Он живой и светится
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Ефремова Евгения Александровна

Предмет: Литературное чтение                                                                                     

 УМК: «Школа России»

Тема урока: Рассказ Л.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: Создание условий для осмысления и понятия рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Учебная задача: О чем рассказывается в рассказе В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл on_zhivoy_i_svetitsya.docx20.87 КБ
Office presentation icon on_zhivoy_i_svetitsya.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Протокол урока

Класс, школа: 3 «Б» класс, МОБУ «Оленекская СОШ им. Х. М. Николаева»                                                                                                         

Предмет: Литературное чтение                                                                                     

 УМК: «Школа России»

Тема урока: Рассказ Л.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: Создание условий для осмысления и понятия рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Учебная задача: О чем рассказывается в рассказе В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»?

Результат урока:

1.Предметный результат: Осмысления рассказа «Он живой и светится»; Знание образа героя рассказа», Развитие и совершенствование навыка правильного и осознанного, беглого, выразительного чтения рассказа; умение читать вслух бегло, осознанно и выразительно; Умение видеть художественные образы, представленные автором В.Ю. Драгунским.  Понять главную идею произведения. Познакомиться с творчеством В. Ю. Драгунским; Прогнозировать содержание произведения; видеть и понимать поступки героев;

2.Метапредметные результаты:

Регулятивный результат: Формировать умения читательского опыта; умение планировать свою деятельность во время урока исходя из поставленной задачи и оценивать результат своих действий. Умение высказывать и отстаивать свою позицию при обсуждении рассказа «Он живой и светится». Умение формулировать выводы. Умение выражать свои мысли и идеи. Умение задавать вопросы по прочитанному/

Познавательный результат: Знание автора рассказа В.Ю. Драгунского. Умение осуществлять поиск необходимой информации в тексте. Формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос. Отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы. Умение описывать героя рассказа. Умение придумывать содержательные вопросы.

Коммуникативный результат: умение сотрудничатьс учителем и с сверстниками; умение передать свои мысли в устной форме при обсуждении рассказа. Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другими. Умение слушать учителя. Владеть диалогической и монологической формой речи.

3.Личностный результат: понимание и осмысление того, что любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и фомы

Результат

1

Организационный момент

-Здравствуйте! Какой хороший день. Давайте пожелаем друг другу удачи.

Какими мы должны быть на уроке?

-приветствие учителя

-умными, активными, веселыми, дружными, коллективными, задумчивыми

Метод стимулирования,

Готовность к уроку

Умение организовать свое рабочее место

Контролировать свои действия

2.Постановка учебной задачи

2.1

Ситуация успеха

Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

- Кто его автор?

Задание1. Придумайте вопросы

Какой вопрос вам больше всего понравился?

Капалуха

-Виктор Петрович Астафьев

-придумывают вопросы и задают всему классу

-высказывают свои мысли

Рассказ, обсуждение, рассуждениебеседа

ответы на вопросы, индивидуальная, фронтальная

Контролировать свои действия; Знание образа героя произведения «капалуха». Умение отличать  знание от не знание, высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других, умение отвечать на вопросы. Умение контролировать и оценивать свои действия. Умение придумывать содержательные вопросы.

2.2

Ситуация разрыва

Отгадав загадку вы узнаете., о чем же будем сегодня читать. То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще маячок.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый …светлячок

Вы когда-нибудь видели светлячков?

-высказывают свои мыслм

-высказывают свои мысли

Ответы на вопросы

обсуждение, рассуждение

Контролировать свои действия;

умение слушать и понимать других, умение отвечать на вопросы.

2.3

Формулировка У.З

Так давайте сформулируем нашу сегодняшнюю учебную задачу.

Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.

-в чем суть произведение «Он живой и светится» В.Ю. Драгунского

Ответы на вопросы

Похвала

фронтальная

Совместно с учителем сформулировать у.з. урока.

Умение высказывать свое мнение, умение слушать других.

  1. Решение У.З.

3.1

До чтение

Знакомство с писателем. (Слайд)

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

-Рассказ, который мы будем читать, называется «Он живой и светится».

Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Как вы думаете, о чем будет рассказываться в нашем рассказе?

История о светлячков (Слайд)

-знакомятся с автором (слайд) На доске открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг.

-высказывают свои мысли

РассуждениеобсуждениеБеседа

ответы на вопросы

выдвижение гипотез,

фронтальная

  Умение выражать свои мысли и идеи.

