Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (4 класс)
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Коротова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 687"

        «Рассмотрено»                                                                                                                             «Утверждаю»

   на заседании МО __________                                                                                              Директор ГБОУ Школа №678

  Протокол №___ от _______2016 г.                                                                                         Н.Д.Акимова________

Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

(Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева)

в 4-м классе

УМК Образовательная система «Школа 2100»

на 2016-2017 учебный         год

количество часов в неделю 3 часа, в год 102 часа

Автор-составитель:

Коротова Е.Г.

2016-2017

Пояснительная записка

 Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 Общая характеристика учебного предмета

 В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для   учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

       В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того, чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В.  Берестова, Е.   Благининой, Ю.  Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринец, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н.  Толстого, Э. Успенского, Д.  Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др.  Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев   – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание места учебного предмета в учебном плане

  В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего   образования предмет «Литературное чтение» изучается - 4 класс по 3 часа в неделю, 102 ч. в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи.  Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

     Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

       Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

 – самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.  

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Практическая часть

Проверочная работа к разделу 1

Любимые книги

Проверочная работа к разделу 2

У истоков русской детской литературы (путешествие 1 и 2)

Проверочная работа к разделу 3

У истоков русской детской литературы (путешествие 3)

Проверочная работа к разделу 4

19 век. Путешествие продолжается (путешествие 4-6)

Проверочная работа к разделу 5

19 век. Путешествие продолжается (путешествие 7-8)

Проверочная работа к разделу 6

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 8-11)

Проверочная работа к разделу 7

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 12-15)

Проверочная работа к разделу 8

Итоговая

Написание сочинений

4 ч

Проведение уроков внеклассного чтения

12 ч

Техника чтения

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.

 Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

 Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» (4 класс)

N п/п

Тема

Часы

Дата

Статус урока

1.

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

7

1.1.

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».

1

02.09

1.2.

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

06.09

1.3.

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

07.09

1.4.

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

09.09

1.5.

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 к разделу «Любимые книги».

1

13.09

Проверочная работа.

1.6.

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

1

14.09

1.7.

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе

1

16.09

Сочинение.

2.

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18

2.1.

А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

20.09

2.2.

«Повесть временных лет». Расселение славян

1

21.09

2.3.

Изобретение славянской азбуки

1

23.09

2.4.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

27.09

2.5.

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Д.Герасимов «О поселянине и медведице»

1

28.09

2.6.

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий. Стихи Савватия.

1

30.09

2.7.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

04.10

2.8.

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2.

1

05.10

Проверочная работа.

2.9.

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

07.10

2.10

Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги.

1

11.10

2.11

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

12.10

2.12

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни».

1

14.10

2.13

Н. И. Новиков статьи из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

18.10

2.14

Н. И. Новиков статьи из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи

1

19.10

Сочинение.

2.15

А. Шишков. Детские стихи.

1

21.10

2.16

А. Шишков «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

25.10

2.17

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3.

1

26.10

Проверочная работа.

2.18

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

28.10

3.

Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

31

3.1.

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

08.11

3.2.

Обобщение. Басни И. А. Крылова

1

09.11

3.3.

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица или подземные жители».

1

11.11

3.4

А. Погорельский «Черная курица или подземные жители».

1

15.11

3.5.

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой.

1

16.11

3.6.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

18.11

3.7.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

22.11

3.8.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

23.11

3.9.

В. А. Жуковский «Спящая царевна».

1

25.11

3.10

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)

1

29.11

3.11

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

30.11

3.12

Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки.

1

02.12

Сочинение.

3.13

А. Ишимова «Славяне» (из книги «Истории России в рассказах для детей»)

1

06.12

3.14

Обобщение по разделу 3. Проверочная работа № 4«XIX век. Путешествие продолжается».

1

07.12

Проверочная работа.

3.15

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе,

его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

1

09.12

3.16

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

13.12

3.17

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева.

1

14.12

3.18

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева.

1

16.12

3.19

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

20.12

3.20

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

21.12

3.21

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.  Молодой учитель. Рассказ Васи Морозова. Учебные книги.

1

23.12

3.22

Л. Толстой. Из произведений для детей.

1

10.01

3.23

Л. Толстой. Из произведений для детей.

1

11.01

3.24

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город».

1

13.01

3.25

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога». Развитие речи. Сочинение в форме путевого очерка.

1

17.01

Сочинение.

3.26

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».

1

18.01

3.27

А. И. Куприн «Слон».

1

20.01

3.28

А. И. Куприн «Слон».

1

24.01

3.29

А. И. Куприн «Слон».

1

25.01

3.30

Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века».

1

27.01

Проверочная работа.

3.31

Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей

1

31.01

4.

 РАЗДЕЛ 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

23

4.1.

Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

1

01.02

4.2.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1

03.02

4.3.

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

1

07.02

4.4.

Путешествие 9. Петроград. 1923 год

1

08.02

4.5.

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

10.02

4.6.

К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон

1

14.02

4.7.

Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Стихи.

1

15.02

4.8.

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

17.02

4.9.

Путешествие 10. «Вокруг Маршака»

1

21.02

4.10

Е. Шварц «Два брата».

1

22.02

4.11

Е. Шварц «Два брата» (обобщение).

1

24.02

4.12

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему…»

1

28.02

4.13

А. Н. Толстой «Фофка».

1

01.03

4.14

А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот».

1

03.03

4.15

М. Пришвин «Изобретатель».

1

07.03

4.16

С. Я. Маршак «Сила жизни».

1

10.03

4.17

С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

14.03

4.18

Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века».

1

15.03

Проверочная работа.

4.19

Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

1

17.03

4.20

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках.

В. Маяковский «История Власа- лентяя и лоботряса».

1

21.03

4.21

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».

1

22.03

4.22

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».

1

24.03

4.23

Б. Галанов «Как найти город трех толстяков?».

1

04.04

5.

Раздел 5.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30–50-х ГОДОВ.

7

5.1.

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

05.04

5.2.

А. Гайдар. «Тимур и его команда».

1

07.04

5.3.

А. Гайдар. «Тимур и его команда».

1

11.04

5.4.

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

12.04

5.5.

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

14.04

5.6.

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н.Носова.

1

18.04

5.7.

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

19.04

6.

Раздел 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–90-х ГОДОВ.

16

6.1.

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, Ю. Коринец.

1

21.04

6.2.

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира.

1

25.04

6.3.

Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского.

1

26.04

6.4.

Стихи С. Чёрного, В. Долиной.

1

28.04

6.5.

Стихи Н. Матвеевой.

1

02.05

6.6.

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

03.05

6.7.

Обобщение. Проверочная работа № 7.

1

05.05

Проверочная работа.

6.8.

С. Козлов «Снежный цветок» (пьеса-сказка).

1

10.05

6.9.

С. Козлов «Снежный цветок» (пьеса-сказка).

1

12.05

6.10

С. Козлов «Снежный цветок» (пьеса-сказка).

1

16.05

6.11

Путешествие 15. Современные детские писатели. Два интервью. К. Драгунская «Крайний случай».

1

17.05

6.12

К. Драгунская «Ерунда на постном масле!».

1

19.05

6.13

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «У животных нет одежды…», «До будущего лета».

1

23.05

6.14

Обобщение по всему курсу. Итоговая контрольная работа.

1

24.05

Проверочная работа.

6.15

Эпилог. Письмо к читателям.

1

26.05

6.16

Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать».

1

30.05

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"

Программа по литературному чтению  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению (3 и 4 класс) Школа 2100

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению...