Конспект урока "Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха» 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.esenin_-_cheremuha.doc | 93 КБ |
esenin.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14.02.2017 Учитель: Листофорова Ксения Александровна
Школа:№148 Методист: Зубарева Н.С.
Класс: 3-е Студентка: Кузнецова Т., 33 гр.
Урок: № 3
Урок литературного чтения
Творчество Сергея Есенина. Стихотворение «Черемуха».
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, с его стихотворением «Черемуха»; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста.
Планируемые результаты
Предметные: содействовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, формированию читательских умений: пониманию авторского отношения, образов рисуемых автором в стихотворении, основной мысли; находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
читать правильно, осознанно, выразительно вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике в процессе выборочного и повторного изучающего чтения, анализировать содержание информации; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.
Личностные: учиться выражать свое мнение, мысли в речи; формировать любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Тип урока: открытия нового знания.
Оборудование: Литературное чтение, 3 класс: Учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, - М.: Просвещение, 2013.-Ч.2.; презентация, аудиозапись.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный /Мотивационный этап Словесный: Приветствие учителя Создание положительного настроя на урок | 10:20-10:21 | - Тихо в классе, тихо в школе. Все на месте? Все готовы? Ну-ка улыбнитесь! Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Вадимовна. У нас урок литературного чтения – это урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. | Принимать установку учителя, настраиваться на активную работу на уроке | П: выделять существенную информацию из слов. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Проверка домашнего задания | ||||
Практический: чтение отрывка из стихотворений | 10:21-10:24 | Определение темы и целеполагание. ( 1 ученику выдается отрывок из стихотворения «Береза», а 2 ученику – из стихотворения «Поет зима – аукает»). Сейчас те ученики, перед которыми на парте лежит отрывок из стихотворения, громко и выразительно нам их прочитают. - Кто уже узнал, чьи эти стихотворения? Какого поэта? - Кто назовет его фамилию и имя? С этими стихотворениями вы уже знакомы, но у С.Есенина есть еще очень много стихотворений. - Итак, кто уже догадался, какая тема урока у нас с вами сегодня? Чем мы с вами будем заниматься? ( знакомиться с биографией автора и его стихотворением) А с каким именно стихотворением, мы узнаем чуть позже. | Читать выразительно отрывки из стихотворений поэта Отвечать на вопросы учителя | П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. |
II. Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: беседа, слово об авторе, определение темы урока Наглядный: рассматривание иллюстрации | 10:24-10:28 | Подготовительная работа. - Что вы знаете об этом поэте? Сергей Есенин считал, «писать для детей - надо особый дар иметь», поэтому «детских» стихов у него мало. С.А Есенин- русский народный поэт. Родился Сергей Александрович Есенин 1895г., (в конце XIX в. – больше 100 лет назад), в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново сейчас называется Есенино. Посмотрите на слайд, что это за растение? (черемуха) - А что такое черемуха?(дерево или кустарник с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами) - Когда цветёт черёмуха? ( в мае ) - Как выглядят её цветы? (белые, маленькие) - А как вы думаете, почему, говоря о природе, я выбрала именно это дерево? ( потому что, сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Черемуха») | Осознанно воспринимать информацию | П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию; определение основной и второстепенной информации; |
Практический: артикуляционные упражнения Индивидуальное чтение | 10:28-10:30 | Артикуляционная разминка Прочитайте пословицу со слайда про себя: «Никакое искусство не достигнет природы» -Кто прочитает всему классу? - Как вы ее понимаете? - Кто прочитает пословицу медленно, четко проговаривая все слова? - А теперь, прочитайте в быстром темпе, но тоже четко проговаривая все слова. - Кто прочтет с вопросительной интонацией? - А теперь, прочитайте с радостной интонацией. Молодцы, ребята! | Выполнять артикуляционные упражнения Отвечать на вопрос учителя | К: учебное сотрудничество со сверстниками; П: строить речевое высказывание; |
II. Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: беседа Практический: самостоятельное чтение | 10:30- 10:36 | Словарная работа Откройте ваши учебники на с. 55. Возьмите в руки карандаш, прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте непонятные слова, некоторые из них у вас уже выделены синим цветом. Давайте познакомимся со словами, которые у вас уже выделены? - Какое первое слово? (пряная) - Кто – нибудь знает значение его значение?
-Кто прочтет его медленно, с выделение ударного слова, чтобы оно звучало мелодично? - Еще какое выделенное слово вы нашли? (вкрадчиво) - А что оно обозначает?
-Кто прочтет его медленно, с выделение ударного слова, чтобы оно звучало мелодично? - Кто еще себе отметил слова, значение которых вам неизвестно?
