Подснежник
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
В разработке интегрированного урока раскрываются методические особенности литературного чтения стихотворений о весне, первоцветах, рассматриваются нетрадиционные приёмы рисования акварелью первоцветов. Автор показывает, как умелое интегрирование уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки совершенствует навыки чтения, приобщает к творчеству великих русских художников и композиторов, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok._podsnezhnik.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДСНЕЖНИК.
Варданян Мариа Араики, МБОУ ООШ № 12, учитель начальных классов, республика Адыгея, Кошехабльский район.
Предмет (направленность): интегрированный урок: литературное чтение и изобразительное искусство.
Возраст детей: 6-7 лет, 1 класс.
Место проведения: класс.
Цели:
- познакомить учащихся со стихотворениями о весне;
- совершенствовать навык чтения целыми словами;
- упражнять в выразительном чтении стихотворений;
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
- приобщать учащихся к творчеству великих русских художников;
- прививать аккуратность и трудолюбие;
- развивать моторику мелкой мускулатуры рук;
- воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе.
Оборудование:
1. Учебники «Литературное чтение» для 1 класса.
2. Репродукции картин И.И. Левитана «Весна – большая вода», К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
3. Слайды «Первоцветы».
4. СD-диск с записью музыкального альбома «Времена года» («Подснежник (Апрель)») П.И. Чайковского.
5. Акварельные краски, стаканчики для воды, листы голубого цвета формата А-4, ватные палочки.
Ход урока:
Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
1. Отгадывание загадки.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая сегодня погода? Какое небо? Солнышко? Что происходит со снежным покрывалом, которое всю зиму покрывало нашу землю? (Ответы детей.)
- Это добрая Волшебница Весна-красна творит чудеса. Мы с вами тоже будем сегодня маленькими волшебниками и чуть-чуть поможем Весне.
Основная часть.
1. Беседа по репродукции картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
- Легко и радостно рассматривать пейзаж К.Ф. Юона, он надолго «зарядит» хорошим настроением, отведёт грустные мысли. Яркое мартовское солнце превращает каждый день в звонкий праздник. Праздник золотых деревьев и синего снега сияет в картине. Это моё мнение.
- А какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей.)
- Пройдёт несколько дней, появятся первые проталины, а среди проталин – первые весенние цветы. Как они называются? (Ответы детей.)
- Верно, это подснежники. Сейчас мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Подснежники», которое написал поэт Т. Белозёров.
2. Речевая разминка.
па – по – пы – пу – пэ
ап – оп – ып – уп – эп
пра – про – пры – пру – прэ
3. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 66. Прочитайте ключевые слова по слогам, затем целыми словами (запись на доске):
пла – ка – ла → плакала
про – во – жа – ла → провожала
пе – чаль – на – я → печальная
чу – жа – я → чужая
тро - га – ла → трогала
4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
5. Проверка понимания прочитанного. Выборочное чтение.
- О чём это стихотворение?
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- Как поэт говорит о Снегурочке? Прочитайте.
- Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
- С чем сравнивает автор подснежники? Прочитайте.
- С какой интонацией надо читать это стихотворение? Почему?
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Физкультминутка.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
7. Беседа по репродукции И.И. Левитана «Весна – большая вода».
- Растаял снег, небо отразилось в разлившейся воде, и всё стало голубым. Голубая вода и голубое небо, тонкие деревца и крестьянские избы на пологом склоне холма. Так просто и волшебно красиво. Вода кристально-чистая, студёная.
- Какое настроение вызывает эта картина?
- Как вы думаете, какой месяц года изобразил художник? (Ответы детей.)
- Верно, следом за мартом идёт его младший брат апрель. Про апрель в народе сложено много пословиц. Вот одна из них, давайте прочитаем (открывается запись на доске):
Апрель – с водой, май – с травой.
8. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».
- Сейчас я вам прочту стихотворение С. Маршака, которое так и называется «Апрель». (Чтение стихотворения учителем.)
9. Проверка понимания прочитанного.
- О каких признаках пробуждения весны говорит автор? Какое настроение создаётся при чтении стихотворения?
- Подберите к слову сквозь слово, близкое по значению.
10. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Физкультминутка.
Миша шёл, шёл, шёл,
К тихой речке пришёл,
Сделал полный поворот,
Перешёл он речку вброд.
11. Актуализация знаний по изобразительному искусству.
- Художники умеют работать различными видами красок. Мы сегодня будем работать акварелью. Только акварель будем наносить на лист бумаги не кистью, а ватной палочкой. Рисовать мы будем первый весенний цветок – подснежник. (Просмотр слайда.)
- Для того чтобы настроение было весенним, а рисунки – прекрасными, во время вашей работы будет звучать волшебная мелодия. Она также называется «Подснежник (Апрель)» и является частью музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского.
12. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы нетрадиционного приёма рисования акварелью с помощью ватных палочек.
- в краски белого и зелёного цвета кисточкой капаем по 2 капли воды, для размягчения краски;
- берём лист голубого цвета (А-4 для принтера) и располагаем его на столе так, как вам кажется, наиболее красиво;
- берём ватную палочку и одним концом набираем зелёную краску;
- зелёной краской рисуем стебель подснежника, затем его листочки;
- берём другую ватную палочку и одним концом набираем белую краску;
- белой краской рисуем три лепестка подснежника;
- работа завершена.
- Почему мы взяли лист бумаги голубого цвета? (Ответы детей.)
- Верно, это цвет весеннего снега, а подснежник на нём – первый вестник весны. Послушайте легенду об этом цветке. Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.
В цветках подснежника заключается огромная лечебная сила. Из кавказского подснежника получено ценное лекарство для лечения радикулита, полиневрита. Кавказский подснежник занесён в Красную книгу. Поэтому, ребята, подснежниками и другими раннецветущими растениями можно любоваться, фотографировать их, рисовать, но не надо рвать эти цветы и делать недолговечные букеты.
13. Выполнение рисунка учащимися под наблюдением учителя.
Заключительная часть.
- Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?
Литература
- Клюхина И.В. Поурочные разработки по чтению к учебнику Л.В. Климановой «Литературное чтение». М., 2004.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., «Вако», 2004.
- Литературное чтение. 1 класс: Учеб. для четырёхлетней нач. школы. Под ред. Л.Ф. Климановой. М., Просвещение, 2010.
- Ребёнок и творчество. Приложение к журналу // Начальная школа. № 3. Начальная школа и образование, 2009.
- Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. № 56. 2005. De Agostini.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность в воспитательной работе на примере внеклассного мероприятия Подснежник для мамы
Выступление на МО учителей начальных классов....
Исследовательская деятельность в воспитательной работе на примере внеклассного мероприятия Подснежник для мамы
Презентация к выступлению....
Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)
Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов, проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя ...
Подснежники.
Интересные истории о первоцветах....
Поделка из пластилина "Подснежники"
Презентация может использоваться на уроках технологии в 1-2 классе. Дается пошаговая работа....
Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио....
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс Тема: «Подснежники» (оригами)
В урок вставлен экологический компонент приуроченный к "Дню подснежника"....