Статья: "Формирование беглости чтения"
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем одной из которых является поиск путей и условий для выработки основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения. В связи с этим целью моего исследования являлось определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить закономерности формирования процесса чтения.
2. Определить виды работ, способствующие успешному формированию навыка чтения учащихся начальной школы.
3. Создать комплекс тренировочных упражнений для корректировки и совершенствования навыка чтения.
Если в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого чтения, то формирование навыка чтения будет эффективным. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Полноценный навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона и смысловая. Техническая сторона чтения - это способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения – это выразительность и понимание прочитанного текста.
Исследования показали, что при быстром чтении внимание направлено не на процесс чтения, а на восприятие содержания прочитанного. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Одна из основных задач программы специальной (коррекционной) школы – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Уроки чтения в данной школе кроме общих задач выполняют функцию коррекции недостатков. Исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, Процесс формирования качества чтения у детей с отклонениями в развитии достаточно своеобразен. У школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у детей с отклонениями в развитии ограниченное. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью. Эффективность обучения школьника всем предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Обучение чтению детей с ограниченными возможностями здоровья требует использования дополнительных упражнений и приёмов для развития навыков чтения и интереса к предмету Для выработки беглого и правильного чтения у учащихся я использовала в работе следующие рекомендации В.Н. Зайцева:
1.Лучше читать поменьше, но чаще.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном
3. Режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.
4.Ежеурочные пятиминутки чтения.
5.Чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
На начальном этапе формирования техники чтения систематически провожу работу по следующим направлениям:
1. Развитие артикуляционного аппарата и фонетического слуха.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Совершенствование чтения целыми словами.
Для развития артикуляционного аппарата и фонематического слуха была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения. Рассмотрим их:
∙ Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
∙ Звукоподражание
∙ Чтение чистоговорок
∙ Чтение ряда согласных
∙ Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова.
∙ Скороговорки. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.
∙ Чтение слогов и слов, составленных из разрезной азбуки
∙ Чтение слоговых пирамидок
∙ Рассыпанные буквы.
∙ Чтение за диктором
∙ Чтение в парах и группах
∙ Многократное чтение
∙ Зрительные и слуховые диктанты.
∙ Дидактические игры: « Разведчики», «Фотограф» « Фотоглаз» Совершенствование внимания.
∙ Игры: «Кто лишний», «Зеркало», «Прятки», «Распутай буквы», «Загадочная картина» Развитие оперативного поля. Начинать надо с гимнастики глаз. Ее введение возможно и раньше, при обучении грамоте. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей приемы, помогающие расширить угол зрения.
∙ Чтение первого и последнего слогов на строке, в первом абзаце найти слово, которое начинается с определённой буквы
∙ Использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их.
∙ Бросок – засечка. Заключается оно в следующем. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами место в тексте, где они остановились.
∙ Развитие антиципации (умение угадывать последующий текст). Упражнения: «Угадай слово», «Угадай пословицу», «Составь предложение». Игра «Юный поэт», «Решёточка»
∙ Чтение с линейкой.
∙ Чтение «разорванного текста».
Успех выработки автоматизированного навыка чтения зависит от систематического использования данных упражнений на уроках чтения. Важно творчески использовать различные приёмы и упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Процесс обучения чтению постоянно сопровождается контролем. Проверка знаний выявляет как наличие, так и качество усвоения знаний, отражает рост и развитие ребёнка, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить.
Осуществляемое сравнение результатов, является достаточно надёжным индикатором успешности обучения, диагностики роста техники чтения, как показателя формирования беглости чтения. Исходя из теоретических предпосылок, опыта работы и результатов мониторинга можно с уверенностью утверждать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья развитие полноценного навыка чтения будет эффективным, если на уроках чтения в системе проводить упражнения, способствующие формированию беглости чтения. В заключение хочется сказать, что научить ребенка бегло читать - одна из основных задач обучения в начальных классах. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием беглости чтения.
Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-254458-1476547624.jpg)
Упражнения формирующие беглость чтения.
Упражнения формирующие беглость чтения. Предлагаю упражнения для специального коррекционного класса VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья 2-4 класс, имеющих...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-729664-1452867837.jpg)
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость....
Упражнения для развитии беглости чтения.
Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл сво...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-288692-1378121591.jpg)
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»
Умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Наша задача, как учителей начальных классов, созд...