М. Ю. Лермонтов "Осень".
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
Презентация к уроку литературного чтения по теме "М. Ю. Лермонтов "Осень"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_m._yu._lermontov_osen_1814-1841_tseli.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : 1.Продолжить знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, показать многообразие поэзии Лермонтова. 2.Развивать воображение, речь детей. 3. Прививать любовь к природе.
Белеет парус одинокий В тумане море голубом !... Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном ?... - Прочитайте «жужжащим» чтением. -Как вы думаете, что это? -Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы. -А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке. -Прочитайте медленно. -С ускорением. -Выразительно. Речевая разминка --
Словарная работа Бор – сосновый лес
Поникши ели – печальные
Скала – острая каменная гора
Пахарь – пахать, пашет
Тусклый – неяркий свет
Анализ стихотворения
Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения. Найдите 1 строфу . Прочитайте её. Какие признаки осени здесь показаны? Что чему противопоставляется? Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? Чему рады листья? Что произошло с елями? Почему они поникли? Что это значит?
Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”? Показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой. Найдите и прочитайте 2 строфу. О ком идёт речь в данных строках стихотворения? Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?
Найдите и прочитайте 3 строфу. - О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой? А каким вы видите покой? Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что стихотворение прозрачное, воздушное . Кажется, что каждая строка живёт и дышит. Что происходит с листьями?
Вторичное чтение Стихотворение Лермонтова “Осень” поначалу кажется печальным. Что мы ощущаем при чтении? А в каких словах мы это ощущаем? Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удручённости хотел выразить автор, а совсем иное.
Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния. Кто нуждается в отдыхе? В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.
Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?
Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.
Юный поэт пишет картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску. - Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью? Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.
Итог урока С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке? Кто является его автором? Как думаете, почему “осени” Лермонтов посвятил целое стихотворение? С каким настроением оно написано? Что хотел сказать нам автор своим стихотворением? Что вы ощутили или пережили, читая это произведение?
Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире. Ребята, берегите природу, заботьтесь о ней и не уничтожайте её. Природа - это источник красоты, доброты, познания, здоровья и благосостояния.
Домашнее задание Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении. Выучить это стихотворение. Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).
СПАСИБО!