открытый урок по литературному чтению " Обобщение по разделу" Я и мои друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Обобщение по разделу " Я и мои друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_2.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок – обобщение к разделу «Я и мои друзья».
Цели урока: Предметные:
- формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
- создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
- формировать умение определять тему и главную мысль текста.
Метапредметные:
- создавать условия для аргументированного мнения;
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Личностные:
- обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах;
- работать над осознанием ответственности за общее дело;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
- способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Оборудование: задания для работы в группах, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, аудиозапись песни «Спроси у жизни строгой».
Ход урока
- Оргмомент (Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей руки.
Дети, стоя за партами, пожимают друг другу руки.(Звучит песня о дружбе.)
У: Ребята, свой урок мы начнем с речевой разминки. (слайд)
Речевая разминка
"Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно"
II. Сообщение темы и задач урока
– На доске у нас есть буквы. Давайте соберём их вместе и подумаем, что из них можно составить!
Дети собирают слово «ДРУЖБА».(буквы на доске)
– Какое замечательное слово! А какие однокоренные слова можно подобрать к слову «дружба»?
Дети предлагают свои варианты.
– Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь… А кого вы вспоминаете?
Дети называют имена своих друзей.
– Да! Для некоторых из вас «друг» – это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс… Другом могут стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка! Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, бережно относиться к своим друзьям!
-Ребята, так что же такое дружба? (Ответы детей) (слайд)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О дружбе)
- На наших уроках мы читали стихотворения, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом». Сегодня у нас обобщающий урок по разделу, который мы с вами изучили «Я и мои друзья».
Вспомним: произведения, каких авторов мы читали на уроках литературного чтения. Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями. Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.
В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:
"Что значит быть настоящим другом?"
Помогут нам в этом предложение, которое необходимо будет закончить.
«Настоящий друг – это тот …» (напечатать на доске)
III. Работа по теме урока
-Итак, ребята, давайте же вспомним, с какими произведениями мы познакомились в разделе « Я и мои друзья»?( Ответы) (Стихи « За игрой», « Я ушел в свою обиду», « Я и Вовка», « Анна, не грусти!», « Два пирожных», « Волшебное слово», « Хорошее», «Почему?»)
-А теперь вспомним писателей, которые написали эти произведения.( слайд)
Задание №1 « Узнай писателя»
(Учитель вывешивает портреты писателей, дети их называют)
(В. Берестов, В.Осеева, В.Лунин, Э. Мошковская, Ю. Ермолаев, Н.Булгаков)(портреты)
- Работая в парах, вы должны соединить стрелками авторов и названия их произведений.
Задание №2 «Соединить стрелками авторов и названия их произведений»(слайд) (карточки)
В. Осеева «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Я и Вовка»
В. Лунин «Почему?»
Н. Булгаков «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
-Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
- Какие пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека, знаете вы? (Дети рассказывают и раскрывают смысл пословиц).
Друга ищи, а найдешь – береги. Старый друг лучше новых двух. С другом веселее при удаче, легче в беде. Друзья познаются в беде.
Задание №3 «Восстанови пословицы о дружбе»
-Ребята, на доске мы видим начало пословицы, нужно продолжить ее. Дети должны продолжить пословицу, прочитать, объяснить её значение.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Маленькая дружба лучше большой ссоры.
- Человек без друга, что земля без воды.
- Обратите внимание на экран,с какими из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы?(слайд)
Физминутка
Задание №4 «Угадай произведение».
-Определить, к какому тексту относится данный отрывок. Учитель зачитывает отрывки.
1. «Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы. От него пахло дождем и мокрой шерстью». («Почему» В. Осеевой).
2. «Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска». («Волшебное слово» В. Осеевой).
3. «Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него». («Анна, не грусти!» Н. Булгакова.)
4. «А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?» («Я и Вовка» В. Лунина)
Задание №5 «Найди в рассказах ответы на вопросы»
1гр. В рассказе Н. Булгаковой “ Анна, не грусти!” девочки Аня и Катя понимают, что стали настоящими подругами. Найди в рассказе строки, которые могут это доказать.
2гр. В одном из рассказов герой узнаёт “волшебную силу” добрых слов. Как меняется отношение окружающих к герою, подбери примеры из текста.
3гр. Кого можно было назвать “другом” в рассказе В. Осеевой “Почему?” Объясните свою точку зрения.
-Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века «Вежа» означало «Знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. В каком произведении автор особое внимание уделил важности в нашей жизни вежливых слов?
А сейчас давайте отдохнем и проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь…(Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания)
- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по-другому? (волшебные)
- А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?
- В чем заключается секрет этого волшебного слова?
- Как его надо произносить? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.
- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?
Работа с учебником с. 106 вопросы 2, 3.
Творческая работа детей
- Дома вы рисовали иллюстрации к изученным произведениям. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
IV. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, так какая тема объединяет все произведения в этом разделе? (тема дружбы) (слайд)
- Вы показали хорошее знание произведений, которые мы с вами читали, обсуждали, соглашались с поступками героев рассказов, стихотворений или нет. В начале урока я поставила вам проблемный вопрос: "Что значит быть настоящим другом?" - Думаю, что сейчас вы сможете сделать вывод и закончите предложение, предложенное вам раннее: (ответы детей).
- «Настоящий друг – это тот …» (слайд)
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя.
- - А какими качествами должен обладать настоящий друг?(слайд)
- Выручать
- Сплетничать
- Поддерживать
- Завидовать
- Говорить правду
- Обзывать
- Доверять
- Командовать
- Делиться
- Жадничать
- Уважать
- Ябедничать
- Помогать
- Уметь радоваться чужим успехам (выбрать правильный ответ)
- У каждого на парте лежит одинокий лепесток ромашки. Напишите на нем имя своего друга и прикрепите к нашей солнечной серединке. Все лепестки соединились в красивый цветок, а вы и ваши друзья объединились в дружную команду.
-Оценим свой урок. Перед вами смайлики.
V. Домашнее задание. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой друг».
- Наш урок я хотела бы закончить словами, которые прочитают дети.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".
Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....
Конспект урока по литературному чтению"Обобщение по разделу "Писатели-детям"
технологическая карта урока...
конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».
Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...
Конспект урока по литературному чтению: Обобщение по разделу «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
3 класс, ПНШ...
Конспект урока по литературному чтению "Обобщение по разделу"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...