(4 минуты)

Слайд

Цель: развивать умение делать выводы, оценивать работу одноклас-сников.

-Проверьте работу в паре. Оцените работу.

-Кто нам помог сегодня в раскрытии идеи замысла автора в ходе урока?

 Творческое задание: составить по опорным словам небольшое стихотворение, связанное с темой урока.

Ответить на вопросы сказки.

Спасибо за урок и за помощь мне в его проведении!

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценку;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Директор ФГКОУ «СОШ №6»__________________________________Турсунова М.Т.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"....

Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...