Конспект урока: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Григорьева Екатерина Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._yu._dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение                                                                                                                                              Учитель: Крамар С.А.

Класс:  3 б        Методист: Зубарева Н. С.

Подпись и отметка учителя:___________        Студентка: Григорьева Е.С.

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; развивать умения работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского

- научатся понимать поступки героев;

- будут развивать умения  работать с текстом;

- отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного

Оборудование: учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

1 мин

3 мин

- Прочитайте загадку: «Не солнце, не огонь, а светится». Отгадайте её (Светлячок)

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк,

Угадай как он зовётся?

Золотистый …(Светлячок)

- Прочитайте шёпотом.

-Прочитайте громко.

-Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

2 мин

Беседа о светлячках.

- Как вы думаете, почему наш урок начался с беседы о светлячках? Что вы знаете о них?

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.

В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клетки не светятся. Открыл трубочки — через них пошёл воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками. 

Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя В. Ю. Драгунского.

Виктор Юзенфович Драгунский (1913-1972г.г.)

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича.

В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.

В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.

Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя). Позже Драгунский работал в цирке, некоторое время играл в Театре сатиры.

Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.

В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

В театре роли в основном распределялись среди именитых актеров, поэтому Драгунский как молодой артист не мог рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. В 1948 году Виктор Юзефович создает пародийный «театр в театре», назвав его «Синяя птичка». Вскоре к труппе присоединились Л. Давидович, Я. Костюковский, В. Дыховичный, М. Глузский, М. Слободской, Л. Сухаревская, Р. Быков, В. Бахнов, Е. Моргунов и другие. Для некоторых постановок Драгунский писал тексты песен.

Театр «Синяя птичка» стал известен в Москве. Труппу неоднократно приглашали со спектаклями в Дом актера. В 1958 году театр прекратил свою деятельность.

В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.

В 1960 году был опубликован сборник юмористической прозы писателя «Железный характер». В 1961 году вышла военная повесть «Он упал на траву», в 1964 году – повесть «Сегодня и ежедневно» о цирковой жизни.

6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Составлять слова;

Определять тему урока;

Определять задачи  урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач.

Физминутка

Сл.: монолог учителя, слово об авторе

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

1 мин

3  мин

10 мин

Работа над новым текстом

1 Чтение рассказа учащимися

2 Беседа после чтения:

-Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, по тому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть.)

-Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.

-Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

3 Чтение по ролям

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.

- Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.

Выполнять движения

Слушать слово учителя о  писателе

Слушать учителя

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Информация о домашнем задании

1 мин

Повторить произведения этого раздела.

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4.

Рефлексия. Подведение итогов

- Чему научили нас авторы прочитанных произведений? На что обратили наше внимание?

-Что вам нравится в природе больше всего? Что вы любите?

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.Цели урока : формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным...