Статья: "Формирование беглости чтения"
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем одной из которых является поиск путей и условий для выработки основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения. В связи с этим целью моего исследования являлось определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить закономерности формирования процесса чтения.
2. Определить виды работ, способствующие успешному формированию навыка чтения учащихся начальной школы.
3. Создать комплекс тренировочных упражнений для корректировки и совершенствования навыка чтения.
Если в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого чтения, то формирование навыка чтения будет эффективным. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Полноценный навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона и смысловая. Техническая сторона чтения - это способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения – это выразительность и понимание прочитанного текста.
Исследования показали, что при быстром чтении внимание направлено не на процесс чтения, а на восприятие содержания прочитанного. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Одна из основных задач программы специальной (коррекционной) школы – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Уроки чтения в данной школе кроме общих задач выполняют функцию коррекции недостатков. Исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, Процесс формирования качества чтения у детей с отклонениями в развитии достаточно своеобразен. У школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у детей с отклонениями в развитии ограниченное. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью. Эффективность обучения школьника всем предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Обучение чтению детей с ограниченными возможностями здоровья требует использования дополнительных упражнений и приёмов для развития навыков чтения и интереса к предмету Для выработки беглого и правильного чтения у учащихся я использовала в работе следующие рекомендации В.Н. Зайцева:
1.Лучше читать поменьше, но чаще.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном
3. Режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.
4.Ежеурочные пятиминутки чтения.
5.Чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
На начальном этапе формирования техники чтения систематически провожу работу по следующим направлениям:
1. Развитие артикуляционного аппарата и фонетического слуха.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Совершенствование чтения целыми словами.
Для развития артикуляционного аппарата и фонематического слуха была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения. Рассмотрим их:
∙ Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
∙ Звукоподражание
∙ Чтение чистоговорок
∙ Чтение ряда согласных
∙ Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова.
∙ Скороговорки. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.
∙ Чтение слогов и слов, составленных из разрезной азбуки
∙ Чтение слоговых пирамидок
∙ Рассыпанные буквы.
∙ Чтение за диктором
∙ Чтение в парах и группах
∙ Многократное чтение
∙ Зрительные и слуховые диктанты.
∙ Дидактические игры: « Разведчики», «Фотограф» « Фотоглаз» Совершенствование внимания.
∙ Игры: «Кто лишний», «Зеркало», «Прятки», «Распутай буквы», «Загадочная картина» Развитие оперативного поля. Начинать надо с гимнастики глаз. Ее введение возможно и раньше, при обучении грамоте. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей приемы, помогающие расширить угол зрения.
∙ Чтение первого и последнего слогов на строке, в первом абзаце найти слово, которое начинается с определённой буквы
∙ Использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их.
∙ Бросок – засечка. Заключается оно в следующем. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами место в тексте, где они остановились.
∙ Развитие антиципации (умение угадывать последующий текст). Упражнения: «Угадай слово», «Угадай пословицу», «Составь предложение». Игра «Юный поэт», «Решёточка»
∙ Чтение с линейкой.
∙ Чтение «разорванного текста».
Успех выработки автоматизированного навыка чтения зависит от систематического использования данных упражнений на уроках чтения. Важно творчески использовать различные приёмы и упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Процесс обучения чтению постоянно сопровождается контролем. Проверка знаний выявляет как наличие, так и качество усвоения знаний, отражает рост и развитие ребёнка, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить.
Осуществляемое сравнение результатов, является достаточно надёжным индикатором успешности обучения, диагностики роста техники чтения, как показателя формирования беглости чтения. Исходя из теоретических предпосылок, опыта работы и результатов мониторинга можно с уверенностью утверждать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья развитие полноценного навыка чтения будет эффективным, если на уроках чтения в системе проводить упражнения, способствующие формированию беглости чтения. В заключение хочется сказать, что научить ребенка бегло читать - одна из основных задач обучения в начальных классах. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием беглости чтения.
Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....
Доклад на тему «Развитие беглости чтения в начальной школе»
Работа над техникой чтения....
Упражнения формирующие беглость чтения.
Упражнения формирующие беглость чтения. Предлагаю упражнения для специального коррекционного класса VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья 2-4 класс, имеющих...
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость....
Упражнения для развитии беглости чтения.
Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл сво...
Упражнения для беглости чтения
Памятка "Как читать про себя"...
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»
Умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Наша задача, как учителей начальных классов, созд...