Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Аитова Марина Сергеевна

Данный конспект разработан к уроку литературного чтения. Тема: К. Г. Паустовский "Теплый хлеб". Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учебная программа "Начальная школа XXI век" Учебник "Литературное чтение" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_teplyy_hleb.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема урока К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.

Задачи:

  • обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  • формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
  • умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
  • анализировать литературное произведение и делать  обобщающие и самостоятельные выводы;
  • развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
  • положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;
  • воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
  • формировать нравственные качества.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога.

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать, что отдал много.

- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.                                                                  

2. Подготовительная работа.  Вступительная беседа.

- В каждом настоящем писателе живет учитель.  К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.                                                                      

а). Работа с эпиграфом.

- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.

«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь».

- Как вы их понимаете?

б). Словарная работа

- Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.                          

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы  познакомимся с произведением Паустовского «Теплый хлеб», ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?                    

4. Знакомство с новым материалом.

- Чтение сказки учителем.

 5. Работа по содержанию.

 - Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)

- Где происходит действие сказки?    (в Бережках)

 - Кто взял раненого коня?                   (мельник)

 - Какое прозвище имел Филька?         (Ну тебя)

 - Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег).

 - Что случилось в природе после этого?      (метель, сильный мороз).

 - Сколько лет назад был такой же мороз?      (сто лет)

 - От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?  (от злобы людской)

 - Куда послала бабка Фильку в поисках совета?    (к Панкрату)

 - Что посоветовал Фильке Панкрат?   (изобрести средство от стужи)

 - Сколько времени дал Панкрат на размышление?   (час с четвертью)

 - Что придумал Филька?         (продолбить лёд на реке)

  - Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба)

 - Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

 - Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)

6. Включение в систему знаний.

Составление характеристики героев.

•        Конь – вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.                                      

•        Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.                                    

•        Филька – угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».

-  Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).

Работа в группах. Составить синквейн.

I группа – Филька

II группа – Панкрат

III группа – конь

IV группа - доброта

7. Инсценирование эпизода.

 - Кто помог Фильке осознать его поступок? (бабка)

 - Для чего автор вводит в сказку события столетней давности?

 - А сейчас мы посмотрим, как это могло быть.                                                                              

8. Чтение по ролям.

- Почему всё-таки, несмотря на сомнения, Филька решил пойти к Панкрату? (Он решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

 - Какой разговор произошел  между ними, узнаем, прочитав по ролям.    

9.  Подведение итога. Рефлексия.

- Какие нравственные уроки вы вынесли из этой сказки?

•        Нужно быть добрым, отзывчивым.

•        Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова.

•        Не бояться просить прощения, прощать.

- Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

- В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой)

- Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце)

- А может ли быть холодным  хлеб?

- Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня)

- Можно ли подобрать другое  название к сказке?

 - Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя  впускать  в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет  с этим справиться, если только осознает это и  сам этого захочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...