презентация "Жизнь и творчество М. Зощенко."
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
К уроку литературы в 3 классе представлена презентация "Жизнь и творчество М. Зощенко" и сценарий литературной викторины "М. Зощенко.Рассказы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_zhizni_i_tvorchestva_mihaila_zoschenko.rar | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
по произведениям
Михаила
Зощенко
ПРОЧИТАЙ:
1.Глупая история
2.Показательный ребёнок
3.Умная Тамара
4.Трусишка Вася
5.Самое главное
6.Загадочное происшествие
7.Любимое занятие
8.Кто ваши родители?
9. Смелый, да не очень
СЛАЙД 1 Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве М.М. Зощенко.
СЛАЙД 2 Михаил Михайлович Зощенко – известный русский писатель.Он родился больше 100 лет назад, в самом конце позапрошлого, Х1Х века (1895 г.) в городе Петербурге, в дворянской семье.
СЛАЙД 3-6 Отец был художником, а мать играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. В семье было 8 детей.
СЛАЙД 7 В 1913 г. сдаёт выпускные экзамены в гимназии и поступает в Санкт-Петербургский государственный университет на юридический факультет.
СЛАЙД 8 Он учился на юриста в Петербургском университете, но не закончил учебу, так как началась Первая мировая война (1914 г.)
СЛАЙД 9-10 Зощенко воевал в русской царской армии, был ранен, награжден четырьмя боевыми орденами.
СЛАЙД 11 В 1917 г. был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.
СЛАЙД 12 После революции, которая произошла в России в 1917 году, Зощенко вступил в Красную армию, служил в пограничных войсках.
СЛАЙД 13-14. Чтобы заработать на жизнь перепробовал множество разных профессий.
В начале 20-х годов Зощенко был сапожником, столяром, плотником, актером, инструктором по кролиководству и куроводству, служил в милиции, был секретарем суда, служил в уголовном розыске. Но всегда ему хотелось заниматься не военными и не уголовными делами, а литературой.
СЛАЙД 15 У него был прирожденный талант писателя. Причем писал он небольшие, но очень смешные рассказы. Первые его книжки быстро стали популярными, их покупали нарасхват, читали и смеялись.
СЛАЙД 16 Зощенко стал очень известным и всеми любимым писателем.
СЛАЙД 17-18 Литература всегда была для него на первом месте.
СЛАЙД 19 Михаил Зощенко был популярным писателем, но отношения с властью его всегда были сложными.
СЛАЙД 20 В 1939 году Зощенко награжден орденом Трудового красного знамени. А в 1946 году, после публикации его рассказа "Приключения обезьяны" в журнале "Звезда", выходит "Постанвление ЦК ВКП(б)", после которого начинается настоящая травля писателя. Его исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек.
СЛАЙД 21 Целых шесть лет с 1947 по 1953г. его не печатали и даже исключили из Союза писателей.
В 1953 году, после смерти Сталина, правительство поменялось и Зощенко восстановили в Союзе писателей. Вновь стали печатать и издавать его весёлые книжки.
СЛАЙД 22 В последние годы жизни он продолжил работать в журналах "Огонек" и "Крокодил" , где писал смешные фельетоны и рассказы. А детские рассказы он написал ещё в 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны, на которой он уже не воевал, так как у него было больное сердце.
СЛАЙД 23 Это рассказы о детях того времени. И из рассказов, несмотря на то, что они смешные, можно понять, что люди жили тогда гораздо хуже и труднее, чем сейчас.
СЛАЙД 24 Когда Михаил Михайлович писал свои юмористические рассказы для детей, он не думал о том, что над поступками непослушных мальчиков и девочек будут смеяться. Он просто хотел научить юных читателей быть храбрыми, сильными, добрыми и умными. Вот почему мы с вами и сегодня читаем эти замечательные рассказы.
СЛАЙД 25-26 Умер М.М.Зощенко в 1958 году в Ленинграде, ему было всего 63 года.
СЛАЙД 27 Вот такая сложная судьба у этого писателя.
- Итак, мы начинаем литературную викторину по рассказам Михаила Михайловича Зощенко.
Пояснительная записка.
Для проведения игры класс разбивается на несколько команд. Команды выбирают себе название, капитана. Победитель определяется по числу набранных очков. За верный ответ- 1 очко. Команда победитель получает грамоты.
