"Сказка о жабе и розе" В. Гаршин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Методическая разработка урока по Литературному чтению в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В. Гаршин "Сказка о жабе и розе" | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Тип урока: комбинированный
Класс: 4
Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Задачи:
- Учить вдумчивому осознанному чтению
- Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания
- Учить находить в тексте ответы на вопросы.
Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
Задачи:
- Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
- Воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей
- Воспитывать интерес к чтению
Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.
Оборудование учителя:
- Мультимедийное оборудование
- Музыкальный центр и диск
- Учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Оборудование учащихся:
- Учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
- Карточки с тестом для проверки знаний содержания и идеи сказки
- Листы для групповой работы
Технологии, применяемые в УВП:
- Технология развивающего обучения
- Диалоговые технологии
Технология сотрудничества
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Оргмомент (2минуты) | Слайд Цель: настрой на работу повысить познава-тельную актив-ность | Организация класса. Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна | Приветствуют учителя | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Вводная беседа. (5 минут) | -Какая эта мелодия, ребята? -Понравилась ли она вам? Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | ||
Слайд | Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки. -Прочитайте отрывок со слайда. | Когда она в первый раз увидела цветок своими глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Цель: формули-рование темы Слайд | -Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? -Мы сегодня продолжаем работу над этим произведением. | -«Сказка о жабе и розе» | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; | |
На доске иллюстра-ции. | -Чем для нас интересны произведения этого писателя? -Сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку. | -Учат, намекая. Текст этого писателя – это загадка. | ||
-Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? | -Жаба и роза вместе не смотрятся, они разные. | |||
Работа над новым мате-риалом (30 минут) | Цель: проверка домашне-го задания и понятия сюжета сказки, подготов-ка к дальней-шей работе над произведением. | -Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки. Назовите их. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
-Найдите описание цветник. Скажите кратко каким вы его представили? -Найдите описание розы. -Как автор раскрывает нам образ жабы? -Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему? -Чей это был цветник? | -Роза росла в старом тенистом саду. Он запущенный, старый. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
-А почему он был так запущен? | -Мальчик заболел. | |||
-Скажите, пожалуйста, чем заканчивается эта история? | -Мальчик умирает. | |||
-Что вы думаете об этом? -Почему автор решил так закончить свою сказку? | -Жалко его. | |||
Слайд | Проблемная ситуация -Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадку писателя Гаршина. В этом нам поможет следующий слайд. | Мир жабы злобен: Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое создание, она сотворена любить. Вот эти 2 противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня: Добро и зло разоблачить. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |
Цель: сформулировать основную цель урока. | -Кто-то, может, догадался о чем пойдет речь на уроке? | -Наша задача – понять, что существуют 2 мира: добро и зло. -Узнать, почему такой финал у сказки. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |
Слайд | -Разгадать загадку заголовка. | |||
Выбороч-ное чтение | -А для этого попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану. | 1. Красота 2. Размер 3. Окраска 4. Запах 5. Отношение к жизни | ||
Слайд | -А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор. | |||
-Подробно ли описана красота розы? | -Нет, описана кратко. | |||
-А что описано? | -Утро, роса, все вокруг. | |||
-О чем это говорит? | -Роза счастлива. | |||
-Какие чувства испытывает роза? | -Плакать не от горя, а от счастья жить. | |||
-Когда плачут люди от счастья? | Ответы детей. | |||
-Главное для розы: | -Счастье жить. | |||
-Что помогает понять счастье розы? | -Аромат. | |||
-Что автор использует для этого? | -Автор использует эпитеты, образные определения. | |||
Выбороч-ное чтение | -Найдите строчки. | -Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами. | ||
Цель: пополнить словар-ный запас учащихся | -Что вы поняли? -Говорит ли автор об этом напрямую? Автор использует аллегорию. -А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы. | -Роза счастлива. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Слайд | -Выбираем точные подробные выражения. | Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. | ||
-Вывод: в чем счастье для жабы и розы? | Жаба – лень, роза – жизнь. | |||
Физминут-ка (1 минута) | Цель: профилак-тика переутомления глаз и общего переутомления. Слайд | Мы отлично потрудились и немного утомились. Приготовьтесь все, ребятки, для глаз зарядка. -Соберем розы в корзинку. | Учащиеся следят глазами. | |
Слайд. Цель: развивать умение обоб--щать и анализировать текст, слушать одноклас-сников | -Продолжим работу, ребята. | Работают в группах по карточкам. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
1,2 группа (стр. 172, 175) 1.Докажите, что жаба завистлива. 2.Распределите чтение. 3.Какие слова автор использует для описания жабы? 4.Докажите, что она нехорошая. Что она придумала? 3,4 и 5 группа (стр. 171-172, 175) 1.Докажите, что роза добрая и красивая. 2.Что описывает автор? 3.Назовите мир вокруг розы. 4.Какими человеческими качествами наделена роза? 5.Что больше всего хотела роза? 6.Докажите, что роза и мальчик похожи. 7.Какая у них душа? -Спасибо группам. | Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | ||
-Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята? | Они оба умирают, оба любили прекрасное. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. | ||
Слайд | -Где же кульминация в сказке? -Зачитайте, как к нему приходит смерть. -Он боялся умирать? -Зачем ему нужна была роза? | -Когда мальчик умирает. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; | |
-Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни...? -Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Жаба» и «Роза»? | -Нет, мы так не можем сказать. | |||
Опорные слова – карточки на доску. | -Какова же главная мысль сказки? | 1. Красота спасет мир. 2. Добро победит зло. 3. О хорошем всегда помнят. 4. Люди, которые делают добро – прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. 5. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить. | ||
Цель: проверить знания содержа-ния идеи сказки | Тест по проверке знания содержания и идеи сказки: 1.О чем думает роза в период цветения? А. быстрей бы распуститься. Б. умереть бы другой смертью. В. цвести вечно. 2.Что в жабе самое омерзительное? А. грязно-серые бородавчатые бока. Б. скверные липкие лапы. В. бесчувственность и равнодушие. 3.Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что А. она не досталась жабе. Б. ее гибель была неизбежна. В. она украсила последние минуты жизни мальчика. 4.Символом света, добра, красоты в сказке является: А. роза Б. Жаба | Работают самостоятельно | Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; | |
Итог урока. (3 минуты) Домашнее задание (4 минуты) | Слайд Цель: развивать умение делать выводы, оценивать работу одноклас-сников. | -Проверьте работу в паре. Оцените работу. -Кто нам помог сегодня в раскрытии идеи замысла автора в ходе урока? Творческое задание: составить по опорным словам небольшое стихотворение, связанное с темой урока. Ответить на вопросы сказки. Спасибо за урок и за помощь мне в его проведении! | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценку; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
Директор ФГКОУ «СОШ №6»__________________________________Турсунова М.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Урок - исследование литературного произведения в 4 классе...
Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.
Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – кластеры, приёмов ...
Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")
Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....
В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"....
Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...