Прощай, Азбука!
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фёдорова Наталия Анатольевна

Обобщающий урок по обучению грамоте в 1 классе проходит в форме праздника, в ходе которого дети рассказывают и показывают подготовленные презентации "Живая буква"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_azbuka.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя школа № 4»

г. Рославль, Смоленская область

Обучение грамоте,  урок-праздник

Прощай, Азбука!

Учитель начальных классов

 Фёдорова  Наталия Анатольевна

Цели урока:  формировать потребность в получении знаний;

закрепить полученные знания о буквах и звуках; развивать речевые умения, творческие способности, воображение;

учить решать ребусы и отгадывать загадки;

развивать память, внимание, речь, мышление и

наблюдательность младших школьников;

работать над сплочением детского коллектива;

прививать общепринятые нормы поведения

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Формы и методы обучения: групповая, работа в парах, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: «Прощай, Азбука! Спасибо тебе!»

«Азбука – к мудрости ступенька»

выставка рисунков, красочных книг

загадки с рисунками-отгадками

карточки со словами, ребусы

буквы, жетоны в виде буквы А

для конкурсов: полоски бумаги,  буквы, вода, ножницы,

  1. Организационный момент

*песня «Теперь мы первоклашки»

Учитель. Здравствуйте.

Дети. Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуйте, мои друзья.

Учитель. Всех вас видеть рада я.  Мы рады приветствовать в нашем светлом уютном классе всех гостей.

  1. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Шесть месяцев назад вы, первоклашки,  переступили порог нашей школы, школы №4.  А сегодня мы прощаемся с первой учебной книгой, которая научила нас читать и писать. На уроке нам необходимо доказать, что мы прекрасно знаем буквы, умеем читать и писать, умеем дружить и работать в парах и группах.

Ученик 1.Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Той, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчала, но учила трудиться.

Ученик 2. Вначале она буквы свои показала,

Теперь мы читаем страницы!

  1. Повторяем то, что знаем

Учитель:  А с чего же начинается наш путь к знаниям? Конечно же с азбуки! Недаром говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». А появилась «Азбука» более 400 лет назад. Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б. В старину эти буквы назывались аз и буки. Отсюда и пословица: Аз да буки, а там и науки (где буквы, там и наука, много нового, интересного).

Ученик 3. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Учитель: Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышим …(звуки)

Ученик 4. Звуки эти разные – гласные, согласные.

Ученик 5. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу – звать и аукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик 6. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ученик 7. Ссс… змеиный слышен свист.

Ученик 8. Шшш … шуршит опавший лист.

Ученик 9. Жжж … шмели в саду жужжат.

Ученик 10.  Ррр … моторы тарахтят.

Ученик 11.   Дружат гласная с согласной.

Составляют вместе …слог.

Ма – и – ма, а вместе  … мама

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом –

Получаются … слова.

Ты – и  - ква, а вместе …тыква,

Со – и – ва, всего …сова.

Соединили мы два слова

И предложение готово.

Дождь идёт. Гремит гроза. Улетела стрекоза.

Ученик 12.  Ми – ла мы – ла ру – ки мы – лом.

Ма – ма ка – шу ва – рит нам.

Чтоб скорей и легче было,

Всё читайте по слогам.

Ученик 13.  Мы знаем буквы, знаем слоги.

Ученик 14.  Умеем говорить, считать…

Ученик 15.  И постепенно, понемногу

Все: Мы научились все читать!

Ученик 16. Сегодня мы говорим Азбуке -  спасибо.

Она научила нас читать.

Её никак нельзя не знать.

Её изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Ученик 17. Я с этой книгой в первый раз

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Учитель. Почти 6 месяцев назад вы стали первоклассниками. Кто-то уже умел читать, а кто-то знал всего несколько буковок. А сегодня все буквы азбуки изучены.  И перед нами

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё  …   алфавит.

А: Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Б:Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

В: Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено.

Г: Гриб растёт среди дорожки

Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка - тоже.

Ж: Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

З: Звёзды видели мы днём

За рекою над Кремлём.

И: Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

М: Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёда, много пчёл.

Н: Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он – осёл!

П: Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Р: Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живёт под печкой,

То-то тёплое местечко!

У: Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Ф: Флот плывёт к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорёк –

Хищный маленький зверёк.

Ц: Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для вас.

Ш: Школьник, школьник, ты силач,

Шар земной несёшь как мяч.

Щ: Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

Ю: Юнга – будущий матрос,

Южных рыбок он привёз.

Я: Ягод нет кислее клюквы.

ВСЕ: Я на память знаю буквы.

 (С. Маршак. Про всё на свете)

Учитель: Прозвучали в вашем исполнении стихи Самуила Яковлевича Маршака. В них он замечательно рассказал нам о буквах русского алфавита. К заключительному уроку по нашей первой книге вы все сегодня подготовили свои короткие рассказы о какой-либо букве. Вам слово.

Презентация проектов «Живая азбука»

* песня «Буква А»

Учитель.     Что случилось? Что случилось?

Ученица.  Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко.

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

Поломало хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого! (Юлиан Тувим. Азбука.)

Учитель.  Ученики 1 А класса, внимание! Начинается серьёзное испытание! Необходимо доказать, что вы все прекрасно знаете буквы, умеете читать и писать. Сделаем мы это в виде небольшого соревнования

1 конкурс.  Вылечить больные буквы из стихотворения Ю.Тувима «Азбука»  Из прямоугольника вырезать букву и наклеить с помощью воды на доску.  

