Приёмы компреcсии текста
статья по чтению по теме
В данной статье приводятся примеры смысловой компресии художественного текста. Такую работу нужно проводить уже в начальных классах на уроках развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_kompresii_teksta.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы компрессии (сжатия) текста
Сжатие текста (компрессия) - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
Обобщение или объединение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Пример сокращения текста
Исходный текст
Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
(По В. Солоухину)
При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали.
Для этого следует:
- текст разделить на абзацы;
- вычленить существенную информацию;
- используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
- объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Исходный текст | Как сократить |
(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. (8 слов) | Оставим без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом (на) Земле): Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) |
(2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. (29 слов) | а) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словам транспорт. б)Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома. в) Исключим сказуемое оглушают: Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. (15 слов) |
(3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (11 слов)
| а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье: Но это стоит здоровья. (4 слова) |
(6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (11 слов)
| Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле: Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земле и валерьянка. (10 слов)
|
(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (37 слов)
| а) исключим
б) заменим
в) объединим 7-ое и 8-ое предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов) |
(9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел её, растущую в тени. (17 слов) | Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов)
|
10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (33 слова)
| а) исключим
Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов) |
144 слова | 85 слов |
Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте:
Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов)
Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана:
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Желая добыть его, я пошел в лес и нашел валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему, слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст:
Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)
Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл.
Что нельзя удалять из текста?
Нельзя удалять:
- авторский тезис;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
- вывод автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Приёмы правки текста. 4 класс
Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме: "Приёмы правки текста. Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 ...
Приём «клоуз – тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста
В статье представлен анализ работы с приемом "клоуз-тест" на различных уроках, в том числе дан комментарий к мастер-классу по технике понимания текста, проведённом в г.Красноярске...
Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).
Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....
Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида
Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Тема: Приём «Оценка текста» как условие развития интереса к самому процессу чтения.
Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Перед учителем начальных классов встаёт проблема, с одной стороны - развитие...
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
- Мне нравится (1)