К. Д. Паустовский "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
растрепанный воробей конспект | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №15 г. Феодосии Республики Крым»
Урок литературного чтения по ФГОС НОО
УМК «Школа России»
3 класс
«К. Д. Паустовский. Растрепанный воробей»
Учитель начальных классов
Г.В. Сысоева,
первая категория
Феодосия, 2016
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Оборудование и ресурсное обеспечение:
- портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского;
- иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки;
- видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка»,
- словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
- компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Актуализация темы.
1. Введение в тему.
- Послушайте музыку и скажите, что вы почувствовали, слушая это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию?
(звучит фрагмент «Полночь» из балета «Золушка» С. Прокофьева; именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.
3. Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)
3. Артикуляционная гимнастика, массаж
Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)
Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.
4. Речевая разминка.
- Прочитайте гласные И А У Э Ы О (написаны на доске)
- Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.
- Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.
- А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.
- Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).
- Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, биптуит.д)
- Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
- Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.
5. Развитие техники чтения, внимания, памяти
(Слайд 3-5)
Выразительное чтение стихотворения.
Юркий, маленький, смешной,
В перьях грудка, спинка,
Серый, шустрый, озорной,
Легок, как пушинка.
Говорит: «Чирик-чирик!»
Крошки собирает,
К холодам давно привык, Дом свой не бросает.
Всех других он посмелей,
Это птица – воробей!
Игра “День-ночь”
- “ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
- “ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова
III. Проверка домашнего задания.
- Это стихотворение напомнило вам о домашнем задании.Что было задано на дом? (прочитать произведение К. Д. Паустовского «Растрёпанный воробей» и поработать художниками: сделать рисунок – портрет одного из героев произведения).
- Покажите и расскажите, что вы изобразили.
IV. Постановка учебной задачи. Работа со словарём.
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?
(Он способен подарить чудо)
- Сам К. Д. Паустовский говорил «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости». (слова написаны на доске)
- Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:
«Растрепанный воробей» - сказка это или рассказ?
В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.
(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).
(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?
(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.
- Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки?
(на доске имена героев: Маша, воробей Пашка, милиционер, мама, ворона, нянюшка Петровна)
V. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей»
1.Чтение “Буксир” (с.12) (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
- Кто из героев предстаёт перед нами первым? С кем жила Маша?
Физминутка (снятие зрительного утомления)
2. Выборочное чтение(с. 13)
- Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?
- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.
- К какому важному событию готовилась мама Маши?
(Она готовилась впервые танцевать Золушку)
- Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)
3. Работа в парах.
- Перед вами иллюстрация к тексту. (Слайд 6)
- Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)
«Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер
и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
- Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.»
- Придумайте вопрос по прочитанной части и задайте его соседу.Поменяйтесь ролями.
- В этом рассказе, как и в других произведениях Паустовского, главные герои – не люди, именем одного из них назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.
Физминутка.
VI. Работа над образом воробья Пашки. Цель: составить характеристику главного героя, ответить на вопрос «В чем счастье Пашки?».
- Работа с фрагментом произведения.
- Как Пашка попал в дом к Маше?
(Просмотр отрывка из мультфильма (6 – 8 мин)
- Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)
- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?
- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)
2. Работа в группах. Составление характеристики воробья.
- Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.
Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по 4 ученика)
1 карточка
На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).
2 карточка
Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).
3 карточка
Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).
- Составление целостной характеристики. Чтение.
- Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)
- Зачем Маше нужен был воробей?
- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?
3. Свободные высказывания.
- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.
- Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы? (она вспомнила о потерянной брошке).
- Кто помог вернуть маме брошь? Как это произошло? (выборочное чтение с.22-23)
- Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.
- Так в чем же счастье воробья Пашки?
VII. Рефлексия.
- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?
- Зачем написано это произведение?
- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.
VIII. Итог. Оценка и самооценка работы учащихся.
IX. Домашнее задание (слайды 7-10)
- Прочитать несколько произведений К. Д. Паустовского для детей. Подготовить отзыв о прочитанном.
Приложение
Тест по рассказу К. Паустовского « Растрёпанный воробей» 3 класс
1.Как звали нянюшку Маши?
а) Ивановна
б) Степановна
в) Петровна
2. Мама Маши в театре:
а) пела
б) играла
в) танцевала
3. Мама готовилась танцевать:
а) Снегурочку
б) Золушку
в) Красную Шапочку
4. Маленький букет цветов был сделан из:
а) хрусталя
б) тонкого стекла
в) толстого стекла
5. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:
а) когда Петровна уйдёт
б) когда Петровна уйдёт и уведёт Машу
в) когда Петровна откроет форточку и уйдёт с Машей
6. Ворона жила:
а) в ящике
б) в сарае
в) в ларьке
7. Растрёпанного воробья звали:
а) Пашка
б) Васька
в) Тишка
8. Воробья подобрал( а)
а) милиционер
б) прохожий
в) Маша
9. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:
а) отблагодарить Машу
б) отомстить вороне
в) восстановить справедливость
10. Маша открыла форточку, чтобы:
а) проветрить комнату
б) выпустить воробья
в) посмотреть, как ворона протискивается в форточку
11) Растрёпанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:
а) Золушка потеряла туфельку
б) Золушка танцевала с принцем
в) спектакль кончился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения К. Паустовский "Растрёпанный воробей"
Данный урок является результатом решения задачи развития речи и творческих способностей. На уроке ведётся работа по формированию у детей умения анализировать. Дети активно рассуждают о прочитанном. Ур...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "К. Паустовский "Растрёпанный воробей"
Презентация содержит видеофрагмент одноимённого мультипликационного фильма....
К. Паустовский "Растрёпанный воробей"
Презентация к сказке К. Паустовского " Растрёпанный воробей" составлена по УМК ПНШ, 3 класс. Изучаемая тема "Сравниваем прошлое и настоящее"....
Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».
Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей»....
Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....
Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов
Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов. Прилагается презентация....
Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов
Конспект урока по предмету чтение в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов. Прилагается презентация....