(М, Ж, У, С, - по  4 ученика)

2 конкурс.  Подбери слова. Аукцион.

 Назовите слова, которые начинаются на К и заканчиваются Т (кот, кит,  квант, корт, карт, куст, квартет, канат, капот, компот, курорт и т.д.)

3 конкурс.  Ребусы

4 конкурс.  Кто быстрее составит слова

Из букв составить слова: МАМА, ШКОЛА, КНИГА

  1. Игра? Игра! (Физминутка)

Ученик.  Вы приказали -  стали мы.

Но мы уже чуть-чуть устали…

Немножко можно поиграть?

Учитель.  Ну что ж, немножко – можно.

Согласна даже вам помочь:

Я поиграть сама не прочь.

В игре можно стать пожарником, космонавтом, охотником… А можно стать эхом, ребята? ( Ответ) А как?

Скажите, пожалуйста, как отвечает эхо на вопросы? Вот, например, я спрошу в лесу или в горах, где есть эхо: «Сколько времени сейчас?» - что оно мне ответит? Правильно: «Час! Час!» А может ли, например, эхо ответить: «Сейчас одиннадцать часов пятнадцать минут»?  Конечно, нет. Итак, я думаю, правила в ЭХО вам понятны. Начинаем играть? Только попрошу вас сопровождать свои дружные ответы такими же дружными хлопками в ладоши.

Собирайся, детвора! (-ра, -ра!)

Начинается игра!  (-ра, -ра!)

Да ладошек не жалей! (-лей, -лей!)

Бей в ладоши веселей! (-лей, -лей!)

Сколько времени сейчас? (-час, -час!)

Сколько будет через час? (-час, -час!)

И неправда, будет два! (-два, -два!)

Думай, думай, голова! (-ва, -ва!)

Как в селе поёт петух? ( -ух, -ух!)

Да не филин, а петух?! (-ух, -ух!)

Вы уверены, что так? (Так! Так!)

А на самом деле как? (Как? Как?)  *за неправильный ответ – штрафное очко 

Сколько будет дважды два?   (Два!  Два!)

Ходит кругом голова!..  (-ва, -ва!)

Это ухо или нос?  (Нос! Нос!)   *ведущий держится за ухо

Или, может, сена воз? (Воз! Воз!)

Это локоть или глаз?  (Глаз! Глаз!)  *показать на локоть

А вот это что у нас?  (Нас! Нас!) *показать на нос  

Вы хорошие всегда?  (-да, -да!)

Или только иногда?   (-да, -да!)

Не устали отвечать? (-чать, -чать!)

Разрешаю помолчать.  Нина Пикулева

Скороговорки для тех, кто  ответил неправильно

  1. У киски в миске сливки скисли.
  2. Катает кот моток, паук паутинку ткёт.
  3. Паук под потолком, платок под колпаком.
  4. Около кола колокола.
  5. Белые бараны били в барабаны.

   

  1. Загадаю вам загадку. (Чтение и отгадывание загадок)

Учитель.  Однажды буквы устроили игру. Стали друг друга заменять. Некоторые заблудились. Хотите узнать, что из этого вышло?

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

  • На виду у детворы крысу красят маляры. (Крышу)
  • Посмотрите-ка, ребятки: раки выросли на грядке. (Маки)
  • Говорят один рыбак в речке выловил башмак.
  •  Но зато ему потом на крючке попался дом! (Сом)
  • Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей)
  • Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне)
  • Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (Дочками)
  • Жучка будку не доела: неохота. Надоела. (Булку)
  • Миша дров не напилил, печку кепками топил. (Щепками).
  • Сели в ложку и – айда! – по реке – туда-сюда. (Лодку)
  • На болоте нет дорог. Я по кошкам – скок да скок! (Кочкам)
  • Забодал меня котёл, на него я очень зол! ( Козёл)

5 конкурс. Загадки

Учитель. За окном ярко светит солнышко. Пройдёт немного времени и появятся первые цветы. А в нашем классе они уже появились. Только  ещё не распустились. Если вы прочитаете на лепестках загадку и правильно отгадаете её,  то мы сможем полюбоваться красотой этих цветов. Работайте парами, обязательно посовещайтесь друг с другом.

1. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)

2. Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.  (Резинка)

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

  1. В воде купался, сухим остался. (Гусь)
  2. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, кур крадёт. (Лиса)

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток – ни одной. (Ёж)

  1. Сроду он не ест, не пьёт. Песни звонкие поёт.

А с урока на урок подаёт свой голосок.(Звонок)

  1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

А как только встанут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Не птица, а с крыльями, над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

  1. Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
  2. Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу. (Книга)

  1. Приглашение в библиотеку

Учитель.  Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай. (Библиотека)

Учитель.  У нас в гостях хозяйка школьной библиотеки Захарова А. Ю.

*выступление библиотекаря

VII.  Подведение итогов урока. Релаксация.

Учитель.  Дети, мы закончили изучать свою первую учебную книгу – азбуку и сегодня прощаемся с ней как с добрым и умным другом, который помог вам многое узнать. Впереди нас ждут новые книги и новые уроки.

Чем вам заполнился этот урок?  Ответы детей

*Детям вручаются дипломы об окончании азбуки.    

*Звучит в исполнении детей песня «Азбука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....