РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
консультация по чтению (1 класс) на тему
В данном материале представлена гипотетическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников – определяющая процессуальное, организационное и методическое сопровождение формирования основ читательской компетентности путем изменения концептуальных аспектов, повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика, выработки педагогических условий, рефлексии и учета результативности читательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_idey_lichnostno.docx | 16.95 КБ |
model_formirovaniya_chitatelskoy_komp_mbou_shimorskaya_sosh.ppt | 1010.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Сл1 Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, предполагают воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
Сл2
Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников.
Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет, в настоящее время, достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия педагогов для совершенствования навыков чтения школьников.
Сл3.
Необходимость перехода к личностно - ориентированному образованию связана с тем, что современное общество ставит перед нами задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной, самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Сл4.
Создание модели обсуловлено с одной стороны социальным заказом ФГОС НОО и с другой стороны необходимостью более четкого представления процесса формирования читательской компететнтности в знаково-символическом виде.
Сл 5. Гипотеза Данная модель формирования основ читательской компетентности младших школьников – это системное образование, определяющее процессуальное, организационное и методическое сопровождение формирования основ читательской компетентности путем изменения концептуальных аспектов, повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика, выработки педагогических условий, рефлексии и учета результативности читательской деятельности.
Сл6. При построении модели мы учитываем, что нам необходимо решить следующие задачи.
Сл7.
Концепция модели раскрывает применение основных подходов личностно-ориентированного обучения существующих связей и отношений между различными явлениями в структуре читательской компетентности младших школьников. Указанные принципы дают возможность для продуктивного функционирования учебного процесса и педагогического творчества, служат практическому воплощению теории в практику обучения младших школьников чтению.
Деятельностный подход позволяет обновить содержание обучения чтению, сочетать традиционные и новые образовательные технологии и формы работы, обеспечивает целенаправленное развитие каждого ученика. Личностно-ориентированный подход позволяет учителю создавать условия для формирования умений и навыков чтения, в результате чего образуется субъект - субъектное обучение.
Компетентностный подход в обучении чтению позволяет сформировать читательские компетенции и выделить в качестве значимого компонента ценностное отношение младших школьников к чтению.
Образовательная деятельность определяет форму организации учебного процесса и раскрывает способность и возможность учителя применять определённые методы и средства для формирования основ читательской компетентности младших школьников через личностно-ориентированное обучение.
Компетентностная часть модели представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций:
Личностно-ценностные компетенции: готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.
Учебно-познавательные компетенции: владение рациональными приёмами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; наличие знаний компонентов литературного произведения; способность распознавать жанры произведений.
Информационно-коммуникативные компетенции: способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.
Компетентностный подход предполагает учет личностных особенностей обучающихся, коррекция развития. Данный процесс должен проходить путь восхождения от репродуктивного применения знаний к творческому развитию.
Сл8.
Критериями и показателями сформированности основ читательской компетентности младших школьников будут являться:
-мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;
-когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;
-деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.
Сл9.
Развитие субъекта УД происходит как в урочной и внеурочной деятельности так и во внеклассной.
Сл.10 Урок литературного чтения строится с учетом л-о бучения.
Сл11.12
Разработанные способы диагностики чтения младших школьников позволяют организовать процесс формирования компетентного читателя с учетом мотивационного, деятельностного и когнитивного критериев, характеризующих уровни сформированности основ читательской компетентности младших школьников.
Перспективы дальнейшей работы мы видим в решении вопросов формирования таких читательских компетенций младших школьников как: компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные и социальные, а также связанные с разработкой технологии преемственности между начальной и основной ступенью образования.
Для кого-то, возможно, наша модель станет практическим пособием, кому-то она покажется спорной или просто неприемлемой и подтолкнет к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги! Константин Паустовский, русский писатель (1892-1968).
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъектность процесса учения. Личностно-ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Актуальность Модель формирования читательской компетентности Необходимость более четкого представления процесса формирования читательской компететнтности в знаково-символическом виде. Социальный заказ: Федеральный государственный стандарт начального общего образования
ГИПОТЕЗА Модель формирования читательской компетентности с опорой на личностно ориентированное обучение позволит построить образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого оюучающегося, что предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ Формировать у учащихся систему знаний на основе актуализации их субъективного опыта. Оказать помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Содействовать в формировании положительной «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Формировать позитивные личные качества.
Принцип самоактуализации Принцип субъектности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия подходы Деятельностный Личностно-ориентированный Компетентностный образовательная деятельность концепция диалога, игровые,рефлексивные,педагогической поддержки, диагностические,создание ситуации выбора и успеха методы формы приёмы средства Учебно-познавательные Информационно-коммуникативные Л ичностно-ценностные
Критерии показателей сформированности читателькой компетентности
субъект
Личностно-ориентированного урок
Направления диагностирования Понимание прочитанного Понимание услышанного (аудирование) Выявление читательского интереса и уровня читательской самостоятельности Определение читательского кругозора
Диагностика по следующим критериям : познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление); мотивационная сфера учащихся; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости); личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Формирование читательской компетентности младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников. Работа по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....
«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...