открытый урок по литературному чтению " Обобщение по разделу" Я и мои друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Обобщение по разделу " Я и мои друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_2.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок – обобщение к разделу «Я и мои друзья».

Цели урока: Предметные:

  • формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
  • создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
  • формировать умение определять тему и главную мысль текста.

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения;
  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Личностные:

  • обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Оборудование: задания для работы в группах, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, аудиозапись песни «Спроси у жизни строгой».


                                                        Ход урока

  1. Оргмомент (Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе).

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг.

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

Дети, стоя за партами, пожимают друг другу руки.(Звучит песня о дружбе.)                                       

У: Ребята, свой урок мы начнем с речевой разминки. (слайд)

Речевая разминка

"Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно" 

II. Сообщение темы и задач урока 

– На доске у нас есть буквы. Давайте соберём их вместе и подумаем, что из них можно составить!

Дети собирают слово «ДРУЖБА».(буквы на доске)

– Какое замечательное слово! А какие однокоренные слова можно подобрать к слову «дружба»?

Дети предлагают свои варианты.

– Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь… А кого вы вспоминаете?

Дети называют имена своих друзей.

– Да! Для некоторых из вас «друг» – это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс… Другом могут стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка! Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, бережно относиться к своим друзьям!

-Ребята, так что же такое дружба? (Ответы детей) (слайд)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О дружбе)

- На наших уроках мы читали стихотворения, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом». Сегодня у нас обобщающий урок по разделу, который мы с вами изучили «Я и мои друзья».

Вспомним: произведения, каких авторов мы читали на уроках литературного чтения. Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями. Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.

В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:

"Что значит быть настоящим другом?"

Помогут нам в этом предложение, которое необходимо будет закончить.

«Настоящий друг – это тот …» (напечатать на доске)

III. Работа по теме урока

-Итак, ребята, давайте же вспомним, с какими произведениями мы познакомились в разделе « Я и мои друзья»?( Ответы) (Стихи « За игрой», « Я ушел в свою обиду», « Я и Вовка», « Анна, не грусти!», « Два пирожных», « Волшебное слово», « Хорошее», «Почему?»)

-А теперь вспомним писателей, которые написали эти произведения.( слайд)

Задание №1 « Узнай писателя»

(Учитель вывешивает портреты писателей, дети их называют)

(В. Берестов, В.Осеева, В.Лунин, Э. Мошковская, Ю. Ермолаев, Н.Булгаков)(портреты)

- Работая в парах, вы должны соединить стрелками авторов и названия их произведений.

Задание №2 «Соединить стрелками авторов и названия их произведений»(слайд) (карточки)

В. Осеева «Анна, не грусти!»

Ю. Ермолаев «Я и Вовка»

В. Лунин «Почему?»

Н. Булгаков «Два пирожных»

В. Осеева «Волшебное слово»

-Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.

- Какие пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека, знаете вы? (Дети рассказывают и раскрывают смысл пословиц).

Друга ищи, а найдешь – береги. Старый друг лучше новых двух. С другом веселее при удаче, легче в беде. Друзья познаются в беде.

Задание №3 «Восстанови пословицы о дружбе»

-Ребята, на доске мы видим начало пословицы, нужно продолжить ее. Дети должны продолжить пословицу, прочитать, объяснить её значение.

  1. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  2. Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  3. Человек без друга, что земля без воды.

- Обратите внимание на экран,с какими из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы?(слайд)

Физминутка 

Задание №4 «Угадай произведение».

-Определить, к какому тексту относится данный отрывок. Учитель зачитывает отрывки.

 1. «Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы. От него пахло дождем и мокрой шерстью». («Почему» В. Осеевой).

2. «Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска». («Волшебное слово» В. Осеевой).

3. «Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него». («Анна, не грусти!» Н. Булгакова.)

4. «А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?» («Я и Вовка» В. Лунина)

 Задание №5 «Найди в рассказах ответы на вопросы»

1гр. В рассказе Н. Булгаковой “ Анна, не грусти!” девочки Аня и Катя понимают, что стали настоящими подругами. Найди в рассказе строки, которые могут это доказать.

2гр. В одном из рассказов герой узнаёт “волшебную силу” добрых слов. Как меняется отношение окружающих к герою, подбери примеры из текста.

3гр. Кого можно было назвать “другом” в рассказе В. Осеевой “Почему?” Объясните свою точку зрения.

-Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века «Вежа» означало «Знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. В каком произведении автор особое внимание уделил важности в нашей жизни вежливых слов?

А сейчас давайте отдохнем и проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышишь…(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(До свидания)

- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по-другому? (волшебные)

- А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?

- В чем заключается секрет этого волшебного слова?

- Как его надо произносить? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.

- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?

Работа с учебником с. 106 вопросы 2, 3.

Творческая работа детей

- Дома вы рисовали иллюстрации к изученным произведениям. Давайте внимательно посмотрим и назовем  их.

IV. Итог урока. Рефлексия. 

-Ребята, так какая тема объединяет все произведения в этом разделе? (тема дружбы) (слайд)

- Вы показали хорошее знание произведений, которые мы с вами читали, обсуждали, соглашались с поступками героев рассказов, стихотворений или нет. В начале урока я поставила вам проблемный вопрос: "Что значит быть настоящим другом?" - Думаю, что сейчас вы сможете сделать вывод и закончите предложение, предложенное вам раннее: (ответы детей).

  • «Настоящий друг – это тот …»   (слайд)
  •  
  •    поможет в трудные минуты;
  •    выручит, когда ты окажешься в беде;
  •    тебя понимает лучше всех;
  •    поделится последним куском хлеба;
  •    ничего не пожалеет для тебя.
  • - А какими качествами должен обладать настоящий друг?(слайд)
  •  Выручать
  • Сплетничать
  • Поддерживать
  • Завидовать
  • Говорить  правду
  • Обзывать
  • Доверять
  • Командовать
  • Делиться
  • Жадничать
  • Уважать
  • Ябедничать
  • Помогать
  • Уметь  радоваться  чужим  успехам (выбрать правильный ответ)

- У каждого на парте лежит одинокий лепесток ромашки. Напишите на нем имя своего друга и прикрепите к нашей солнечной серединке. Все лепестки соединились в красивый цветок, а вы и ваши друзья объединились в дружную команду.

-Оценим свой урок. Перед вами смайлики.

V. Домашнее задание. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой друг».

 - Наш урок я хотела бы закончить  словами, которые прочитают дети.

 Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, славных дел.

Кто в дружбу верит горячо,        

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг.

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».

Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...