А.С.Пушкин - поэт, писатель , сказочник.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Гимназия№ 363 Фрунзенского р-на Санкт – Петербург
Конспект занятия для младших школьников:
«А.С.Пушкин – поэт , писатель сказочник» (викторина)
к рабочей программе «Учимся играя»
Воспитатель ГПД: Окутина Мария Викторовна
Санкт-Петербург 2017
А.С.Пушкин –поэт , писатель , сказочник.
Биография
Великий поэт появился на свет в Москве 1799-го года в семье старинного рода дворян. Его отец был ценителем поэзии, мать была известна своей необычной родословной — ее дед был африканцем, воспитанником Петра I. С детства маленький Пушкин был окружен людьми из литературного сообщества, но наибольшее впечатление на него с самых ранних лет произвели сказки его няни, Арины Родионовны. На двенадцатом году жизни Пушкина отправили пройти обучение в Царскосельском Лицее. В 15 лет была публикация его первого стихотворения. Закончив блестяще Лицей, Пушкин поселился в Петербурге и получил должность в коллегии иностранных дел. Вскоре из-под его пера вышла первая сказка в стихах «Руслан и Людмила». В 1820 г. поэта сослали царским указом в южную часть России за его колкие эпиграммы. В ссылке он не переставал сочинять поэмы. Через шесть лет царь Николай I предоставляет Пушкину свободу.
В 1831 году поэт обручился с Н. Гончаровой и имел 4 детей — двух сыновей и двух дочерей. С семьей они перебираются в Царское Село. Через шесть лет состоялась дуэль с Дантесом, где Пушкин получил тяжелое ранение в бедро и через несколько дней скончался.
Пушкин известен как писатель-сказочник. Его сказки, написанные в стихах, о золотом петушке, попе и работнике Балде, рыбаке и золотой рыбке, царе Салтане, богатырях, ученом коте известны всем и всякому.
.
Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Формировать интерес к литературному творчеству отечественных поэтов
и писателей.
Развивать речь, внимание, память, воображение.
Ход урока:
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?
На уроках литературного чтения мы много изучали произведений этого поэта, назовите. Вспомним, что мы знаем о жизни великого поэта. Мои помощники подготовили сообщения о жизни великого поэта. (Выступают дети с краткими сообщениями)
Уч. 1 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана) у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, бала красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.
Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие любовь и ласку, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…» Это они спешили утешить и приласкать мальчика.
Уч. 2 Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его танцам, возили на детские балы. В доме Пушкиных часто собирались гости – известные поэты, писатели, историки. Они беседовали о литературе, о русской истории. Слушая разговоры взрослых, мальчик многое узнавал.
Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала сестра, - он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека отца состояла из классиков французских и философов 18 века».
Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В восемь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей, которые он весело разыгрывал перед гостями со своей сестрой Ольгой. В девять – писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это его царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.
Уч.3. А.С.Пушкин «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Уч. 4 А.С.Пушкин, одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Своему брату он писал:
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..."
В 30-е годы он создаёт пять стихотворных сказок.(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».)
Народность сказок Пушкина проявлялась в их идее, в торжестве добра над злом. Герои его сказок всегда выступают носителем какого-либо одного качества.
Максим Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».
III. Викторина «Мир пушкинских героев и произведений»
(можно по группам)
1) А теперь проведём викторину по сказкам А.С.Пушкина. Вам необходимо отгадать из каких произведений эти строки
- «У лукоморья дуб зелёный…»(поэма «Руслан и Людмила»)
- «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…»(«Сказка о царе Салтане»)
3 «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4«Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5 «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару», («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
6«И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя…» («Сказка о царе Салтане…»)
7 «Кири-ку-ку-
Царствуй лёжа на боку!» («Сказка о золотом петушке»)
8«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
9 «Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молодёнок,
Со мною тягаться слабёнок…» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
10«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы…» («Сказка о золотом петушке»)
- Может кто-то желает прочитать отрывок из сказки Пушкина?
(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)
А сейчас, вы по очереди, будете доставать из «волшебного» мешочка разные предметы или картинки и угадывать, из какого они произведения они взяты.
(Предметы в мешочке: яблоко, рыбка, орешек, верёвка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертёнок, меч, шмель).
Внимание! Кто быстрее даст ответ:
- Сколько раз старик закидывал невод? (Три раза)
- У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мёртвой царевне…» (У семи богатырей)
- Сколько раз превращался царь Гвидон? (Три раза) В кого? (Комар, муха, шмель)
- Что потребовал работник за свой труд у попа? (Три щелчка в лоб)
- Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Три девицы)
- Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки,вынесенной
волной на берег? (Дуб)
- Что случилось с Людмилой? (Её украл Черномор прямо со свадебного пира)
- Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство
славного Салтана»? (Мимо острова Буяна)
- Что было у царевны – Лебеди во лбу? («А во лбу звезда горит…»)
- Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок? (Охранять государство)
4) Если позволит время:
Найди лишнее слово и объясни свой выбор.
Комар, бабочка, шмель.
Зеркальце, яблоко, груша.
Заяц, белочка, орешки.
Корыто, удочка, невод.
Поп, Балда, царь Гвидон.
Салтан, чернавка, Елисей.
IY. Итог урока.
- Какую цель урока ставили? Достигли этой цели?
- Где нам эти знания могут пригодиться в жизни?
- Что запомнилось особенно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Писатели-сказочники. Раздел "Там на неведомых дорожках"
Портреты писателей-сказочников, годы жизни,картинки, написанных ими книг. Учебник 2класса «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Раздел "Там на неведомых дорожках."...
Долгосрочный проект «А.С. Пушкин – великий поэт и сказочник» в рамках экологического образования
Статья для журнала "Управление начальной школой"...
«Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»
Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и во...
Презентация по литературному чтению во 2 классе "Корней Иванович Чуковский. Поэт. Писатель. Человек".
Презентация предназначена для использования во 2 классе УМК "Школа России". Информация адаптирована возрасту младших школьников и позволяет познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского с необычной т...
Мои стихи. О башкирском поэте, писателе Маулит Ямалитдине
Байгилде улы Мәүлит- Илдең Бөйөк шәхесе.Аят - доғалар менән үтерБашҡортомдоң мәжлесе....
Проверочная работа по литературному чтению по теме "Писатели - сказочники" 2 класс
Проверочная работа для учеников 2 класса в двух вариантах. В задании № 1 ребятам предлагается вспомнить и записать фамилии авторов сказок, в задании № 2 не обходимо соединить название произведен...
Тема урока: работа с детской книгой. Знакомство с зарубежными писателями – сказочниками. Ц. Топелиусом «Зимняя сказка» УМК "Начальная школа 21 века"
Педагогическая цель:создать условия для ознакомления со сказками Ц Топелиуса «Зимняя сказка», формирования умения анализировать художественный текст, содействовать воспитанию стремления со...