1 класс Проверка техники чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Карташова Ирина Петровна

Даны тексты для проверки техники чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Задание 1. Проверка техники чтения

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где остановился, карандашом.

Был Серёжа именинник. Подарил ему дядя сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыплешь семя на дощечку, выставишь на двор – прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда – сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался и посадил птичку в клетку.

Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся!

Мать сказала:

Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку.

 Однажды чистил мальчик клетку и забыл закрыть её. Чижик нашёл дверку и полетел к окошку. Да не видал стекла, ударился и упал на подоконник.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика. А чижик лежал на грудке и тяжело дышал.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

(По Л. Толстому)

Вопросы и задания

2. Дочитай текст.

3. Отрывок из какого произведения ты прочитал? Отметь подходящий ответ знаком .

[ ] А) Сказка о животных;

[ ] Б) рассказ;

[ ] В) научная статья.

4. Как ты понимаешь слово именинник?

5. Как ты думаешь, о чём этот  рассказ?

6*. Придумай заголовок к этому тексту. Запиши его.

Задание 2. Анализ стихотворения

1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живёт,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки –

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт.

(Ю. Мориц)

2. Какое это стихотворение по настроению? Отметь знаком  подходящий ответ.

[ ] А) Веселое, радостное;

[ ] Б) спокойное, нежное;

[ ] В) грустное, печальное.

3. Как поэтесса называет сказку?  Найди в тексте эти слова и подчеркни их одной линией.

4. Найди в стихотворении строчки, которые выражают самую главную мысль о сказках. Подчеркни их волнистой линией.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

Темп чтения (при норме 25 слов в минуту);

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 20–25 слов в минуту;

2-й уровень – 15–20 слов в минуту;

1-й уровень – менее 15 слов в минуту.

Пункты 3–6

Правильные ответы

3. Б)

4. Именинник – человек, который отмечает день своих именин. День своего имени отмечают в день памяти святого с таким же именем. Ещё одно значение этого слова – человек, у которого сегодня день рождения.

5. О том, как мальчик лишил птичку свободы; отнял у птички свободу; как мальчик погубил птичку (чижика).

6. Гибель птички (чижика). Урок на всю жизнь. Безответственность Сережи и т.п.

4-й уровень – в целом все выполнено верно;

3-й уровень – в целом все выполнено верно, но есть 2–3 отдельных недочета;

2-й уровень – выполнена половина заданий;

1-й уровень – задания не выполнены или выполнено меньше половины заданий.

Задание 2

Анализ стихотворения

Пункты 2–4

Правильные ответы

2. А)

3. Сказка – умница и прелесть, обожаемые сказки.

4. Чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим убедил!

2 класс

Задание 1. Проверка техники чтения

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где остановился, карандашом.

Полетела Зинька в поле. Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит. В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.

— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.

— А ты делай как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди.

Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлёту в снег! Снег сыпучий — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом. «Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега». Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё да и заснула там. И хорошо, что так сделала.

День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил.

Утром проснулась Зинька, глядит — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.

Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Вот уж они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зёрен, семечек разных.

— Живи с нами, никуда не улетай!

Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать. Под Зинькиной корзинкой.

И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!

Тут не прошло и трёх дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.

— Здравствуйте! С прибытием!

Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют – червяков да личинок из неё потаскивают.

А скоро за ними и жаворонки, и скворцы прилетели, песнями залились.

Зинька с радости звенит-захлёбывается:

— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!

Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:

— Да. Это месяц март. Прилетели грачи — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.

 (По В. Бианки)

Вопросы и задания

2. Дочитай текст.

3. Определи жанр текста.   Отметь знаком  подходящий ответ.  

[ ] А) Рассказ;

[ ] Б) авторская сказка;

[ ] В) научно-популярная статья.

4. Где и когда происходит действие произведения?  Найди эти строчки и подчеркни одной линией.

5. Что говорится в тексте о жизни и поведении куропаток? Подчеркни волнистой линией эти предложения. 

6*. Известны ли тебе ещё случаи взаимопомощи в мире природы? Напиши.

7. Придумай заголовок. Запиши его.

Задание 2. Анализ стихотворения

1. Прочитай отрывок из стихотворения.

Мишка, мишка, как не стыдно!

Вылезай из-под комода.

Ты меня не любишь, видно?

Это что ещё за мода.

Как ты смел удрать без спроса?

На кого ты стал похож?

На несчастного барбоса,

За которым гнался ёж.

 (С. Чёрный)

Вопросы и задания

2. Какие чувства выражены в стихотворении? Отметь знаком  подходящий ответ.

