Родительское собрание "Организация семейного чтения"
материал (1 класс) по теме
Родительское собрание в начальных классах. Как развить интерес к чтению, какую литературу читать, как организовать совместное с детьми чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_semeynogo_chteniya.docx | 28.17 КБ |
tradicii_semeynogo_chteniya.ppt | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Организация семейного чтения
ЦЕЛЬ :
- формирование у ребенка потребности в чтении;
- возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения в семье к книге, слову
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.
Если мы хотим, чтобы наши дети научились танцевать – мы отдаем их на танцы, играть на музыкальном инструменте – в музыкальную школу, стали ловкими и сильными – в спортивную секцию. Тогда вопрос: а что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети умели не только воспринимать информацию, словесно передавать ее, но еще и анализировать, имея при этом свою собственную точку зрения? Ответ, думаем, ясен: они должны читать хорошую литературу.
Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.
Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.
Вопрос, который мы рассматриваем, актуален и значим, потому что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. Задачи взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения.
семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др).
(Слайд 4) Хорошая книга – источник радости. Талантливая, интересная книга учит и облагораживает человека незаметно для него самого. Семейная атмосфера чтения является основным фактором в воспитании потребности и интереса к чтению.
Семья – это основа формирования жизни и мировоззрения ребенка. Семья – это дом, любовь, труды, привычки и традиции. Именно в семье начинается первое знакомство с детской книгой, прививается любовь к чтению.
(Слайд 5) КНИГА ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА.
От того, какой будет его первая книга, зависит многое в его жизни. Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С. Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов и В. Драгунский др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми.
К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезает из обихода.
Недостаточное количество семей имеет дома детскую литературу, а услугами детской библиотеки пользуется редко.
Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье.
Вопрос, в каком возрасте начинать, как привить любовь к книге, к чтению, волнует многих родителей.
Классики педагогики до сих пор не имеют единого мнения на этот счет. Но, японский педагог Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» призывал родителей заниматься с детьми с первых дней жизни. Он считал, что возможности мозга ребенка затухают, будучи невостребованными. Ни один ребенок не рождается гением, ни один—глупым. Все зависит от стимуляции головного мозга в решающие для ребенка годы жизни. Это годы с рождения до трех лет.
Приведу пример из жизни одной семьи.
Мы начали приучать к литературе еще на первом году жизни.
Занимаясь с дочкой, мы (родители) вывели для себя несколько простых, но очень важных приемов чтения с ребенком: (Слайд 6)
- Выбор подходящего времени: когда и у родителей и у ребенка хорошее настроение, и все готовы получить удовольствие от общения друг с другом.
- Показ книжки ребенку: разговаривать с ребенком веселым, естественным голосом, показывать картинки.
- Получение удовольствия от общения с ребенком: не забывать все время показывать ребенку свою любовь.
- Наблюдение за ребенком: следить за его настроением. Прекращать чтение, если он начнет капризничать.
- Регулярность чтения: занятия несколько минут в день имеют большое значение в становлении читателя.
Эти приемы организации чтения используем и сейчас.
Из пассивного ребенка-слушателя мы старались превратить в активного переработчика информации: по ходу чтения задавать ребенку наводящие вопросы.
Книги подбирали с учетом возрастных особенностей и природы ребенка. Обращали внимание на содержание книги, на красочность иллюстраций, на воспитательный момент, на шрифт. Потихоньку стали формировать библиотеку читателя.
Как мы прививали и прививаем любовь к самостоятельному чтению.
Когда дочь научилась читать, перед нами встала проблема: как разбудить в ребенке желание читать самой. Она поняла, что чтение – это трудный, длительный процесс, поэтому легче и быстрее : попросить маму или папу почитать. Для решения этой проблемы мы с папой использовали такой «жесткий » прием, как прерванное чтение—
Во время чтения закрывали книгу на самом интересном месте и уходили, сославшись на дела или на больное горло. Заинтересовавшись и желая узнать, что же дальше, сама дочитывала начатую книгу.
Так же помогают нам прививать в ребенке интерес к самостоятельному чтению семейные традиции: совместный поход в книжный магазин, чтение вслух перед сном, поощрение чтения хорошей книгой.
«Книга, как птица,
Может весь мир облететь.
Книга—царица:
Может сердцам повелеть.
Книга—богиня:
Чудо свершает порой.
Книга—рабыня:
Часто проходит сквозь строй».
/ Е.Баратынский /
Семейное чтение скрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, и формирует внутреннюю, на всю жизнь потребность в чтении.
