Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Редкозубова Т. П.
Класс: 3
Тема: М. Ю.Лермонтов «Осень».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с биографией М. Ю. Лермонтова и его творчеством через стихотворение «Осень».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить со стихотворением «Осень» и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть (по выбору). Определять настроение лирического стихотворения.
Развивающие: учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью, красотой, незаменимостью; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, прививать интерес к литературе; совершенствовать культуру речи учащихся; умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся и культуру чтения, речи; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, литературного чтения; воспитание любви к природе и культуры общения; воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой, учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.
Оснащение урока: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; видеофильм; учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение 3 класс» 1 часть; индивидуальные задания по литературному чтению (разработанные учителем); карточки, демонстрационный материал.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные: ознакомление с стихотворением М. Ю. Лермонтова «Осень».
Личностные: развитие навыка сотрудничества.
Ожидаемый результат: выразительное и осознанное чтение стихотворения; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Чтение произведения вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент (1 мин.)
| Подготовить учащихся к работе.
| Учитель приветствует детей. - Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг -другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. | Учащиеся отвечают на приветствие учителя и с помощью улыбки передают свое настроение.
| Личностные: доброжелательное отношение к участникам учебной деятельности.
|
2. Релаксация. (1 мин.) | Эмоциональное настроение учащихся
| Введение в тему урока через воспитательную задачу. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повторяйте за мной. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Учащиеся слушают запись музыкального произведения В. А. Моцарта «Фантазия ре минор»). | Личностные: любовь к природе и культуры общения.
|
3. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (8 мин.)
| Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть (по выбору) | Беседа: - С творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? -Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова? - С какими произведениями М. Ю. Лермонтова мы познакомились?
Обобщение: -Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворения «Утес»? Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения «Утес»? | б) Выразительное чтение учащимися стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес» наизусть.
| Коммуникативные: слушать и понимать других. |
4.Объявление темы урока. Мотивация к учебной деятельности. Целевая установка. (5 мин.)
| Познакомить с содержанием стихотворения «Осень» и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения. | -Мы продолжаем знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова. Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот, а также Лермонтовым написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России. Поэт ощущал себя сыном Кавказа. Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный. Как сына, ты меня благослови И осени вершиной белоснежной.
А теперь нас ждет знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как вы узнаете, если отгадаете загадку:
Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что это за время года? Дайте правильный ответ! (Поздняя осень).
-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. | Просмотр отрывка из к/ф Н. Бурляева «Лермонтов». (О. Погудин исполняет романс М. Ю. Лермонтова «Кавказ, суровый царь земли»).
После просмотра учащиеся отвечают на вопросы: 1. Какое впечатление произвел на вас отрывок из фильма? 2. Отношение М. Ю. Лермонтова к Кавказу?
М. Ю. Лермонтов «Осень».
| Регулятивные: целеполагание. Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.
|
5.Прослушивание стихотворения. Презентация «Осень» М. Ю. Лермонтова под музыку В. А. Моцарта. (3 мин.)
| Первичное восприятие стихотворения. | Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.
| Фронтальная работа. Учащиеся прослушивают стихотворение и отвечают на поставленные вопросы.
| Личностные: учебно -познавательный интерес к учебному материалу.
|
6. Первичное чтение стихотворения . (1 мин.)
| Научиться выразительно читать стихотворение.
| Учитель следит за выразительностью и чтением без ошибок.
| Учащиеся читают стихотворение «цепочкой».
| Познавательные: смысловое чтение поэтического текста.
|
7.Словарная работа. (3 мин.) | Учить работать со словарем, наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью. | Учитель: - организует самостоятельную работу; - подводить итоги самостоятельной работы: Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении? БОР - хвойный лес. ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным. ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация). ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него. ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.
| Учащиеся работают в тетради. Игра «Словарная мозаика». (На карточках записаны слова. Учащиеся пытаются самостоятельно дать им объяснение с помощью дополнительных карточек).
| Познавательные: создание условий для совершенствования в речи обучающихся нового словарного запаса.
|
8. Физминутка для глаз «Листопад». (1 мин.)
| Смена вида деятельности для снятия напряжения. | Учитель организует проведение учащимися зарядки для глаз.
| Учащиеся поют песню и выполняют упражнения. | Личностные: ценностное отношение к своему здоровью.
|
9. Чтение стихотворения детьми вслух. (3мин.)
