К. Д. Паустовский "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающиеразвивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon растрепанный воробей конспект64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа №15 г. Феодосии Республики Крым»

Урок литературного чтения по ФГОС НОО

УМК «Школа России»

3 класс

«К. Д. Паустовский. Растрепанный воробей»

Учитель начальных классов

Г.В. Сысоева,

первая категория

Феодосия, 2016

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие:  развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение: 

  • портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского;
  •  иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки;
  • видеозапись  фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка»,
  • словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
  • компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Актуализация темы.

1.  Введение в тему.

- Послушайте музыку и скажите, что вы почувствовали, слушая это музыкальное произведение и  почему именно его я  предлагаю сегодня вашему вниманию?

(звучит фрагмент «Полночь» из балета «Золушка» С. Прокофьева; именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)

2. Сообщение целей урока.

 - Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.

3.  Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

3. Артикуляционная гимнастика, массаж

Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

4. Речевая разминка.

- Прочитайте гласные И А У Э Ы О (написаны на доске)

- Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

- Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

- А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

- Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).

- Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, биптуит.д)

- Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.

- Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

5. Развитие техники чтения, внимания, памяти

(Слайд 3-5)

Выразительное чтение стихотворения.

Юркий, маленький, смешной,

В перьях грудка, спинка,

Серый, шустрый, озорной,

Легок, как пушинка.

Говорит: «Чирик-чирик!»

Крошки собирает,

К холодам давно привык, Дом свой не бросает.

Всех других он посмелей,

Это птица – воробей!

Игра “День-ночь”

  • “ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
  • “ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

III. Проверка домашнего задания.

- Это стихотворение напомнило вам о домашнем задании.Что было задано на дом? (прочитать произведение К. Д. Паустовского «Растрёпанный воробей» и поработать художниками: сделать рисунок – портрет одного из героев произведения).

- Покажите и расскажите, что вы изобразили.

IV. Постановка учебной задачи. Работа со словарём.

- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?

(Он способен подарить чудо)

- Сам К. Д. Паустовский говорил «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости». (слова написаны на доске)

- Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:

  «Растрепанный воробей» - сказка это или рассказ?

В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.

(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).

(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.

- Вспомним, кто ещё является главными героями  изучаемой нами сказки?

 (на доске имена героев: Маша, воробей Пашка, милиционер, мама, ворона, нянюшка Петровна)

 V. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей»

1.Чтение “Буксир” (с.12) (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

- Кто из героев предстаёт перед нами первым? С кем жила Маша?

Физминутка (снятие зрительного утомления)  

2. Выборочное чтение(с. 13)

- Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?

- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.

- К какому важному событию готовилась мама Маши?

 (Она готовилась впервые танцевать Золушку)

- Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)

3.  Работа в парах.

- Перед вами иллюстрация к тексту. (Слайд 6)

- Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)

«Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
      Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер

и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
      - Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
      Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.»

- Придумайте вопрос по прочитанной части и задайте его соседу.Поменяйтесь ролями.

  - В этом рассказе, как и в других произведениях Паустовского, главные герои – не люди, именем одного из них назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.

   Физминутка.

  VI. Работа над образом воробья Пашки. Цель: составить характеристику главного героя, ответить на вопрос «В чем счастье Пашки?».

  1. Работа с фрагментом произведения.

- Как Пашка попал в дом к Маше?

(Просмотр отрывка из мультфильма (6 – 8 мин)

- Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

       2. Работа в группах. Составление характеристики воробья.

- Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения.        (Работа по 4 ученика)

1 карточка

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 карточка

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

3 карточка

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

- Составление целостной характеристики. Чтение. 

- Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)

- Зачем Маше нужен был воробей?

- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

       3. Свободные высказывания.

- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

- Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы? (она вспомнила о потерянной брошке).

- Кто помог вернуть маме брошь?  Как это произошло? (выборочное чтение с.22-23)

- Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.

- Так в чем же счастье воробья Пашки?

      VII. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

- Зачем написано это произведение?

- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

        VIII. Итог. Оценка и самооценка работы учащихся.

         IX. Домашнее задание (слайды 7-10)

 - Прочитать несколько произведений К. Д. Паустовского для детей. Подготовить отзыв о прочитанном.

Приложение

Тест по рассказу К. Паустовского « Растрёпанный воробей» 3 класс 

1.Как звали нянюшку Маши?

а) Ивановна

б) Степановна

в) Петровна

2.  Мама Маши в театре:

а) пела

б) играла

в) танцевала

3. Мама готовилась танцевать:

а) Снегурочку

б) Золушку

в) Красную Шапочку

4. Маленький букет цветов был сделан из:

а) хрусталя

б) тонкого стекла

в) толстого стекла

5. Ворона сидела  на ветке за окном и ждала:

а) когда Петровна уйдёт

б) когда Петровна уйдёт и уведёт Машу

в) когда Петровна откроет форточку и уйдёт с Машей

6. Ворона жила:

а) в ящике

б) в сарае

в) в ларьке

7. Растрёпанного воробья звали:

а) Пашка

б) Васька

в) Тишка

8. Воробья подобрал( а)

а) милиционер

б) прохожий

в) Маша

9. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:

а) отблагодарить Машу

б) отомстить вороне

в) восстановить справедливость

10. Маша открыла форточку, чтобы:

а) проветрить комнату

б) выпустить воробья

в) посмотреть, как ворона протискивается в форточку

11) Растрёпанный воробей ворвался  в зрительный зал, когда:

а) Золушка потеряла туфельку

б) Золушка танцевала с принцем

в) спектакль кончился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Данный урок является результатом решения задачи развития речи и творческих способностей. На уроке ведётся работа по формированию у детей умения анализировать. Дети активно рассуждают о прочитанном. Ур...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "К. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Презентация содержит видеофрагмент одноимённого мультипликационного фильма....

К. Паустовский "Растрёпанный воробей"

Презентация к сказке К. Паустовского " Растрёпанный воробей" составлена по УМК ПНШ, 3 класс. Изучаемая тема "Сравниваем прошлое и настоящее"....

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей»....

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов

Конспект урока по  предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов. Прилагается презентация....

Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов. Прилагается презентация....