( Слайд) Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Сухомлинский
Обобщая своё выступление, я пришла к выводу, что основная задача взрослых, всех, кто верит в силу чтения—помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить и поддерживать интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть.
Хочу закончить свое выступление словами С.Я.Маршака: (Слайд) «Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом ), его надо открывать, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности»
Вашему вниманию представляю список книг на лето. Будет у каждого учителя.
Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями.
После прочтения произведения, необходимо оформить страницу в читательском дневнике (достаточно обычной тетради 18 листов в клетку): нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению, указать автора (ФИО полностью), название произведения.
Источник: https://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-dlja-detej-7-let#list
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : формирование у ребенка потребности в чтении; возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения в семье к книге, слову.
Хорошая книга – источник радости. Талантливая, интересная книга учит и облагораживает человека незаметно для него самого. Семейная атмосфера чтения является основным фактором в воспитании потребности и интереса к чтению.
КНИГА ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА.
Выбор подходящего времени : когда и у родителей и у ребенка хорошее настроение, и все готовы получить удовольствие от общения друг с другом. Показ книжки ребенку : разговаривать с ребенком веселым, естественным голосом, показывать картинки. Получение удовольствия от общения с ребенком : не забывать все время показывать ребенку свою любовь. Наблюдение за ребенком : следить за его настроением. Прекращать чтение, если он начнет капризничать. Регулярность чтения : занятия несколько минут в день имеют большое значение в становлении читателя.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ Мы не должны забывать, что наши дети, став большими, совершенно походят на нас, имеют те же страсти и те же желания, что и мы. Джон Локк
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира , - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш . Сухомлинский
« Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом ), его надо открывать, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности». С.Я. Маршак
Список книг на лето 1. Г.Х.Андерсен. « Свинопас » , « Ель » , « Стойкий оловянный солдатик » . 2. А.Л.Барто. Стихи. 3. В.Д.Берестов. Стихи. 4. В.В.Бианки. По выбору: « Мышонок Пик » , « Оранжевое горлышко » , « Хвосты » , « Музыкальная канарейка » , « Синичкин календарь » , « Лесная газета » , « Чей нос больше » и др. 5. Братья Гримм. « Бабушка Метелица » , сказки. 6. А.П.Гайдар. « Ёлка в тайге » . 7. В.М.Гаршин. « Лягушка-путешественница » . 8. Дж.Харрис. « Сказки дядюшки Римуса » . 9. В.Ю.Драгунский. « Первый день » . 10. В.А.Жуковский. « Как мыши кота хоронили » . 11. М.М.Зощенко. « Учёная обезьянка » . 12. В.П.Катаев. « Цветик-семицветик » . 13. Р.Киплинг. « Откуда у кита такая глотка » , « Почему у верблюда горб » , « Слонёнок » . 14. Л.Кэрролл. « Алиса в стране чудес » . 15. М.Ю.Лермонтов. Стихи. 16. С.Я.Маршак. Стихи. 17. С.В.Михалков. « Дядя Стёпа » и другие стихи 18. Н.Н.Носов. « Фантазёры » , « Незнайка на Луне » . 19. К.Г.Паустовский. « Барсучий нос » . 20. М.М.Пришвин. « Земля показалась » .
21. Русские народные сказки. «Умный работник», «Лиса и журавль», «Иван-Царевич и Серый волк». 22. Э.Н.Успенский. «Дядя Фёдор, кот и пёс». 23. Русские народные сказки: «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Иван-царевич и серый волк», «Финист-Ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». 24. П.П.Ершов. «Конёк — Горбунок». 25. Ш.Перро. Сказки «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица» «Золушка». 26. Г.-Х.Андерсен, Братья Гримм. (по выбору), сказки. 27. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». 28. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 29. Н.Н.Носов. Рассказы. 30. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы». 31. В.В.Бианки. «Как Муравьишко домой спешил». 32. Леонид Пантелеев. «Честное слово». 33. Борис Житков. «Рассказы о животных» *Список литературы достаточно велик, чтобы было из чего выбрать, основываясь на интересах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семейное чтение"
Материал содержит презентацию по теме и приложение с анкетой для детей и родителей, памяткой по воспитанию книгочея и упражнениями для развити я осознанного чтения....
Родительское собрание.Семейное чтение.
-Цели: - содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;-показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;-привлечь внимание родителей к к...
Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"
Вашему вниманию предоставляю сцений родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....
Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"
Вашему вниманию предоставляю сценарий родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....
Родительское собрание: "Семейное чтение".
Цели:§ Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;§ Показать родителям приемы и методы приобщения ре...
презентация к родительскому собранию "Семейное чтение"
В презентации представлены материалы к родительскому собранию....