Функциональная грамотность
тест по чтению (4 класс) по теме

Данные тексты помогут определить уровень функциональной грамотности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лиса-плясунья18.43 КБ
Файл Висячие сады0 байтов
Файл Кукушка21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!

Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло.

Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму.

Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму!

В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел!

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.

Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы  у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова)

(Н.Сладков)

Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

  1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
  1. Зимой
  2. Весной
  3. Летом
  4. Осенью

  1. Обоснуй свой ответ словами из текста.

  1. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

  1. Определи верное значение слова жнивьё.
  1. Поле с созревшими зерновыми культурами.
  2. Поле, засеянное льном.
  3. Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

  1. Определи значение слова околица в данном тексте.
  1. Изгородь вокруг деревни.
  2. Окраина селения.
  3. Окольная, не прямая дорога.

  1. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.

  1. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
  1. Зайца, лису, мышей-полёвок.
  2. Зайца, мышей-полёвок.
  3. Лису, мышей-полёвок.

  1. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
  1. Разинула пастишку, поймала мышь на лету.
  2. Пала передними лапами и носом на землю.
  3. Легла на брюхо, поползла.
  4. Рванула.
  5. Вскинулась всем передом.
  6. Проглотила, даже не разжевав.

  1. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?

  1. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?

  1. Запиши разгадку пляски лисоньки.

  1. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
  1. Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
  2. Лисья пляска.
  3. Поход за околицу.
  4. Тайна разгадана.
  5. Мышкование лисицы на жнивье.
  6. Желание разгадать тайну поведения лисы.

  1. Составь план текста из трёх пунктов.

  1. Что нового из жизни природы ты узнал?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест по литературному чтению. 4-й класс


Прочитай текст и выполни задания к нему

Каждому из нас с детства знакомо кукованье незаметной серой птицы, но немногие её видели и знают по внешности: кукушка довольно осторожна, и часто к ней не удаётся подойти ближе, чем на 50-80 метров.

Кукушка немного мельче голубя. Самцы и большинство самок имеют пепельно-серую окраску верха тела и головы и поперечнополосатую окраску низа, хвост с белым кончиком. Благодаря длинному хвосту (15-19 см) и крыльям (20-30 см) кукушка кажется более крупной птицей, особенно на лету, чем она есть на самом деле (вес её всего 85-120 граммов). Самец издаёт всем известное “ку-ку”, но редко кукует больше десяти раз подряд, поэтому не стоит спрашивать, сколько лет вам осталось жить.

Эта птица обитает от Англии до Японии, занимая с запада на восток всю территорию России. Кукушки довольно рано, в конце августа, отправляются на места своих зимовок в Африку, на юг Азии. Прилетают же кукушки в нашу полосу в конце апреля – начале мая. Кукушка отличается неприхотливостью в выборе летних мест обитания: она встречается и в хвойных, и в лиственных лесах, в степных оврагах, заросших кустами, в тростниках у озёр. Для неё не так важны особенности леса, как обилие мелких птиц: трясогузок, пеночек, мухоловок, которым она подбрасывает свои яйца.

Одна из самых интересных особенностей кукушки – “гнездовой паразитизм”, подкладывание яиц в чужие гнёзда, при котором все заботы о высиживании и выкармливании птенца выполняют “приёмные родители”. Кукушка кладёт яйца днём, что помогает ей улучать момент отсутствия хозяев гнезда. Каждая кукушка кладёт от 9 до 15, а то и до 20 яиц. Яйца кукушки, по сравнению с её величиной, очень малы и по своим размерам приближаются к яйцам птиц- хозяев. Притом каждая самка кладёт яйца только определённого цвета. Одна – голубые, подбрасывая их в гнёзда с яйцами того же цвета, другая - серые, третья - пятнистые. Поисками чужих гнёзд и подбрасыванием в них своих яиц ограничиваются все заботы кукушки о потомстве.

Кукушонок обгоняет в росте птенцов приёмных родителей, так что прокормить его им нелегко: прожорливость подрастающей кукушки очень велика. Известен случай, когда кукушонок, выкормленный в клетке, съел за день 18 ящериц, 39 больших зелёных кузнечиков, 43 капустных гусеницы, 5 личинок майского жука, 4 пауков-крестовиков и 50 мучных червей.

Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы (100 гусениц в час – норма кукушкиной еды), есть майских жуков, бабочек, мягкие ягоды. Желудок её часто бывает настолько забит волосками гусениц, что имеет вид заросшего шерстью.

(по М. Пришвину)

1. Ты прочитал(а) текст, в котором в основном говорится о том,

  1. какой образ жизни ведёт кукушка.
  2. где обитают кукушки в нашей стране.
  3. какие птички кормят “приёмышей”.
  4. сколько может съесть птенец кукушки.

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что 

  1. не стоит спрашивать у кукушки, сколько лет проживёшь.
  2. сто гусениц в час – это обычная норма кукушкиной еды.
  3. кукушка – очень своеобразная птица.
  4. крик “ку-ку” издаёт самец кукушки.

3. Теперь ты знаешь, что 

  1. увидеть кукушку в лесу несложно.
  2. кукушка откладывает яйца днём.
  3. окрас кукушки полностью серый.
  4. кукушки живут только в лесах.

4. Прочитав текст, ты узнал, что 

  1. кукушки улетают на зиму в тёплые края.
  2. кукушонок ничем не отличается от птенцов приёмных родителей.
  3. в полёте кукушка кажется более мелкой, чем в действительности.
  4. кукушка ест только волосатых гусениц.

5. Прочитав текст, ты узнал, что 

  • вес кукушки всего 20-30 граммов.
  • кукушки прилетают к нам в конце мая.
  • длина крыльев кукушки – 15 см.
  • кукушка – очень прожорливая птица.

6. После чтения текста стало понятно, что

  1. кукушка способна маскировать свои яйца под яйца других птиц.
  2. кукушки всегда откладывают одинаково малое количество яиц.
  3. кукушки выбирают для жизни места, свободные от других птиц.
  4. из-за своего аппетита кукушка наносит огромный вред природе.

7. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту: 

  1. “Ку-ку”.
  2. Нерадивая мамаша.
  3. Кукушка знакомая и незнакомая.
  4. От Англии до Японии.

8. Чтобы пересказать текст о кукушке своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А) Места обитания кукушек.

Б) Трудности для приёмных родителей.

В) Норма кукушкиной еды.

Г) Осторожная птица.

Д) “Забота” о потомстве.

Е) Внешний вид кукушки.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

9. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

паразитизм

А) капризность, разборчивость

 

Б) умение довольствоваться малым, самым необходимым для жизни

неприхотливость

В) сожительство двух организмов, при котором организм-паразит питается соками, кровью и т.п. другого организма (хозяина)

 

Г) тунеядство, жизнь за счёт чужого труда.

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова:

1

2

 

 

10. Что ты считаешь самым интересным из прочитанного?

Почему?

Для ответа используй таблицу.

Самое интересное

потому что

Ответы:

  1. 1
  2. 3
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 1
  7. 3
  8.  

1

2

3

4

5

6

Г

Е

А

Д

Б

В

9.

1

2

В

Б

© 2003–2015 ИД «Первое сентября» 

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. почта: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....