Л.Н. Андрееев. Петька на даче
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
· познакомить учащихся с содержанием интриги рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
· познакомить учащихся с жизнью и творчеством Леонида Андреева;
· проанализировать рассказ;
· формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного;
· продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;
· воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n._andreeev._petka_na_dache.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Л.Н. Андрееев. Петька на даче»
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием интриги рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Леонида Андреева;
- проанализировать рассказ;
- формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного;
- продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник: Литературное чтение Н.А. Чураковой. 4 класс.
Лексическая работа
Уточнение понимания слов из рассказа: приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный дремота.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Чтение рассказа Бориса Сергуненкова «Конь Мотылек».
- Подготовка к восприятию произведения:
Сегодня мы начинаем знакомство с 4 главой нашего учебника. Откройте учебник на странице 137. Прочитайте название этой главы.
В этой главе мы найдем произведения, которые перенесут нас во времени. Увидим, как жили ваши сверстники в те далекие времена.
Итак, с какого же произведения мы начнем наше путешествие?
Знакомство с биографией.
Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа в Орле в 1871 году. Отец его, Николай Иванович, мать, Анастасия Николаевна . Они тогда только-только выбрались из нищеты, отстроили дом и начали обзаводиться хозяйством. Николай Иванович, отец писателя был заметной фигурой: люди уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна беззаветно любила детей, и особенно первенца; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".
Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному признанию "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, поэтому все закончилось только рисованием для себя. Читал очень много. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ – «о голодном студенте». В редакции смеялись над его рукописями. Рассказ «Баргамот и Гарасько», с которым вы познакомитесь в старших классах, первый рассказ, который принес ему известность. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому.
- Работа по новой теме. Первичное чтение произведения
Чтение по цепочке (с. 137-141)
Лексическая работа
Подмастерье-помощник, подручный мастера- ремесленника.
Окорначенный-слишком коротко, неровно обрезанный, остриженный.
Распущенный – 1. недисциплинированный, своевольный; 2. Развратный, безнравственный.
Дремота-полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
Пристойный-отвечающий правилам приличия.
- Проверка восприятия первой части произведения.
- Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Но почему: его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа, которую он выполняет в парикмахерской, для него трудна и непосильна?
Почему же его жалко?
(Жизнь Петьки беспросветна и однообразна, он находится в состоянии апатии, его существование бессмысленно. В его жизни не было ни одного яркого и свежего впечатления).
- Какие небольшие радости есть у Петьки в парикмахерской?
(общение со старшим мальчиком Николкой, которым Петька восхищался и на которого хотел быть похожим.)
- На что он смутно надеялся?
(Петька постоянно хотел попасть « в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».)
- Продолжение чтения ( стр. 142-146)
Продолжаем читать по цепочке.
Лексическая работа
Сутолока –беспорядочное движение, хождение; давка.
Оторопелый – пришедший в сильное замешательство, растерявшийся.
Конфуз – состояние смущения, неловкости.
Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
Дел по горло – очень много работы, дел.
- Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки? (Обратите внимание на сравнение. Найдите в тексте с чем сравниваются паровозные гудки, лес, небо. Подумайте, есть ли в этих сравнениях следы Петькиных впечатлений?)- найдите в тексте ,с чем сравниваются паровозные гудки, лес, небо. Подумай, есть ли в этих сравнениях следы Петькиных впечатлений?
(Вокзал увиден Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненький и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина.
Лес – травкой.
Белые облачка- ангелочками.
- Где и как начинается освоение Петькой нового мира? (на вокзале)
- А где и как продолжается? (в вагоне, где Петька прильнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности)
- На сколько глубоко Петька переживает новые впечатления? (.На даче на Петьку обрушивается новый мир – мир природы, в котором мальчик все воспринимает как живое, чувствующее и имеющее волю.
Постепенно Петька почувствовал на даче как дома и забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. Петька обладает воображением , умением растворятся в мире природы и наслаждаться своим единением с ней).
- Сравните описание внешности Петьки в первом и втором отрывках(выделены цветом). Что было причиной, изменившей облик Петьки? Ведь Петька еще не видел дачи? (Причиной изменений стали яркие, новые впечатления, которые обрушились на него уже из окна поезда: «Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно…»
- Найди, что говорит о внешнем виде Петьки его мать, Надежда. В чем она находит причину того, что Петька стал лучше выглядеть? Права ли она? ( «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!- радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар». Она не замечала внутренней жизни Петьки, его новых впечатлений. «Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться», он был полностью захвачен новой жизнью, он как будто проснулся, как будто ожил.
- Как ты думаешь, Петька делился с матерью своими впечатлениями или всё переживает тихо, молча, наедине с самим собой?
(Нет, не делится)
8. Подтверди, что автор использует прием контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче. (описание Петьки, его впечатлений и состояний
7. Обобщение материала
Почему автор так назвал свой рассказ?
- Итог урока
Как же оказался мальчик в городе?
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? (Да) Каждый доказывает эту точку зрения, опираясь на текст.
Дом.зад. прочитать рассказ. Выделить отрывки, по которым можно составить портрет главного героя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс
Урок литературного чтения по теме:Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс...
Петька на даче.
Презентация....
Урок литературного чтения "Петька на даче"
Урок литературного чтения "Петька на даче", 4 класс, по Занкову...
Тест по рассказу Л.Андреева «Петька на даче»
В материала представлены тесты, разработанные совместно с учащимися на уроках литературного чтения....
Тест по рассказу Л.Андреева «Петька на даче»
В материала представлены тесты, разработанные совместно с учащимися на уроках литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению "Петька на даче" Л.Н.Андреева
Данный урок проводится в 4 классе по системе Л.В.Занкова...
Конспект урока "Леонид Андреев Петька на даче"
Конспект урока по теме: "Л. Андреев Петька на даче" изучение нового материала....