урок -проект " Веселый алфавит"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Анцифрова Светлана Николаевна

Развитие интереса к изучению русского языка,знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_alfavit.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект «Веселый алфавит»

Главная цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

Задачи урока:

создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания;

повторение раннее изученных букв;

воспитание ответственности и коллективизма;

развитие приобретенных навыков.

Продолжительность (планируемая по проекту в целом): в течение всего времени, пока изучаются буквы

Организация деятельности: индивидуальная и групповая

Итог, результат урока для детей:  в результате работы были созданы индивидуальные и групповые эскизы букв,  дети научились распределять слова в алфавитном порядке, находить нужные слова, пользуясь словарем, работать в группе.

Ход урока

1.Орг. момент.

Давайте начнем наш урок!

 Раз, два, три-

 Слушай и смотри!

 Три, два, раз-

 Мы начнем сейчас!

2. Повторение пройденного материала.

Игра "Угадай букву"

Учитель выставляет на наборном полотне 4-6 букв. По сигналу дети хором называют буквы. Дальше работа осуществляется в парах: один из учеников "печатает" букву (одну из тех, что выставлены на наборном полотне) на спине товарища пальцем, а тот должен догадаться какую. Потом меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не будут повторены все буквы из наборного полотна. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Игра "Пишем и печатаем"

Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатными, а другой - одноименные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечаются пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

3. Знакомство с понятием "алфавит".

Вчера вы закончили свою первую книгу, которая называется Букварь. Мы изучали их постепенно, не торопясь. А сколько букв мы изучили? (33) Кто знает, как называется набор букв русского языка в определенном порядке? (алфавит или азбука). Давайте посмотрим в нашем Толковом словаре, что означают эти слова. (Работа со словарем.)

Алфавит - стандартный порядок букв. Азбука - совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке.

Давайте, вспомним, как появились буквы. В стародавние времена люди писали не буквами, а картинками. Например, египтяне составляли целые послания в картинках. Потом их заменили значками. Наши буквы - тоже картинки, только до неузнаваемости измененные.

Буква А, например, похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии называется алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бед. Алефбед- это название состоит как бы из двух первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий из языка в язык слово алефбет все время изменялось и дошло до нас как алфавит. Родина этого слова Древняя Греция. Азбука. А это слово родилось в России . Азбука - переведенное на русский язык слово алфавит. По - древнерусски первая буква алфавита называется аз, вторая - буки. Вот и получилась аз-буки, или азбука .А слово букварь означает собрание букв, равно как словарь-собрание слов. Азбука, конечно, не сама к нам пришла. Тому что она появилась на Руси, мы обязаны двум болгарским монахам. Двум братьям - Кириллу и Мефодию. Они были учеными людьми, философами. Именно они составили русскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор.

Как вы думаете, зачем надо знать алфавит?

Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)

4. Знакомство с Азбуками разных писателей.

Ребята, многие детские поэты написали веселые стихи, помогающие детям запомнить порядок букв в алфавите.

У поэтессы И.Токмаковой есть стихотворение, посвященное городу Букваринску, в котором живут люди разных профессий, в том числе и редких   (комментарии к ним читаются после стихотворения)

Был на речке на Чернильной

 Город маленький, непыльный,

 С незапамятных времен

 Букваринском звался он.

 Там, не ведая невзгод,

 Очень славный жил народ:

 Хлебосольный,

 Незлобивый,

 Дружный

 И трудолюбивый.

 А- аптекарь,

 Б - бочар,

 В - валяльщик,

 Г - гончар,

 Д - дробильщик здоровенный,

 Е - ефрейтор, он военный,

 Ж - жестянщик-простачок,

 З - закройщик-старичок,

 И - историк бородатый,

 К - красильщик франтоватый,

 Л - лудильщик,

 М - маляр,

 Н - носильщик,

 О - овчар,

 П - писатель,

 Р - радист,

 С - сапожник,

 Т - турист,

 У - бесстрашный укротитель,

 Ф - чудак фотолюбитель,

 Х - художник-баталист,

 Ц - известный цимбалист,

 Ч - чудесный часовщик,

 Ш - шофер, большой шутник,

 Щ - щенок его Букетик,

 Э - электрик-энергетик,

 Ю - юрист,

 Я - а дальше:

 - это я, мои друзья!

В стихотворении встречаются названия редких профессий:

Валяльщик - мастер, валяющий валенки. Гончар - изготавливает глиняную посуду. Дробильщик - мастер, работающий на дробильной машине, которая разбивает камни на мелкие куски. Ефрейтор - второе в порядке старшинства воинское звание после рядового. Жестянщик- мастер по изготовлению изделий из жести - очень тонкой листовой стали. Закройщик - раскраивает ткань для пошива одежды. Франтоватый - человек, любящий наряжаться. Лудильщик - тот, кто покрывает предметы тонким слоем олова - полудой, чтобы предохранить металлические предметы от окисления. Овчар - работник, ухаживающий за овцами. Радист - специалист по приему и передаче сообщений по радио. Художник-баталист - изображает битвы, сражения. Цимбалист - играет на цимбалах, представляющих собой деревянный ящик со струнами, по которым бьют деревянными молоточками.

Каких букв нет в стихотворении? Почему?

Одна из самых популярных необычных азбук - это веселая азбука поэта С.Я. Маршака "Про все на свете" Азбука состоит из двустиший, посвященных буквам алфавита. Особенность двустиший заключается в том, что каждая строчка в них начинается с одной той же буквы.

Чтение детьми отрывка из азбуки С. Маршака (написано на доске).

Воробей просил ворону

 Вызвать волка к телефону.

 Ель на ёжика похожа:

 Ёж в иголках, ёлка - тоже:

Есть еще много таких веселых азбук в стихах. Вы можете дома найти книги с этими стихотворениями и рассказать нам о них на следующем уроке.

5. Домашнее задание  - изготовление эскизов любимых букв.

Итог, выводы для учителя:

Данная работа помогает прочному и осознанному запоминанию букв. Вызывает живой интерес к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселый алфавит

Цель- обучить графемному и фонемному образу английского алфавитав игровой форме....

"Веселый алфавит"

Материал для знакомства с буквами для будущих первоклассников...

Обучающий проект для 1 класса «Веселый алфавит»

Основы проектной деятельности, как внеурочная деятельность проводится уже в 1-м классе. Как результат можно использовать данный проект. (данный проект можно реализовывать с октября месяца, при изучени...

Обучающий проект для 1 класса «Веселый алфавит»

Данный материал поможет учителю начальных классов, учителю-логопеду в обучении детей звукам и буквам в 1 классе. Применены разные формы работы при ознакомлении и закреплении материала урока...

Презентация "Веселый алфавит".

Изучение букв.Игровые уроки....

Презентация "Веселый алфавит" 1 класс

в презентации представлены буквы для первоклашек...