1.Представление команд и жюри.
( Каждая команда называет себя и говорит девиз)
2. Конкурс «Разминка».
( Команды работают в группах, за каждый правильный ответ по 1 баллу).
- Составьте названия рассказов М.Зощенко. С помощью стрелок соедините начало фразы и его конец.
№ | Начало названия рассказа | Конец названия рассказа |
1. | Умная | история |
2. | Трусишка | ребёнок |
3. | Глупая | Тамара |
4. | Показательный | да не очень |
5. | Смелый | Вася |
6. | Любимое | происшествие |
7. | Загадочное | занятие |
Ответы к конкурсу № 2:
1.Глупая история
2.Показательный ребёнок
3.Умная Тамара
4.Трусишка Вася
5.Смелый да не очень
6.Загадочное происшествие
7.Любимое занятие
Команда №____________________________
2. Конкурс «Разминка».
- Составьте названия рассказов М.Зощенко. С помощью стрелок соедините начало фразы и его конец.
№ | Начало названия рассказа | Конец названия рассказа |
1. | Умная | история |
2. | Трусишка | ребёнок |
3. | Глупая | Тамара |
4. | Показательный | да не очень |
5. | Смелый | Вася |
6. | Любимое | происшествие |
7. | Загадочное | занятие |
_________________________________________________________________________
Команда №____________________________
2. Конкурс «Разминка».
- Составьте названия рассказов М.Зощенко. С помощью стрелок соедините начало фразы и его конец.
№ | Начало названия рассказа | Конец названия рассказа |
1. | Умная | история |
2. | Трусишка | ребёнок |
3. | Глупая | Тамара |
4. | Показательный | да не очень |
5. | Смелый | Вася |
6. | Любимое | происшествие |
7. | Загадочное | занятие |
3. Конкурс «Братья наши меньшие».
(Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)
-В этом конкурсе мы вспомним, какие животные есть в рассказах М.Зощенко и что они там делают.
- Как звали кошку из рассказа «Показательный ребенок», которая запрыгнула на шкаф? (Бубенчик)
- Каким образом Рыжая кошка в рассказе «Умная Тамара» влезла в чужую комнату? (через форточку)
- Какого цвета была лошадка, на которой поехал в лес трусливый Вася? (Черная)
- Почему собака в рассказе «Самое главное» покусала мальчика Васю? (потому, что он ударил ее палкой по голове.)
- Куда подевалась коза в рассказе «Загадочное происшествие»?
( она влезла на крышу.)
4. Конкурс «Конкурс капитанов».
( Капитаны работают самостоятельно, без помощи команды, за каждый правильный ответ по 1 баллу).
- У нас был конкурс про животных. А теперь конкурс про ребят. Надо ответить, что делали дети, герои рассказов Зощенко, с этими животными, как они с ними обращались. Здесь тоже все перепутано, надо стрелочками показать, кто что делал на самом деле.
Умная Тамара | бьёт собаку палкой |
Трусишка Вася | кормит кошечку молоком |
Мальчик Минька | бьёт лошадь прутом |
Андрюша Рыженький | кормит козу капустой |
Ответы к конкурсу № 2:
Умная Тамара- кормит кошечку молоком
Трусишка Вася- бьёт лошадь прутом
Мальчик Минька- кормит козу капустой
Андрюша Рыженький- бьёт собаку палкой
Команда №____________________________
4. Конкурс «Конкурс капитанов».
Здесь тоже все перепутано, надо стрелочками показать, кто что делал на самом деле.
Умная Тамара | бьёт собаку палкой |
Трусишка Вася | кормит кошечку молоком |
Мальчик Минька | бьёт лошадь прутом |
Андрюша Рыженький | кормит козу капустой |
__________________________________________________________________________
Команда №____________________________
4. Конкурс «Конкурс капитанов».
Здесь тоже все перепутано, надо стрелочками показать, кто что делал на самом деле.
Умная Тамара | бьёт собаку палкой |
Трусишка Вася | кормит кошечку молоком |
Мальчик Минька | бьёт лошадь прутом |
Андрюша Рыженький | кормит козу капустой |
5. Конкурс «Кто дальше?»
(Для конкурса нужны две пары широких штанов). (Представители каждой команды надевают штаны, как в рассказе, и пробуют сделать несколько шагов, а если смогут, то и пройтись или даже пробежать. Побеждает тот, кто сделает больше шагов и не упадёт. 1 балл)
В рассказе «Глупая история» маленький мальчик Петя после того, как мама его одела, не мог ни ходить, ни стоять, а все время падал.
