План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
Класс: 2
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
Класс: 2 «Б»
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися настроения героя в произведениях А.С.Пушкина «Осень» и С.Т.Аксакова «Осень».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» и с отрывком из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»
- раскрыть настроение произведений
- развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка
- совершенствовать навыки чтения
- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
Развивающие:
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения
- развивать речь, память, воображение
- развивать у учащихся умение обобщать
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся
- воспитывать любовь к чтению, к книге, к русской поэзии
Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация
Структура урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний (5 минут)
- Сообщение темы урока
- Подготовка к восприятию (5 минут)
- Установка на восприятие (5 минут)
- Первичное восприятие (1 минута)
- Проверка первичного восприятия (2 минуты)
- Анализ произведения (11 минут)
- Обобщение (7 минут)
- Домашнее задание (1 минута)
- Итог урока(2 минута)
- Рефлексия (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. | Дети проверяют свою готовность к уроку | |
Актуализация знаний | - Ребята, сегодня наш урок мы начнем с отгадывания кроссворда. Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится слово, которое поможет нам назвать тему урока. Отгадывание кроссворда в презентации - Какое слово у нас получилось по вертикали? - С каким временем года связано такое явление, как листопад? - Что вы можете рассказать про это явление природы? - А какие признаки осени вы еще знаете? Что меняется в природе осенью? - А знаете ли вы, какие-нибудь приметы осени? - Сейчас мы с ними и познакомимся. Откройте творческую тетрадь на странице 13. - Прочитаем, какие же есть приметы. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. - Как вы понимаете эту примету? Гром в сентябре к долгой осени. В октябре до обеда осень, а после обеда зима. Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы куёт. - Как вы понимаете эту примету? | Актуализируют свои знания, отвечают на вопросы. Обучающиеся отгадывают кроссворд - листопад - осень Ответы детей Чтение и анализ примет осени учениками. | |
Сообщение темы и задач урока | Сегодня на уроке мы начнем изучать литературные произведения об осени, будем учиться видеть вместе с автором красоту природы, замечать удивительное в природе. А раздел, который мы начинает сегодня изучать, называется «Краски осени». | Внимательно слушают учителя и определяют задачиурока. | |
Подготовка к восприятию | - А давайте посмотрим, что же нам сообщает профессор Самоваров об этом удивительном времени года. Откройте учебник на странице 24. Прочитайте рассказ профессора. - Ребята, а как вы думаете, чему еще мы будем учиться на уроках литературного чтения? - Итак, ребята, давайте посмотрим, с каким же первым произведением мы познакомимся. Посмотрите внимательно на страницу 25. - Произведение какого жанра перед нами? - Как вы определили, что это стихотворение? - Как называют автора стихотворений? - Чье стихотворение перед нами? - Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? - А.С.Пушкин написал очень много стихотворений. - Как называется стихотворение, с которым сегодня познакомимся мы с вами? - Как вы считаете, как Пушкин относится к осени? | Чтение текста из учебника. - передавать свои впечатления, настроение после прочтения произведения - поэзия - небольшой размер, расположение на странице - поэт - А.С.Пушкина Ответы детей - «Осень» | |
Установка на восприятие | - Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением. | Дети готовятся слушанию стихотворению | |
Первичное восприятие | Выразительное чтение стихотворение наизусть учителем. | Внимательно слушают и представляют картины осени | |
Проверка первичного восприятия | - Какие картины природы вам представились наиболее ярко? - Какое настроение вы уловили? - Что показалось вам необычным в этом стихотворении? | Делятся своими чувствами, эмоциями. | |
Анализ произведения | - А сейчас прочитаем стихотворение еще раз. - Какую картину представили? - Как герой относится к осени? Какие слова помогают понять его переживания?
- Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно? - Как вы понимаете значение слова «багрец»? В старославянском языке так назывался темно-красный цвет. - Как вы понимаете выражение «прощальная краса»? «пышное природы увяданье». - Посмотрите внимательно, поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением. Почему Пушкин одновременно называет осень «унылой» и «чарующей» порой? - Меняется ли настроение героя в конце восьмистишия? | Самостоятельное чтение детей - Лесная опушка, деревья в разноцветном уборе, небо покрыто мглой, холодный ветер налетает порывами и шумит в кронах деревьев, свозь осенние тучи пробивается одинокий солнечный луч. - Герою нравится эта осенняя пора. Об этом говорят такие слова, как: «Очей очарованье!!, «Приятна мне…», «Люблю я…» Ответы детей - ему нравится осень, но ему грустно, что происходят такие изменения в природе. - Настроение героя становится более тревожным, печальным. | |
Обобщение | - А сейчас, ребята, мы познакомимся еще с одним произведение. Автором этого произведения является Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель. - Как называется произведение Сергея Аксакова? - Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и попробуйте представить те картины осени, о которых нам говорит автор. Выразительное чтение отрывка учителем. - Какие картины природы вам представились наиболее ярко? - Какое настроение вы уловили? - Какие чувства возникли у вас при слушании этого отрывка? - Ребята, мы с вами познакомились с двумя красочными описаниями осенней природы. Какое настроение создают они у вас? - Какая пора осени изображается в произведениях? | - «Осень» Внимательно слушают и представляют картины осени Ответы детей - У А.С.Пушкина – ранняя осень, а у Аксакова – поздняя осень. | |
Домашнее задание | - Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение наизусть любого произведения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Попытайтесь передать настроение, чувства, эмоции, которые у вас возникают. | Записывают домашнее задание | |
Итог урока | - С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке? - Кто автор этих произведений? - В чем его главная мысль? - Что узнали об авторе? | Отвечают на вопросы учителя | |
Рефлексия | - Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке. - Что вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? | Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкурку тонкую сдирают. 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Весной зеленела, Летом загорела, Осенью красные Кораллы надела.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили: В ушанке заячьей зимой, А летом с бритой головой.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не человек.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Б Д У
Александр Сергеевич Пушкин
Сергей Тимофеевич Аксаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...
План-конспект открытого урока на тему: «Образ художественной культуры»
Цель:Всестороннее развитие детей в процессе изучения культуры, традиции и искусства других стран. Осуществлять метапредметные связи.Задачи: Обучающая: формировать знания учащихся о культуре...