Приёмы компреcсии текста
статья по чтению по теме

В данной статье приводятся примеры смысловой компресии художественного текста. Такую работу нужно проводить уже в начальных классах на уроках развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_kompresii_teksta.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы компрессии (сжатия) текста

   Сжатие текста (компрессия) - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение

- вводных слов;

- однородных членов предложения;

- повторов;

- однотипных примеров;

- риторических вопросов и восклицаний;

- цитат;

- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

- пояснений;

- рассуждений;

- описаний;

- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо: 
-
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
-
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. 
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) 
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во во всем (5 слов)

Обобщение или объединение 
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
-
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них
 общее.
-
Объединить эти факты на основе общего.
-
Сформулировать получившееся предложение. 

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)


Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) 

Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.
(12 слов)

Сказки любят все. (3 слова ) 

Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) 

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов) 

Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
(18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения


Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)


Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 

Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»


При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план. 
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения 
- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Пример сокращения текста


Исходный текст 

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

 Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(По В. Солоухину) 

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. 

Для этого следует: 

  • текст разделить на абзацы;  
  • вычленить существенную информацию; 
  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  
  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

Исходный текст 

Как сократить 

(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.  (8 слов) 

Оставим  без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом  (на) Земле):  

Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) 

(2)Постоянное тарахтенье  разнообразных  автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.  

(29 слов

а) Ряд однородных дополнений  заменим обобщающим словам транспорт. 

б)Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище  словосочетанием проникая в дома.  

в) Исключим сказуемое оглушают

Шум  транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни(15 слов) 

(3) Но  это   стоит нервов, нервов  и нервов. (4) И сердца.  (5) И психики. 

 (11 слов) 

  

а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. 

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье

Но это стоит здоровья. (4 слова) 

(6) Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  

(11 слов) 

  

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную  авторскую  мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле

Поэтому  наряду с тишиной становится 

дефицитной на земле и валерьянка.  (10 слов) 

  

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 

(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

(37 слов) 

  

а) исключим  

  • повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 
  •  вводные предложения; 
  • придаточные  предложения 

б) заменим 

  • часть предложения ядовитые газы,  которые  ежедневно  в  больших  количествах  вдыхает  каждый  городской житель словосочетанием грязный воздух 

 в) объединим 7-ое и 8-ое предложения:  Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов)    

(9) Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  её, растущую в тени. 

 (17 слов) 

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. 

Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. (13 слов) 

  

10) Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(33 слова) 

  

а) исключим 

  

  •  подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 
  •  определения красивый; 
  • сравнение подобно матери.  

Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)    

144 слова 

85 слов 

Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

  

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов) 

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

Желая добыть его, я пошел в лес и  нашел  валериану. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему, слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

  

Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов) 

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. 

Что нельзя удалять из текста? 

Нельзя удалять: 

  • авторский тезис; 
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 
  • вывод автора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Приёмы правки текста. 4 класс

Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме: "Приёмы правки текста. Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 ...

Приём «клоуз – тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста

В статье представлен анализ работы с приемом "клоуз-тест" на различных уроках, в том числе дан комментарий к мастер-классу по технике понимания текста, проведённом в г.Красноярске...

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Тема: Приём «Оценка текста» как условие развития интереса к самому процессу чтения.

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя.  Перед  учителем  начальных классов встаёт проблема, с одной стороны - развитие...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...