Тема:"В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.
Задачи: Ознакомить учащихся с новой литературной сказкой;
Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;
- развивать речь и умение работать с текстом;
-формировать систему читательских умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amergalieva_b.a._tema_v.m._garshin._lyagushka-puteshestvennitsa.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Павлодар СОШ№15
Тема:"В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница"
Цель: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.
Задачи: Ознакомить учащихся с новой литературной сказкой;
Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;
- развивать речь и умение работать с текстом;
-формировать систему читательских умений.
Оборудование: портрет писателя, карточки со словами и выражениями из начала и конца сказки, чертами характера лягушки, индивидуальные карточки для теста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутное чтение
Загадывание загадки. .
Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами)
* * *
Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечьи плавает. (Лягушка)
III. Актуализация знаний
–Какие сказки называются литературными?.
– Какие сказки называются народными?
– С какими литературными сказками мы уже знакомы с вами?
IV. Введение в тему
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей).
– Мы сегодня знакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888).
Гаршин Всеволод Михайлович – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей и бросила семью. Мать переехала в Петербург, чтобы быть рядом с любимым. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, – "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ – "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка "Лягушка – путешественница". Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.
– Наша главная задача сегодня – определить основную мысль сказки. Для этого прочитаем и проанализируем текст.
V. Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!
(Ученики выполняют движения согласно текста.)
VI. Основной этап урока
Работа по учебнику.
1. Выразительное чтение «по цепочке».
2. Беседа по произведению.
– Как автор относился к героине?
– Давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения , которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
– Согласны ли с тем, что именно эти выражения характеризуют его хорошее отношение к героине?
3. Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, используя карточки на доске.
УМНАЯ | ГЛУПАЯ | НАХОДЧИВАЯ |
ХВАСТЛИВАЯ | ЗАСТЕНЧИВАЯ | СКРОМНАЯ |
БОЛТЛИВАЯ | МЕЧТАТЕЛЬНАЯ | ЛЮБОПЫТНАЯ |
4.Анализ прочитанного.
– Докажите, глядя на карточки, характеризующие лягушку, что она была именно такой.
Вывод. Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?
– Итак, наша лягушка поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Так ли это? А вы уверены?
– Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте.
– Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны?
– Докажите, что это не так словами текста.
«Тут лягушка не выдержала...»
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:
ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ
– Это уже более полный портрет нашей героини.
А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.
ХВАСТОВСТВО
Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ
Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими словами он пользовался в конце.
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
VII. Проверка понимания прочитанного
Тестирование
Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.
– Теперь поменяйтесь карточками, возьмите карандаши, будем работать учителями.
VIII.Итог урока
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка?
IX.Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....
Отрытый урок по теме: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902461","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"433","width":"577"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Цель урока: обсудить характер героини сказки, выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...