Формирование читательской компетентности в рамках опытно-экспериментальной деятельности
статья по чтению на тему
Модель формирования читательской компетентности позволила построить образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oed_formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.rar | 722.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно- экспериментальная деятельность
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учитель начальных классов
МБОУ Шиморская СШ
Полюшина Светлана Федоровна
Слайд 2 Начиная работу по экспериментальной деятельности была построена модель формирования читательской компетентности, которая позволила построить образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого обучающегося.
Главным стояло воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.
Слайд 3 При реализации модели были решены следующие задачи.
Слайд 4 Модель построена на принципах личностно – ориентированного подхода. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип субъектности. Наша задача помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Учащемуся необходимо жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует работу по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению, в этом главный успех обучения и воспитания, который зависит не от внешних воздействий, а от внутренней мотивации ребенка.
Слайд 5. Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность, в нашем случае – ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.
В концепции модели читательской компетенции применение деятельностного подхода позволило обновить содержание обучения чтению, сочетать традиционные и новые образовательные технологии и формы работы, обеспечило целенаправленное развитие каждого ученика.
В процессе деятельностного подхода вырабатывается познавательный мотив (желание узнать, открыть, научиться) и появляется конкретная учебная цель (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить).
Компетентностный подход в обучении чтению позволил сформировать читательские компетенции и выделить в качестве значимого компонента ценностное отношение младших школьников к чтению.
Многие ученые сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Слайд 6 Компетентностная часть модели представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций:
Личностно-ценностные компетенции являют собой готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.
Информационно-коммуникативные компетенции- это способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением.
Учебно-познавательные компетенции: владение рациональными приёмами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; наличие знаний компонентов литературного произведения; способность распознавать жанры произведений.
Весь процесс должен проходить путь восхождения от репродуктивного применения знаний к творческому развитию.
Слайд 7 Что такое читательская компетентность? – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
- это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся отбирать, понимать информацию, успешно использовать её в общественных и личных целях;
- способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;
- умение вступать в диалог «автор – читатель»,
- понимание специфики языка художественного произведения.
Слайд 8 Начальная школа — важный этап в жизни ребенка. В это время закладываются навыки, помогающие в дальнейшем обучении: правильное и аккуратное письмо, умение сосредотачиваться и концентрировать внимание и, конечно, читать. Причем не просто читать, а уметь выделять главное в тексте. Здесь поможет смысловое чтение — такой вид речевой деятельности, при котором происходит:
- смысловое восприятие прочитанного материала,
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
- извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
Процесс смыслового чтения состоит из переплетения технической и смысловой сторон.
Слайд 9 Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах. На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.
Смысловое чтение методы и приемы подразумевает различные. Подробнее с ними вы познакомитесь на практике.
Слайд 10. Чтение – сложный, многогранный процесс, важный шаг в обучении детей. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии и т.п. Процесс чтения состоит из трех фаз (стадий).
В первой фазе во время чтения происходит восприятие текста, раскрывается содержание и замысел произведения, воспроизведение и пересказ.
Слайд 11. Во второй фазе - извлечение замысла, объяснение прочитанного, сравнение и сопоставление, анализ, обобщение, интерпретация текста.
Слайд 12 В третьей фазе чтения выдвигается гипотеза, высказываются предположения о ходе событий, и создается собственный новый смысл.
Слайд 13 Художественный текст представляет собой сложную систему.
В работах О.И.Никифоровой, Л. А. Ефросининой и других педагогов осмысление художественного текста младшими школьниками рассматривается на трех уровнях в зависимости от выполняемой мыслительной деятельности ученика.
Все уровни понимания художественного текста взаимообусловлены, а сам процесс понимания проявляется в постепенном переходе от восприятия к пониманию смысла.
Первый уровень - эмоционально-чувственный. Когда дети воспринимают текст преимущественно на эмоциональном уровне, у них накапливаются разнообразные читательские эмоции. Реакция при чтении текста может быть яркой и достаточно точной. Очень важным условием на этом этапе является владение учителем мастерством художественного чтения.
На интеллектуально-оценочном уровне осмысления художественного текста внимание юных читателей сосредоточено на описываемых событиях. Дети легко восстанавливают их последовательность, устанавливают логические связи между ними. В произведении детей интересуют, прежде всего, герои. Учащиеся верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения со ссылкой на поступок.
Третий уровень - коммуникативно-речевой. На этом уровне ребенок может воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную канву произведения, понять позицию каждого героя. На этом уровне дети способны осознать идею текста, пережить вместе с героем те нравственные чувства, которые заложены автором в его образе.
Валентина Филипповна Одегова доработала выше сказанные уровни осмысления художественного текста и вывела смысловое чтение на четвертый уровень – уровень самосовершенствования личности.
Под воздействием возникших чувств у детей формируется нравственная проекция поведения на основе интериоризации духовно-нравственных ценностей. Это происходит в результате адекватной оценки поступков героев прочитанного или прослушанного произведения и умения сопоставлять их со своими поступками.
Выявленные сущностные характеристики навыка осмысленного чтения художественного текста младшими школьниками позволяют организовать работу по его формированию, диагностике и коррекции в результате применения различных методических приемов на всех этапах его формирования.
Слайд 14 Читательскую компетентность младших школьников нужно рассматривать как конечный результат в логической цепочке: «читательская деятельность - читательская самостоятельность - читательская компетентность». Подобный подход к пониманию проблемы говорит о поэтапности и системности в успешном развитии читательской компетентности.
Слайд 15 Великую красоту мира помогает раскрыть нам литература. Благодаря слову можно проникнуться душой в суть самых разных жизненных явлений, раскрыть себя и найти смысл жизни.
Далеко не каждому дано приоткрыть завесу в волшебную страну мысли и слова, скрывающуюся за страницами книг. Как сказал французский философ 17 века Блез Паскаль: «Каждую книгу нужно уметь читать».
Главная наша задача- это изучение круга чтения современного подростка и поиск способов приобщения к умной, достойной внимания, книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В данном материале представлена гипотетическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников – определяющая процессуальное, организационное и методическое сопровождени...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Программа по формированию читательской компетентности в рамках реализации ФГОС.
Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, ...