РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
консультация по чтению (1 класс) на тему

В данном материале представлена гипотетическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников – определяющая процессуальное, организационное и методическое сопровождение формирования основ читательской компетентности путем изменения концептуальных аспектов, повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика, выработки педагогических условий, рефлексии и учета результативности читательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Сл1 Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, предполагают   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

Сл2

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет, в настоящее время, достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия педагогов для совершенствования навыков чтения школьников.

 Сл3.

 Необходимость перехода к личностно - ориентированному образованию связана с тем, что современное общество ставит перед нами задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной, самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Сл4.

 Создание модели обсуловлено  с одной стороны социальным заказом ФГОС НОО и с другой стороны необходимостью более четкого представления процесса формирования читательской компететнтности в знаково-символическом виде.

Сл 5. Гипотеза Данная модель формирования основ читательской компетентности младших школьников – это системное образование, определяющее процессуальное, организационное и методическое сопровождение формирования основ читательской компетентности путем изменения концептуальных аспектов, повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика, выработки педагогических условий, рефлексии и учета результативности читательской деятельности.

Сл6.  При построении модели мы учитываем, что нам необходимо решить следующие задачи.

Сл7.

Концепция модели раскрывает применение основных подходов личностно-ориентированного обучения существующих связей и отношений между различными явлениями в структуре читательской компетентности младших школьников. Указанные принципы дают возможность для продуктивного функционирования учебного процесса и педагогического творчества, служат практическому воплощению теории в практику обучения младших школьников чтению.

Деятельностный подход позволяет обновить содержание обучения чтению, сочетать традиционные и  новые образовательные технологии и формы работы, обеспечивает целенаправленное развитие каждого ученика. Личностно-ориентированный подход позволяет учителю создавать условия для формирования умений и навыков чтения, в результате чего образуется субъект - субъектное обучение.

Компетентностный подход в обучении чтению позволяет сформировать читательские компетенции и выделить в качестве значимого компонента ценностное отношение младших школьников к чтению.

Образовательная деятельность  определяет форму организации учебного процесса и раскрывает способность и возможность учителя применять определённые методы и средства для формирования основ читательской компетентности младших школьников через личностно-ориентированное обучение.

Компетентностная  часть модели представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций:

Личностно-ценностные компетенции: готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность  самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.

Учебно-познавательные компетенции: владение рациональными приёмами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; наличие знаний компонентов литературного произведения; способность распознавать жанры произведений.

Информационно-коммуникативные компетенции: способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.

Компетентностный подход предполагает учет личностных особенностей обучающихся, коррекция развития. Данный процесс должен проходить путь восхождения от репродуктивного применения  знаний к творческому развитию.

Сл8.

Критериями и показателями сформированности основ читательской компетентности младших школьников будут являться:

-мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;

-когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;

-деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Сл9.

Развитие субъекта УД происходит как в урочной  и внеурочной деятельности так и во внеклассной.

Сл.10 Урок литературного чтения строится с учетом л-о бучения.

Сл11.12

Разработанные способы диагностики чтения младших школьников позволяют организовать процесс формирования компетентного читателя с учетом мотивационного, деятельностного и когнитивного критериев, характеризующих  уровни сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

Перспективы дальнейшей работы мы видим в решении вопросов формирования таких читательских компетенций младших школьников как: компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные и социальные, а также  связанные с разработкой технологии  преемственности между начальной и основной ступенью образования.

Для кого-то, возможно, наша модель станет практическим пособием,  кому-то она покажется спорной  или просто неприемлемой и подтолкнет к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МБОУ Шиморская СОШ

Слайд 2

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги! Константин Паустовский, русский писатель (1892-1968).

Слайд 3

Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъектность процесса учения. Личностно-ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Слайд 4

Актуальность Модель формирования читательской компетентности Необходимость более четкого представления процесса формирования читательской компететнтности в знаково-символическом виде. Социальный заказ: Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Слайд 5

ГИПОТЕЗА Модель формирования читательской компетентности с опорой на личностно ориентированное обучение позволит построить образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого оюучающегося, что предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.

Слайд 6

ЗАДАЧИ Формировать у учащихся систему знаний на основе актуализации их субъективного опыта. Оказать помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Содействовать в формировании положительной «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Формировать позитивные личные качества.

Слайд 7

Принцип самоактуализации Принцип субъектности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия подходы Деятельностный Личностно-ориентированный Компетентностный образовательная деятельность концепция диалога, игровые,рефлексивные,педагогической поддержки, диагностические,создание ситуации выбора и успеха методы формы приёмы средства Учебно-познавательные Информационно-коммуникативные Л ичностно-ценностные

Слайд 8

Критерии показателей сформированности читателькой компетентности

Слайд 9

субъект

Слайд 10

Личностно-ориентированного урок

Слайд 11

Направления диагностирования Понимание прочитанного Понимание услышанного (аудирование) Выявление читательского интереса и уровня читательской самостоятельности Определение читательского кругозора

Слайд 12

Диагностика по следующим критериям : познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление); мотивационная сфера учащихся; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости); личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...