| Следить за настроением лирического героя. | - Постарайтесь прочитать стихотворение так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов. - Как вы думаете, кому лучше удалось передать мысли и гамму чувств Лермонтова при чтении стихотворения? - Кому удалось увидеть и прочувствовать красоту природы, которую видел поэт? - Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.) - Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение? - С каким лирическим героем мы встречаемся здесь? - Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы? - Люди, какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения? (художники-иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус) - Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению? - Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему?
| Учащиеся читают стихотворение и отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: работать с текстом; участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Личностные: патриотические чувства, любовь к Родине.
|
10. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени). (6 мин.)
| Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Учитель ставить цель работать над содержанием стихотворения по строфам. (Приложение 2). | Учащиеся читают стихотворение, выполняют задания и делают выводы. | Познавательные: смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: приводить примеры, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Сотрудничать в совместном решении проблемы. Личностные: формирование собственной точки зрения. |
11.Вторичное чтение стихотворения. (4 мин.)
| Способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы | Учитель настраивает на художественное восприятие текста. (Приложение 3) |
Обучающиеся пытаются определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью. |
| Регулятивные: приводить примеры, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
12. Итог урока (3 мин.)
| Составление синквейна.
| - С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке? - Кто является его автором? Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире. И я предлагаю вам проявить творчество и составить синквейн об осени.
| Учащиеся составляют синквейн. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). - Осень
- Золотая, теплая, солнечная, рыжая, грустная, печальная, яркая, красивая, ветреная, сырая, дождливая.
- Радует, желтеет, шуршит, холодит, замерзает, поливает, дождит, золотит, опадает, бодрит.
- Под ногами шуршат листья. Птицы летят на юг. Листья опадают с деревьев. Замерзает вода в пруду. Моросит мелкий дождь.
- Грустно. Радость. Плачу. Скучно. Приятно.
| Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль; соотносить выполненное задание с образцом; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
|
13. Домашнее задание. (1 мин.) (творческое).
| Инструктаж по его выполнению. | 1.Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении. 2.Выучить или научиться выразительно читать это стихотворение. 3.Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).
| Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: определение материала для выполнения домашнего задания.
|
14. Оценка учащихся. (1 мин.)
| Выполнить анкету.
| Оцените свою работу на уроке.
| Самостоятельная работа. (Приложение 4)
| Регулятивные: оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
15. Рефлексия (1 мин.) | Подведение итогов. | Учитель предлагает соотнести свое настроение от урока с пейзажем. | «Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Если картинка, то учеником открывается на доске слово и получается фраза.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко – и верится, и плачется, И так легко, легко. М.Лермонтов
А если фраза не откроется, то ставится цель, что на следующем уроке необходимо так постараться, чтобы прочитать скрытую фразу.
| Регулятивные: рефлексия. Оценка своей работы.
|
16. Видеофильм «Лермонтов и Кавказ». (2 мин.).
| Релаксация. | И в заключение урока я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по памятным местам М. Ю.. | Просмотр видеофильма. | Личностные: патриотические чувства, любовь к Родине.
|
Приложение 1
Приложение 2
а) Найдите 1 строфу. Прочитайте её.
- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)
- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)
- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы).
- Чему рады листья?
- Что произошло с елями?
- Почему они поникли?
- Что это значит?
Вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.
б) Найдите и прочитайте 2 строфу.
- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?
- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие).
в) Найдите и прочитайте 3 строфу.
- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?
- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)
- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?
- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)
- Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что стихотворение прозрачное, воздушное. Кажется, что каждая строка живёт и дышит.
- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).
- А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно)
Ли-истья в поле пожелте-ели,
И кружа-атся и летя-ат.
- Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах:
скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)
- И только последняя рифма спешИТ – серебрИТ создаёт впечатление законченности, хотя мы знаем, что конец этого произведения не сохранился.
Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.
Приложение 3
- Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.
Стихотворение Лермонтова “Осень” поначалу кажется печальным.
- Что мы ощущаем при чтении? (грусть и безнадёжность).
- А в каких словах мы это ощущаем? (поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь).
- Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удручённости хотел выразить автор, а совсем иное.
- Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.
- Кто нуждается в отдыхе?
- В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.
- Что значит “отважный зверь” по вашему мнению?
Он не пропадёт, поскольку обо всём позаботился летом и найдёт, куда скрыться.
- Кто кроме природы и зверей отдыхает?
Пахарь отдыхает от трудов в своём доме. И это не минутный летний отдых под скалой.
Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?
Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.
Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.
- Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью?
Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.
Приложение 4
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
| активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
|