Послушайте отрывок из этого рассказа.
Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.
Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его
одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя
вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки.
Но от опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около
кроватки. Но ребёнок снова упал.
Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
- Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он
на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
- Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может
быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает.
Папа говорит:
- Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Кстати, вы помните, почему он падал?
Ответ: у него обе ноги попали в одну штанину.
-Вот мы сейчас и попробуем, можно ли ходить, если обе ноги в одной штанине. Мальчики выходят по двое из разных команд, надевают штаны, как в рассказе, и пробуют сделать несколько шагов, а если смогут, то и пройтись или даже пробежать.
- Конкурс «Кроссворд +»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Кроссворд:
- Если правильно ответить на все вопросы кроссворда, то по вертикали в тёмных клеточках появятся имя и фамилия известного детского писателя Михаила Зощенко.
1. За какой продукт Стрелочник в рассказе «Загадочное происшествие» обменял козу?
2. Что кладут в карман детям Америки, чтобы они не потерялись?
3. Какая профессия у папы Оли в рассказе « Кто ваши родители?»
4. Как ласково называет автор героя Васю в своих рассказах?
5. Что носил на ногах племянник Стрелочника Минька?
6. На каком животном любил кататься Трусишка Вася?
7. Что же является Самым Главным в рассказе «Самое главное»?
8. Как звали главного героя в рассказе «Глупая история»?
9. Как обращался следователь к людям в рассказе «Загадочное происшествие»?
10.Как звали друга Коли, который узнал причину падения в рассказе «Глупая история»?
11.Что вор украл из сарая в рассказе «Загадочное происшествие» ?
12.Кем работал отец Трусишки Васи?
13.Как выглядел след козы в рассказе «Загадочное происшествие» ?
Кроссворд:
- Если правильно ответить на все вопросы кроссворда, то по вертикали в тёмных клеточках появятся имя и фамилия известного детского писателя Михаила Зощенко.
1. За какой продукт Стрелочник в рассказе «Загадочное происшествие» обменял козу? (мука)
2. Что кладут в карман детям Америки, чтобы они не потерялись? (письмо)
3. Какая профессия у папы Оли в рассказе « Кто ваши родители?» (парикмахер)
4. Как ласково называет автор героя Васю в своих рассказах? (Васютка)
5. Что носил на ногах племянник Стрелочника Минька? (сандали)
6. На каком животном любил кататься Трусишка Вася? (лошадь)
7. Что же является Самым Главным в рассказе «Самое главное»? (знания)
8. Как звали главного героя в рассказе «Глупая история»? (Коля)
9. Как обращался следователь к людям в рассказе «Загадочное происшествие»?
(товарищи)
10.Как звали друга Коли, который узнал причину падения в рассказе «Глупая история»? (Петя)
11.Что вор украл из сарая в рассказе «Загадочное происшествие» ? (валенки)
12.Кем работал отец Трусишки Васи? (кузнец)
13.Как выглядел след козы в рассказе «Загадочное происшествие» ? (точка)
7. Конкурс «Викторина»
( Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Но! Надо прослушать вопрос и три варианта ответа и только потом отвечать!).
1.Кто первым догадался, почему падает мальчик Петя?
а) мама б) доктор-профессор в) соседский мальчик Коля
2.Кто сказал про мальчика Павлика: «Это боевой, показательный мальчик»?
а) почтальон б) милиционер в) бабушка
3. Что подарил умной Тамаре инженер, вернувшийся с юга?
а) три конфетки б) 5 яблок в) 10 мандарин
4. Кто и чем хлестал Васю по спине, когда он ехал на телеге?
а) лошадь своим хвостом
б) отец своим ремнем
в) ветка, попавшая в колесо
- Как Андрюша Рыженький был храбрым?
а) вышел во двор к мальчишкам
б) вышел в интернет
в) вышел из класса
6. Как Андрюша был умным?
а) выучил стихотворение
б) отгадал кроссворд
в) сел в лодку и поплыл спасать друга
7.Где стрелочник Фролов держал свою козу?
а) в сарае б) в гараже в) в доме
- Что украли в сарае, где была коза?