[ ] А) Грусть, печаль;

[ ] Б) волнение, беспокойство;

[ ] В) веселье, радость.

3. Перечитай стихотворение. Это монолог или диалог? Подчеркни выбранный ответ.

4. Найди рифмы. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

5*. А у тебя есть любимая игрушка? Какая? Напиши.

Задание 3. Определение стилевой принадлежности текста 

1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.

Я насыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, тянут её из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху ещё воробей слетел. Растрёпанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью пихнул. А сам ущемил горбушку покрепче и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в неё воробей… Еле, бедняга, вырвался.

(По Э. Шиму)

Воробей – род птиц отряда воробьиных. Длина тела до 16 см, масса 23–25г. Это одна из самых известных птиц, которые обитают по соседству с жилищем человека (отсюда её название «домовый»).

В начале XX века воробьи были завезены в разные страны. В настоящее время обитают не только в Европе и Азии, но и в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Северной и Южной Америке и на многих островах.

Общая окраска оперения – сверху коричневато-бурая с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато– белой поперечной полосой.

Питаются воробьи семенами, ягодами вишни, смородины, в меньшей степени – насекомыми.

Издают разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

(Из энциклопедии)

Вопросы и задания

2. В каком из текстов ощущается присутствие автора, отражены его чувства. Отметь знаком  подходящий ответ.

[ ] А) Во втором тексте;

[ ] Б) в обоих текстах;

[ ] В) в первом тексте.

3. Определи, какой текст научный, какой – художественный. Отметь знаком  подходящий ответ.

[ ] А) Первый – научный, второй – художественный;

[ ] Б) первый – художественный, второй – научный.

4. Найди и подчеркни в художественном тексте предложения, где о воробье говорится как о драчуне.

5. Как одним словом можно назвать воробья за его поведение? Напиши. Подбери к этому слову 1–2 слова-синонима (слова, близкие по значению).

6. В тексте, который ты считаешь научным, подчеркни 2–3 предложения, которые могут встретиться только в научном тексте.

Уровни выполнения работы

Задание 1

Пункт 1. Проверка техники чтения

Темп чтения (при норме 50 слов в минуту);

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 40–50 слов в минуту;

2-й уровень – 30–40 слов в минуту;

1-й уровень – менее 30 слов в минуту.

Пункты 3–7

Правильные ответы

3. А).

4. Это весна, месяц март. Дети подчеркнут: «Полетела Зинька в поле»; «В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди»; «И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля»; «Это месяц март»; «Прилетели грачи, – значит, правда весна началась»; «Весна начинается в поле».

5. Дети подчеркнут следующие строчки: «В поле, в кустах, жили серые куропатки…  Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала… Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом… Вот уж они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зёрен, семечек разных… И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал… Перебрались куропатки в кустарник спать».

6. Этот вопрос направляет ребенка к личному опыту: читал, слышал, видел, смотрел фильмы. Например, дятлы спасают деревья от вредителей, люди спасают зимой птиц от голода, роль собаки в жизни человека и забота взрослой собаки (кошки) о беспомощном котенке (щенке). Не исключено, что ребенок ответит, что ему ничего не известно. Этот ответ тоже принимаем. Так как этот вопрос на осведомленность, оценивать ответ не надо.

7. «Зинька выручила», «Боевой народ – синички», «Спасибо Зиньке». Заголовок должен отражать основную мысль произведения. В предложенном тексте (из цикла «Синичкин календарь. Март») рассказывается о том, как Зинька заводит дружбу с куропатками и спасает (освобождает) их из снежной тюрьмы. Поэтому названия «Зинька» или  «Синичка» не отразят основную мысль.

Задание 2

2. Б).

3. Монолог.

4. Рифмующиеся строчки надо подчеркнуть во всем отрывке (4 пары).

5. Задание не оценивается.

Задание 3

2. А).

3. Б).

4. «Вдруг сверху ещё воробей слетел. Растрёпанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью пихнул. А сам ущемил горбушку покрепче и взлетел».

5. Правильным ответом будет любое слово: драчун, забияка, задира. Остальные – синонимы.

6. Это могут быть и два первых предложения, и весь 3-й абзац, и 4-й.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Литературное чтение. Материал для проверки техники чтения в 4 классе.

Тестирование по самостоятельно прочитанному хкдожественному тексту. Предлагаемые тесты позволяют выявить, насколько знания, умения, полученные учащимися 4 класса, соответствуют основным программным тр...

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии

Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...

Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения

Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...