| Осмысливать лексическое значение новых слов. | П: осуществлять подведение под понятие. Л: действие смыслообразования |
Наглядный: слушание аудиозаписи | 10:36-10:38 | Первоначальное знакомство с текстом Сейчас, послушайте аудиозапись, как читают стихотворение «Черемуха» и поделитесь своими впечатлениями, что вы представляли, когда слушали стихотворение? - А теперь, закроем все глазки и внимательно будем слушать. | Внимательно слушать стихотворение | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
Словесный: беседа | 10:38-10:40 | Проверка первичного восприятия - Открываем глазки. - Что вы себе представляли, когда слушали чтение стихотворения? | Высказывать представления о стихотворении Беседовать об ощущениях | К: участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Физминутка Наглядный: видеофрагмент | 10:40-10:41 | Смотреть на экран и повторять движения (0-47) | Выполнять движения вместе | Л: формирование установки на здоровый образ жизни. |
III. Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: выборочное чтение Словесный: беседа | 10:42-10:58 | Повторное чтение. Углубленный анализ. Сейчас мы с вами вместе прочитаем стихотворение. Начинает читать 1 ученик, остальные все внимательно следят, я останавливаю читающего и назначаю следующего, кто продолжит чтение стихотворения. - Поделитесь своими впечатлениями, какая картина возникаем в вашем воображении, когда вы читаете строчки « И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравилось ли вам такое сравнение веток с кудрями? Почему? - Вы согласитесь со мной, что поэт нарисовал в своем стихотворении очень живую картину? - А как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Найдите строчки в стихотворении, которые подтверждают, что мы слышим эту жизнь. (А рядом, у проталинки, в траве, между корней…, ) - Прочитайте строчки как поет ручей. (Ручей волной гремучею)-да, в этой строчке мы видим довольно шумную жизнь ручья, как он громко шумит. - А есть у нас строчки, в которых описаны почти беззвучные движения природы? (Кругом роса медвяная сползает по коре) – сползает – тихо, бесшумно, мы этого не слышим. - Какой вывод мы можем сделать из этого? Раз слышим звуки, значит картинка живая? - А кто скажет, что еще свойственно живой природе? (запахи) - Тогда скажите, а камни могут пахнуть? (не могут) - А что пахнет в стихотворении С.Есенина? «Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах. «Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету. «Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху. | Читать стихотворение Работать с текстом: анализировать, находить строчки, отвечающие на вопросы учителя | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками; П: анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. |
Словесный: работа над партитурой Коллективная работа, работа в паре Практический: выразительное чтение стихотворения | Подготовка к выразительному чтению. Посмотрите на слайд. Прочитайте начало стихотворения. - Какое настроение передает поэт в этом четверостишии? (радостное) - Почему? (весна пришла, все просыпается). - Сейчас в парах в полголоса попробуйте прочитать это четверостишие с радостной интонацией. Первыми начинают читать ребята, которые сидят на 1 варианте, а ваш сосед со 2 варианта вас внимательно слушают и анализируют, получилось ли у вас прочитать стихотворение с радостной интонацией. - Ребята со 2 варианта, поднимите руку те, кто услышал радость при чтении своего соседа. - А теперь, поменялись ролями, ребята 2 варианта читают, а ребята 1 варианта слушают и анализируют. - Поднимите руку те, кто услышал радость при чтении своего соседа. - Молодцы, с настроением вы справились! - А как вы думаете, с какой силой голоса нужно читать это четверостишие? (громко-средне-тихо) -Сейчас, при чтении, постарайтесь передать радостное настроение и прочитать со средней силой голоса. Каждый про себя. - Кто уже готов прочитать вслух? - Ну а теперь, осталось выяснить, в каком темпе нужно читать это четверостишие?( в быстром- среднем или медленном) - Попробовали прочитать соседу с радостной интонацией, со средней силой голоса и с медленным темпом. Та же работа. - Кто прочтет выразительно все четверостишие вслух классу? - Теперь, прочитаем 2 четверостишие. - А как нам преподносит поэт данные строчки?(спокойно) - Как вы думаете, с какой силой голоса можно прочитать четверостишие? А темпом?(средним)- ( медленном) - Кто попробует выразительно вслух прочитать все четверостишие? - Читаем следующее четверостишие. - Кто уже определил, с какой интонацией можно прочитать? С какой силой голоса и темпом? (загадочно-тихо-медленный темп- средняя сила голоса, средний темп). Попробуй прочитать. - Кто прочтет его выразительно? - Следующее четверостишие. (нахваливая-средняя-средний темп) - Кто его прочитает нам? - И последнее? (утверждая-громко-быстрый темп; Загадочно- средняя- средний темп) - Кто прочитает это четверостишие? - А теперь, давайте прочитаем выразительно все стихотворение. | Чтение вслух Называть особенности поэтического творчества; проверять одноклассников и самостоятельно оценивать достижения на основе диагностической работы. Чтение в парах Чтение вслух | Р: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; | |
Домашнее задание Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить стихотворение на с. 55 и выразительно его прочитать наизусть. | Записывать д/з в дневник | П: понимать значение знаний для человека и принимать его; | ||
IV. Итог урока. Рефлексия Практический: самооценка Словесный: беседа | 10:59-11:00 | - Кто попробует на оценку прочитать выразительно и без ошибок все стихотворение С.Есенина «Черемуха» на оценку? - Сейчас на экране вы видите предложения, дополните их:
| Оценивать свою работу на уроке, беседовать с учителем | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Александрович Есенин
«Никакое искусство не достигнет природы»
Зелень пряная - с острым ароматным запахом. Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда. Проталина - место, где растаял снег, и оголилась земля. Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки. Под кручею - под обрывом.
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Радостно Средняя Средний темп
Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. Спокойно Средняя Медленный темп
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. . Тихо Медленный темп Средняя Загадочно Средний темп
Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. . Средняя Средний темп Нахваливая
Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. . Громко Быстрый темп Загадочно Утверждая Средний темп Средняя
С. 55 - выучить стихотворение и научиться выразительно его читать наизусть.
Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Знания, полученные на уроке ,мне пригодятся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)
Материал данного урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....
"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)
Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...
Мир волшебных красок и звуков в поэзии Сергея Есенина
Раскрыть своеобразие личности поэта, его творчества, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет - основная цель урока....
жизнь и творчество Сергея Есенина
презентация для учащихся начальных классов о жизни и творчестве Сергея Есенина...
Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 4Тема урока: С. Есенин «Черемуха»Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»Планируемые результаты:·...
Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»
Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.Дети научились находить в тексте об...
Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»
Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...