а) валенки б) сапоги в) шубу
- Кем были папы девочек Кати и Оли из рассказа «Кто ваши родители»?
а) директором и дворником
б) инженером и парикмахером
в) шофером и летчиком
10. Какое любимое занятие было у мальчика Павлика?
а) стирать б) убирать в) шить
11. Чего не хватило мальчику Коле, чтобы уступить место в трамвае старичку?
а ) воспитания б) жалости в) смелости
- Куда падал следователь дядя Володя, когда слышал громкий звук?
а ) в яму
б) в пропасть
в) в обморок
13. Какой адрес назвал Павлик милиционеру?
а ) Фонтанка, 8 б) Якиманка, 9 в) Мамайка, 10
- Чем мальчик Минька накормил козу?
а) сеном б) капустным листом в) семечками
- Сколько лет было мальчику Пете, который не умел сам одеваться?
а ) 1 год б) 4 года в) 15 лет
- Кто учил мальчика Андрюшу быть храбрым, сильным и умным?
а ) учительница б) папа в) мама
- Как расследовали пропажу козы?
а) искали следы б) искали вора в) искали свидетелей
8. Конкурс «Пантомима»
- В рассказе «Любимое занятие» дети отвечали на вопрос учительницы, что их любимые занятия – шахматы, шашки, собирание марок. А мальчик Павлик стеснялся признаться, что он любит… шить. Он сказал об этом своей учительнице… на ушко.
В нашем классе тоже у всех ребят есть свои любимые занятия - кто любит играть в футбол, кто – на скрипке... Но может, и мы чего-то не знаем друг про друга?
- Давайте сейчас поиграем в такую игру. От каждой команды выходит один человек и сообщает мне по секрету, на ухо, какое у него любимое занятие. Затем он показывает это занятие жестами. А все остальные должны угадать, что он мне сказал.
9. Конкурс «Профессиональный»
- Этот конкурс мы посвятим профессиям.
1 этап. Теория. Какие профессии вы знаете? Давайте будем называть их по очереди – кто больше назовет. Кто окажется последним – побеждает.
2 этап. Практика. Папа девочки Оли из рассказа «Кто ваши родители?» был парикмахером. Сейчас и мы поиграем в эту профессию.
Каждая команда на своих местах выбирает, кого будет причесывать, и коллективно делает прическу. Потом все «причесанные» выходят к доске, а родители выбирают лучшую прическу.
10. Конкурс « Имена»
- В этом конкурсе мы повторим имена героев рассказов Зощенко.
Итак:
- Как звали умную девочку, которая первой заметила, что в закрытой комнате мяукает кошка? (Тамара)
- Как звали трусливого мальчика, которого отстегала ветка, зацепившаяся за колесо? (Вася)
- Как звали мальчика, который боялся дворовых мальчишек? (Андрюша Рыженький)
- Как звали мальчика, который любил шить? (Павлик)
- Как звали двух девочек, которые пришли в гости к писателю и разговаривали с ним о своих папах? (Катя и Оля)
- Как звали племянника стрелочника Фролова, который потерял козу?
(Минька)
- Как звали мальчика, который все время падал? (Петя)
- Как звали следователя, который падал в обморок? (Дядя Володя)
- Как звали мальчика, который в трамвае не уступил место старику? (Коля)
- А как звали писателя Зощенко, написавшего про всех этих героев?
(Михаил Михайлович)
11. Конкурс « Умные фразы»
- Я буду читать одно поучительное предложение, а вы должны вспомнить, из какого рассказа эта цитата.
- «Мало быть храбрым, умным и сильным. Этого мало. Надо еще иметь знания».
(«Самое главное»)
- «Кто любит какое-нибудь занятие, но занимается в грязи, тот не добьется хороших результатов». («Любимое занятие»)
- «Плохих профессий не бывает. А бывают плохие и хорошие работники».
(«Кто ваши родители»)
- «Ну что, трусишка, испугался? Фу, как стыдно быть трусом».
(«Трусишка Вася»)
12. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Жизнь и творчество М.М. Зощенко
В презентации рассказывается о жизни и творчестве М.М.Зощенко. А также рассказывается о его рассказе "Золотые слова"...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
Конспект внеклассного мероприятия "Творчество М.М. Зощенко. Инсценировка рассказа "На ёлке"
Знакомство с творчеством М. Зощенко. Более полное погружение в жизнь героев его произведения....