Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный конспект разработан к уроку литературного чтения. Тема: К. Г. Паустовский "Теплый хлеб". Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учебная программа "Начальная школа XXI век" Учебник "Литературное чтение" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема урока К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека.
Задачи:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- формировать навыки анализа художественного произведения;
- формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
- умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
- анализировать литературное произведение и делать обобщающие и самостоятельные выводы;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
- положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке;
- воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
- формировать нравственные качества.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Добро творить, как воздухом дышать –
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами солнца мир отогревать,
И отдавать, и не считать, что отдал много.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.
2. Подготовительная работа. Вступительная беседа.
- В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.
а). Работа с эпиграфом.
- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.
«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь».
- Как вы их понимаете?
б). Словарная работа
- Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского «Теплый хлеб», ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?
4. Знакомство с новым материалом.
- Чтение сказки учителем.
5. Работа по содержанию.
- Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто взял раненого коня? (мельник)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег).
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз).
- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы людской)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)
- Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)
- Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке)
- Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба)
- Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)
- Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)
6. Включение в систему знаний.
Составление характеристики героев.
• Конь – вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.
• Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.
• Филька – угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).
Работа в группах. Составить синквейн.
I группа – Филька
II группа – Панкрат
III группа – конь
IV группа - доброта
7. Инсценирование эпизода.
- Кто помог Фильке осознать его поступок? (бабка)
- Для чего автор вводит в сказку события столетней давности?
- А сейчас мы посмотрим, как это могло быть.
8. Чтение по ролям.
- Почему всё-таки, несмотря на сомнения, Филька решил пойти к Панкрату? (Он решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Какой разговор произошел между ними, узнаем, прочитав по ролям.
9. Подведение итога. Рефлексия.
- Какие нравственные уроки вы вынесли из этой сказки?
• Нужно быть добрым, отзывчивым.
• Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова.
• Не бояться просить прощения, прощать.
- Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
- В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой)
- Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце)
- А может ли быть холодным хлеб?
- Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня)
- Можно ли подобрать другое название к сказке?
- Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя впускать в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет с этим справиться, если только осознает это и сам этого захочет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...