знакомство с автора рассказа ; Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другими, умение высказывать свои мысли, умение отвечать на вопросы, учиться прогнозировать содержание произведения; Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другими. Умение слушать учителя. Владеть диалогической и монологической формой речи.

3.2.

Во время чтение

Чтение по цепочке.

Давайте вспомним, при чтении как должны  сидеть?

Чтение учителя.

-какие слова вам не понятны?

- что обозначает слово «брынза». «Гватемала», «Барбадос», «моментально», «добрость», «Мишка надулся»,  «пристально» и т.д.

Физкультурная минутка.

-при чтении мы должны сидеть прямо,

-желающие читают по очереди

-отвечают на вопросы

-при чтении учителя все следят, отвечают на вопросы.

ОбсуждениеБеседа

ответы на вопросы

похвала

фронтальная

Развитие и совершенствование навыка правильного и осознанного, беглого, выразительного чтения рассказа; умение читать вслух бегло, осознанно и выразительно; Умение видеть художественные образы, представленные автором, видеть и понимать поступки героев; умение контролировать и оценивать свои действия. Умение высказывать и отстаивать свою позицию при обсуждении рассказа.

3.3

После чтения

- А кто является главным героем рассказа?

- Какие чувства испытывал мальчик, пока сидел во дворе и ждал маму?

-Почему мальчик поменял дорогой самосвал на светлячка?

-Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогую игрушку

на живое существо? Почему?

-давайте опишем нашего мальчика. Какой он?

-Почему поместили этот рассказ в раздел «Люби живое»?

-к чему учит этот рассказ?

*Высказывание своих мнений*

- свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества

-разделяются на ДА и НЕТ

-высказывают свои мысли

Беседа

Обсуждение ответы на вопросы

Похвала

Фронтальная

Осуществлять поиск необходимой информации в тексте..

умение передать свои мысли в устной форме при обсуждении рассказа. Умение слушать других. видеть и понимать поступки героев; умение контролировать и оценивать свои действия. Отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы. Умение описывать героя рассказа.

понимание и осмысление того, что любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;

6.

Рефлексия.

-Понравился ли вам рассказ?

Я узнал….

Мне понравилось..

Я понял, что любое живое существо …

Высказывают свою мысли.

Д.з.придумать продолжение рассказу

Беседа, обсуждение, рассуждение

похвала

поощрение

самооценка

Делать выводы, высказывать свое мнение, умение слушать других. привить любовь к животным и интерес к чтению;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Виктор Юзефович Драгунский (1913 – 1972 гг.) Родился 30 ноября 1913 года. Перед войной работал актером в Московском театре сатиры. Автор многих книг для детей и взрослых, но особую читательскую любовь принесли писателю знаменитые "Денискины рассказы". Виктор Юзефович Драгунский родился за океаном, хотя его детство прошло на белорусской земле в Гомеле на реке Сож. Был он и цирковым клоуном, затем стал актёром театра и кино, дорос до руководителя замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» Для сцены и арены В. Драгунский начал писать в сороковых годах фельетоны, миниатюры, скетчи.

Слайд 3

Виктор Юзефович был весёлым и заводным человеком, и жил он в своём мире чудес, где водятся «зеленчатые» леопарды, где разъезжают прозрачные троллейбусы, а собак и вожатых зовут Люсями. У Виктора Юзефовича был младший, но очень забавный и смышленый сыночек, который ещё маленьким знал: — «Что я люблю… И чего не люблю». Мальчик иногда «…висел на папином колене, как бельё на заборе», любил слушать, как копается в коробочке какой-то жучок, любил лошадей за их красивые добрые лица» и много ёще чего он любил и делал.

Слайд 5

В 1959 году выходит в свет сборник рассказов Драгунского «Он живой и светится…», где и выдумывать автору ничего не пришлось, прототипом героя является его сын. Дальше в этих рассказах отец — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, незаметно вырос и стал литератором, теперь уже в нём трудно узнать прежнего мальчишку.

Слайд 6

Интересное о светлечках Жуки с крыльями - это самцы, их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго.

Слайд 7

Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

Слайд 8

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях. На видео Вайтомо - пещера светлячков в Новой Зеландии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"

Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....

В.Драгунский.Он живой и светится

Презентация к уроку литературного чтения...

Драгунский. Он живой и светится

Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...